Дело .....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2010 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Г.
при секретаре Овсянниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Толстых ФИО17 к ФИО38, ФИО42 на жилое помещение в порядке приватизации; по встречному иску ФИО40 к Толстых ФИО18, Толстых ФИО19, Олейникову ФИО20, ФИО41 о признании договора социального найма недействительным и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Толстых ФИО22 ФИО9 обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование своих требований, что с 07.10.2005 г. проживает и является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ..., .... Вместе с ним в указанной квартире проживают: Толстых ФИО23 и Олейников ФИО24.
18.05.2009 года Толстых Н.Н. обратился в ФИО43 с заявлением о приватизации квартиры. Однако ему было отказано, в связи с тем, что в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», контракт о прохождении военной службы с Толстых Н.Н. заключен после .... года, предусматривающий предоставление служебного жилого помещения на весь срок военной службы.
Однако истец не согласен с данным отказом, поскольку его выслуга лет военной службы составляет 11 и более лет, а в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основе решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба или по договору социального найма.
Основываясь на изложенном, а также на положениях Конституции РФ, Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 03 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» Тостых Н.Н. просит суд признать за ним право собственности на квартиру ..... в доме ..... по ... в ... в порядке приватизации.
В свою очередь, ФИО44 обратилась со встречным иском, в котором просит признать договор социального найма ..... от ....г., заключенный между ФИО45 и ФИО25 Толстых, недействительной (ничтожной) сделкой и, применив последствия недействительности ничтожной сделки, – выселить ФИО46 ФИО26 Толстых, ФИО27 Толстых, ФИО28 Олейникова из муниципальной квартиры 16 ... по ... ... без предоставления иного жилого помещения.
Указанные требования ФИО47 мотивирует следующим. .... г. ФИО48 заключила с Н.Н. Толстых договор социального найма ..... на ... ... по ... .... Однако данный договор был заключен в нарушение требований действующего законодательства и является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку в нём указано, что квартира находится в государственной собственности (п.1 договора) и предоставляется Н.Н. Толстых на состав семьи 3 человека (он - Н.Н. Толстых, жена - Е.М. Толстых, дедушка - А.Д. Олейников) на основании разрешения начальника КЭЧ от ....г.). Однако, данная квартира ... ... по ... ... находится в муниципальной собственности с 2001 года, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной имущества (жилые объекты) ..... от ....г., а также постановлением Воронежской городской Думы №113-1 от 11.09.2001г. «Об утверждении перечня №147 объектов социально - бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность, актом приемки - передачи основных средств от 19.02.2002 г.
Также спорная квартира была предоставлена Толстых Н.Н. в нарушение положений п.1 ст.60, 63 Жилищного кодекса РФ, в разряд служебной не вводилась и по какому-либо из оснований, предусмотренных Постановлением главы администрации городского округа г. Воронеж №1733 от 18.09.2006г. «О порядке заключения договоров социального найма», ему не предоставлялась.
В судебном заседании Толстых Н.Н. и его представитель адвокат Попов А.В. поддержали свои исковые требования и просили суд удовлетворить иск в полном объеме. Против требований, изложенных во встречном исковом заявлении, Толстых Н.Н. и его представитель адвокат Попов А.В. возразили, полагая их необоснованными, поскольку право муниципальной собственности на спорную квартиру не доказано. Просили суд в удовлетворении встречного иска отказать.
Представитель ФИО49 по доверенности Сафонова А.Ю. против требований ФИО14 возразила, в полном объеме поддержав требования, изложенные во встречном исковом заявлении.
Представитель ФИО50 доверенности Болховитина М.И. полагала исковые требования Толстых Н.Н. подлежащими удовлетворению, сославшись на то, что договор социального найма жилого помещения с ним был заключен правомерно. В удовлетворении встречных требований ФИО51 полагала необходимым отказать.
Третье лицо Толстых Е.М. полагала исковые требования Толстых Н.Н. подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования ФИО52 – необоснованными.
Третье лицо Олейников А.Д., будучи извещенным надлежащим образом (что подтверждается, в частности, почтовым уведомлением л.д.80) и пояснениями Толстых Н.Н.), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду сообщено не было, в связи с чем, с учетом мнения явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Установлено, что Толстых Н.Н. являлся военнослужащим, был уволен с военной службы .... г. в связи с организационно-штатными мероприятиями л.д.7), выслуга лет составила более 11 лет л.д.9).
В муниципальном образовании на учет нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с жилищным законодательством, Толстых Н.Н. постановлен не был л.д.62).
.... г. между ФИО53 – «наймодателем» с одной стороны и Толстых Н.Н. – «нанимателем» с другой стороны был заключен договор найма служебного жилого помещения ....., на основании которого Толстых Н.Н. и его жене Толстых Е.М. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ..., ..., ..., ... л.д.66-69, 70).
В данную квартиру Толстых Н.Н. вселен вместо выбывшего военнослужащего, что усматривается из поквартирной карточки л.д.64) и пояснений представителя ФИО54.
На основании соглашения от .... г. указанный договор изменен: в качестве семьи нанимателя (Толстых Н.Н.) в договоре указаны Толстых Е.М. и Олейников А.Д. л.д.65).
.... г. между ФИО55 – «наймодателем» с одной стороны и Толстых Н.Н. – «нанимателем» с другой стороны, был заключен договор социального найма жилого помещения ....., предметом которого является изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире общей площадью 54,4 кв. м, в том числе жилой 30,4 кв.м по адресу: ..., ..., ..., ... л.д.22-24).
Письмом ФИО56 от .... г. .....з-03 Толстых Н.Н. отказано в приватизации указанного жилого помещения по мотивам его предоставления на срок военной службы л.д.10).
