Дело .....
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.... года ...
... суд ... в составе:
председательствующего судьи Востриковой Г.Ф.
при секретаре Животовой Е.В.
с участием истца Алексеева Ф.К.
представителя истца в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Васневой Е.Н.
представителя ответчика ФИО3 по доверенности ФИО3
представителя ФИО4 по доверенности ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева ФИО18 к ФИО3, ФИО4 о признании права на льготное обеспечение жилым помещением посредством выдачи государственного жилищного сертификата, о включения в списки граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и выдачи государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев ФИО18, .... года рождения, лейтенант запаса, уволен с действительной военной службы по пункту «в» статьи 59 (по сокращению штатов) приказом от .... года ..... командира войсковой части ..... на основании приказа Министра обороны СССР ..... от .... года и направлен на постоянное место жительство в ... л.д. ).
Выслуга Алексеева Ф.К. в Вооруженных Силах составляет 8 календарных лет. Своего жилья на территории Российской Федерации и в городе Воронеже истец не имеет. Семья Алексеева Ф.К. состоит из 4 человек(он, жена и двое сыновей). Согласно выписке из домовой книги Алексеев Ф.К. и члены его семьи проживают в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: ...,ул...., ..., и принадлежащем родственнику его жены. В настоящее время собственник намерен продать домл.д. ).
При увольнении истцу было выдано удостоверение о праве на льготы, в том числе и на обеспечение жильем в соответствии с ранее действующими нормативно-правовыми актами СССР л.д. ).
С .... года Алексеев Ф.К. состоит в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека на основании Постановления Главы Администрации Ленинского района ... ..... от ....г.
До настоящего времени Алексеев Ф.К. жильем на территории Российской Федерации и в городе Воронеже не обеспечен. Для реализации своих жилищных прав истец обратился в ФИО3 с заявлением о включении его в список кандидатов на участие в президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" на 2002-2010 годы, на что получил отрицательный ответ.
Не согласившись с отказом, Алексеев Ф.К. обратился в суд с иском к ФИО3, ФИО4 о признании права на льготное обеспечение жилым помещением, посредством выдачи государственного жилищного сертификата, о включении в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», о выдачи государственного жилищного сертификата
В судебном заседании истец Алексеев Ф.К. заявленные исковые требования поддержал, суду пояснил следующее:
В связи с сокращением занимаемой им воинской должности он обратился к командиру части с рапортом об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и заявил о намерении избрать место постоянного жительства ..., что подтверждается представленными суду документами л.д. ). Как офицер запаса, уволенный с действительной военной службы по сокращению штатов, он был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в период действия п.19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1981 г.№193.
Министерство обороны РФ и руководство воинской части предоставили ему удостоверение, изготовленное на типографском бланке, только в 2002 году, после чего Постановлением Главы Администрации Ленинского района ... ..... от ....г. он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на льготную очередь военнослужащих запаса для получения жилья. По мнению истца, поскольку данные правоотношения носят длящийся характер, обязанность государства по предоставлению жилья сохраняется с момента увольнения из ВС РФ по льготным основаниям и по настоящее время. Причем федеральная программа обеспечения жильем граждан, уволенных из вооруженных сил, завершается.
В судебном заседании представитель истца Васнева Е.Н. исковые требования своего доверителя поддержала, пояснив, что при увольнении с военной службы Алексееву Ф.К. выдано льготное удостоверение, в том числе о праве на обеспечение жильем. Представитель пояснила, что в настоящее время семье негде жить, поскольку родственник жены продает дом, а по своему имущественному положению семья не может снимать жилье, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ФИО3 по доверенности Демченко Е.С. против иска возражала.
Представитель ФИО4 по доверенности Радонская О.А. против иска возражала.
Выслушав пояснения истца, представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО3 отказала истцу во включении его в списки граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», сославшись на то, что право на участие в программе имеют граждане, уволенные с военной службы и имеющие выслугу 10 лет и более.
Однако, с данными доводами суд согласиться не может. Выдача военнослужащим жилищных сертификатов является одной из гарантий их прав на обеспечение жильем за счет государства в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам, уволенным по сокращению штатов. Следовательно, по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства истец является нуждающимся в получении жилья, в связи с чем обоснованно просит обеспечить его государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения.
Право истца на обеспечение жильем, гарантированное государством, нарушено, поскольку в установленный законом срок Алексеев Ф.К. и его семья жильем обеспечены не были.
В соответствии с п.п. 30,31 раздела 5 «Порядок предоставления жилья» Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» администрации субъектов РФ распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшения жилищных условий.
Как офицер запаса, уволенный с действительной военной службы по сокращению штатов, Алексеев Ф.К. был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в период действия п.19 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1981 г. №193 «Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку и их семей». Указанным пунктом предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью независимо от ее ведомственной принадлежности за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", которым в подпункте «г» п.5 установлено, что право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан РФ:
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ( получении жилых помещений) до 1 января 2005 года;
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, суд считает, что Алексеев Ф.К.., уволенный с военной службы и вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в ФИО3, имеет право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту постановки на учет, в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 год.
В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе права на жилье, регулируются не жилищным законодательством, а гражданским законодательством (ст. 8 ГК РФ). Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи" (ст. 25).
Конституция Российской Федерации в ст. 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем.
Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции Российской Федерации, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Более того, любая дифференциация, приводящая к различию в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно-значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежавших к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 года № 5-П).
Согласно действующему законодательству с органов местного самоуправления снята обязанность по обеспечению уволенных военнослужащих жильем.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Суд полагает, что право на жилье Алексеева Ф.К., уволенного с действительной службы по сокращению штатов в 1990 году, закреплено действующим в настоящее время Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193.
Поэтому, суд соглашается с доводами истца о том, что ссылки на п.п. «г» п.5 ст.1 Правил уменьшают уровень прав и льгот, которыми обладали офицеры, уволенные с военной службы из воинских формирований Союза ССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, и исключают признание этих лиц, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, а также в получении государственного жилищного сертификата по избранному постоянному месту жительства за счет федерального бюджета, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет.
Из части 1 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В целях восстановления нарушенных прав истца, суд считает возможным возложить обязанность по включению истца в список граждан-участников подпрограммы на ответчиков, оформить и выдать ГЖС на состав семьи 4 человека.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Алексеева ФИО18 удовлетворить.
Признать за Алексеевым ФИО18 право на обеспечение его с составом семьи четыре человека жильем после увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации по организационно-штатным мероприятиям посредством получения государственного жилищного сертификата.
Обязать ФИО3 включить Алексеева ФИО18 в список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с составом семьи 4(четыре) человека для получения государственного жилищного сертификата в 2010 году.
Обязать ФИО4 включить Алексеева ФИО18 в сводный список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с составом семьи 4(четыре) человека для получения государственного жилищного сертификата в 2010 году и выдать государственный жилищный сертификат в 2010 году.
Обязать ФИО4 оформить Алексееву ФИО18 государственный жилищный сертификат на состав семьи 4(четыре) человека в 2010 году.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Воронежский облсуд через райсуд.
Судья -