о замене автомобиля



Дело №

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Доровских И.А.,

при секретаре Фоменко Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптиева ФИО7 к ФИО8 о замене автомобиля,

установил:

Лаптиев Н.А. обратился в суд с иском к ФИО8, указывая, что является инвалидом Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ в качестве средства реабилитации в его пользование ОСЗН был выдан бесплатно автомобиль «Ока», при этом было разъяснено, что через 7 лет автомобиль будет заменен на новый.

В марте 2010г. истец обратился к ответчику с заявлением о замене автомобиля на новый.

Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано со ссылкой на то, что с 01.01.2005г. в соответствии с Федеральным Законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ нормы Федерального Закона «О ветеранах», предусматривающие обеспечение инвалидов автотранспортом, в том числе замену автомобилей по истечении семилетнего срока эксплуатации, утратили силу.

Считая такой отказ незаконным, истец просит суд обязать ответчика произвести замену автомобиля «ОКА», выданного ему в качестве средства реабилитации в 2002 году.

В судебное заседание истец Лаптиев Н.А. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Лаптиев В.Н. требования своего доверителя полностью поддержал.

Представитель ответчика ФИО8 по доверенности Байдакова Ю.С. против удовлетворения исковых требований возражала.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Лаптиев Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом Великой Отечественной Войны (1 группа инвалидности) (л.д. 16).

В соответствии с п.2 ст. 15 и пп. 19 п. 1. ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний (инвалидам войны I группы по зрению или без обеих рук - без медицинских показаний) имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств.

Статьей 44 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ с связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п. 19 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», предусматривающий в качестве меры социальной поддержки обеспечение инвалидов войны транспортным средством, признан утратившим силу.

Таким образом, с 01.01.2005г. изменена форма оказания социальной поддержки различным категориям граждан, в частности, упразднены льготы по обеспечению инвалидов автотранспортными средствами.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, « в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Исходя из смысла вышеуказанной нормы, инвалиды, которые состояли на учете в органах социальной защиты населения на обеспечение спецтранспортом до 01.01.2005г., будут обеспечиваться в дальнейшем транспортными средствами.

Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства и не отрицается самим истцом, до 01.01.2005г. он в органы социальной защиты населения с заявлением о постановке его на учет для получения транспортного средства не обращался и на таком учете не состоял (л.д. ).

В Указе Президента РФ № 685 от 06.05.2008г. «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», также идет речь об обязательствах РФ «…перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями».

В соответствии с данным Указом Президента РФ, Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 670 утверждены Правила предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов которые на 1 января 2005г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями и Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.

Таким образом, положения вышеуказанных нормативных правовых актов на истца не распространяются.

Кроме того, предоставление инвалидам в качестве средства реабилитации автомобиля в соответствии с п.п. 19 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», действовавшего до 01.01.2005г., осуществлялось при наличии медицинских показаний.

Аналогичное положение содержится и в ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995г., в соответствии с которой «…решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. … По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида».

В свою очередь, данные медицинские показания о нуждаемости инвалида в предоставлении того или иного средства реабилитации, в соответствии со ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», должны быть отражены в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Доказательств наличия такой программы реабилитации в период до 01.01.2005г., а, следовательно, и наличия медицинских показаний о нуждаемости истица в предоставлении ему в качестве средства реабилитации автомобиля, истцом суду не представлено.

Более того, в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что справки из МСЭ о нуждаемости истца в автомобиле не имеется (л.д. ).

Ссылка представителя истца на то, что право на получение автомобиля возникло у истца до 2005г., так как инвалидность ему установлена еще в 2000г., является несостоятельной, поскольку согласно ст. 28 ФЗ «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации, т.е. реализация данных мер носит заявительный характер, а истец, как установлено судом выше, до 2005г. с таким заявлением не обращался.

Кроме того, пунктом 4 Правил предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению инвалидов легковыми автомобилями через организации, осуществляющие их поставку по государственным контрактам на поставку легковых автомобилей, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством и указанными организациями.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 №670 финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления списков инвалидов, которые на 1 января 2005г. состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, для обеспечения легковыми автомобилями и получения единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.09.2008 №494н, на органы социальной защиты населения возложена обязанность к 5 октября 2008 года представить в Минздравсоцразвития РФ список инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, участников ВОВ из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Таким образом, в компетенцию ответчика - ФИО8 входит лишь составление и передача в Минздравсоцразвития РФ списков граждан, имеющих право на обеспечение транспортными средствами и вставшими на учет до 01.01.2005г.

Списки граждан, имеющих право на получение автотранспортных средств, переданы ФИО8 в Минздравсоцразвития РФ, повторного представления указанных списков действующими нормативными актами не предусмотрено, и изменить их в сторону дополнения возможно только при обращении с указанными требованиями к Минздравосоцразвития РФ.

Таким образом, требования истца об обязании ФИО8 произвести замену ранее предоставленного ему автомобиля, предъявлены к ненадлежащему ответчику, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Лаптиеву ФИО7 в удовлетворении исковых требований к ФИО8 о замене автомобиля, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья И.А.Доровских

-32300: transport error - HTTP status code was not 200