По смыслу ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.1 ст.15).
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет (п.2 ст.15).
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей (п.5 ст.15).
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п.6 ст.15).
Таким образом, анализируя приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению военнослужащим, в том числе, уволенным в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, жилых помещений, возложена законом на федеральные органы исполнительной власти, притом, что жилые помещения должны находится в федеральной собственности. При этом военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями на момент прохождения военной службы, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения, в котором определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Жилые помещения предоставляются военнослужащим на срок службы. После увольнения по указанным в законе основаниям, у военнослужащего возникает право на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном ст.15 Закона «О статусе военнослужащих».
Действуя в рамках предоставленных законом полномочий, .... г. (т.е. на момент прохождения Толстых Н.Н. военной службы) ФИО57 заключила с Толстых Н.Н. договор найма служебного жилого помещения, вселив его в указанное жилое помещение вместо выбывшего военнослужащего.
Однако заключать с Толстых Н.Н. договор социального найма жилого помещения ..... от .... г. в период прохождения им военной службы у ФИО58 полномочий не имелось.
Приходя к такому выводу, суд руководствуется, в частности, положениями ст.60 ЖК РФ, согласно которой по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В нарушение данного положения, в названном договоре в качестве собственника жилого помещения указано Министерство Обороны РФ, а его п.1 содержит указание на то, что жилое помещение находится в государственной собственности.
Вместе с тем, из представленных суду документов усматривается, что постановлением Воронежской городской думы от 11.09.2001 г. №113-I утвержден перечень №147 объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность. В названный перечень включена и спорная квартира ... дома ... ... .... При этом в преамбуле постановления указывается, что объекты в утверждаемом перечне (на момент издания самого постановления) относятся к объектам муниципальной собственности л.д.41, 42-43).
Во исполнение указанного постановления, и на основании постановления администрации г. Воронежа Воронежской области от .... г. ... по ... ... принят от КЭЧ на баланс МУП ЖКХ и Б Ленинского района л.д.63). Пунктом 15 названного постановления от .... г. ..... за Воронежской КЭЧ МВО сохранено право повторного заселения передаваемых в муниципальную собственность квартир, занимаемых военнослужащими.
Согласно акту приемки-передачи от .... г. дом ... по ... ... принят на баланс МУП ЖКХ и Б ... л.д.44).
Право муниципальной собственности на спорную квартиру подтверждается также представленной выпиской из реестра муниципального имущества л.д.40).
При этом суд не принимает во внимание доводы Толстых Н.Н. и его представителя о том, что спорная квартира не может относиться к муниципальной собственности, поскольку право на неё не зарегистрировано в установленном законом порядке. Представленная выписка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на спорную квартиру ... расположенную по адресу: ..., ..., ..., сама по себе может свидетельствовать лишь об отсутствии регистрации прав на указанную квартиру, однако не опровергает оснований возникновения права муниципальной собственности на неё и не может доказывать факт принадлежности спорной квартиры к государственной собственности, а также обосновывать правомерность действий ФИО59, заключившей договор социального найма спорной квартиры, как находящейся в государственной собственности, ФИО60.
Суд также учитывает, что в силу ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной. В рамках настоящего судебного разбирательства сторонами не было представлено каких-либо доказательств с достоверностью свидетельствующих о моменте возникновения права муниципальной собственности на спорную квартиру. В то же время, ни одно из вышеуказанных постановлений и сам факт передачи спорной квартиры в муниципальную собственность, к настоящему моменту, кем-либо не оспорены.
Доводы стороны Толстых Н.Н. о том, что спорная квартира не была переведена в разряд служебных в установленном законом порядке, суд также не может принять в качестве доказательства обоснованности действий ФИО61, поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что спорная квартира изначально предоставлялась Толстых Н.Н. именно в качестве служебной, что в полной мере соответствовало требованиям Закона «О статусе военнослужащих».
Согласно ст.102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
В силу п.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, в силу положений ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» и ст.ст.102-104 ЖК РФ в их взаимосвязи, Толстых Н.Н. и члены его семьи были обязаны освободить занимаемое ими жилое помещение, при этом Толстых Н.Н. должен был быть обеспечен жилым помещением в порядке, предусмотренном ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» за счет жилищного фонда, относящегося к государственной (федеральной) собственности, либо иным образом за счет средств федерального бюджета. В свою очередь, в силу названного выше постановления администрации г. Воронежа Воронежской области от 19.11.2001 г. №1330 за ФИО62 оставалось право повторного заселения данной квартиры военнослужащими.
В противном случае, при ином толковании приведенных положений закона, обязательства, возложенные законом на Российскую Федерацию, будут исполняться за счет муниципальной собственности, что недопустимо в силу п.2 ст.8 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При изложенных выше обстоятельствах, судом усматриваются основания для признания договора социального найма ..... от .... г., заключенного между ФИО63 и Толстых Н.Н. недействительным, в связи с чем, суд находит исковые требования Толстых Н.Н. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации не подлежащими удовлетворению, а требования ФИО64, изложенные во встречном исковом заявлении – обоснованными, в силу чего, они подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Толстых ФИО30 к ФИО65, ФИО66 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.
Встречный иск ФИО67 к Толстых ФИО31, Толстых ФИО32, Олейникову ФИО33, ФИО68 удовлетворить, признав договор социального найма ..... от .... г., заключенный между ФИО69 и Толстых ФИО34 недействительным.
Выселить Толстых ФИО35, Толстых ФИО36, Олейникова ФИО37 из жилого помещения по адресу: ..., ... ..., ..., без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья: Е.Г. Щербатых