решение суда о признании права собственности на квартиру



Дело № 2- 2703/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2010 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Щербатых Е.Г.,

при секретаре Овсянниковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Князева ФИО9 к ФИО10 о признании права собственности на квартиру,

Установил:

Князев ФИО9 обратился в суд с иском к ФИО10 о признании за ним права собственности на квартиру площадью 67,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> указывая, что он и члены его семьи, вселились в спорную квартиру на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и Пахомовым ФИО13, действующим по доверенности от имени и в интересах Карпова ФИО14. Согласно вышеуказанного договора мены, он передал в собственность Карпова О.Д. квартиру расположенную по адресу: <адрес>, а получил квартиру расположенная по адресу: <адрес>. В вышеуказанной квартире им был произведен капитальный и текущий ремонт жилого помещения, регулярно осуществлялась оплата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Желая зарегистрировать возникшее право собственности в установленном законом порядке, он ДД.ММ.ГГГГ обратился с соответствующим заявлением в ФИО15 Однако, ДД.ММ.ГГГГ им было получено сообщение об отказе в регистрации прав, в связи с тем, что на государственную регистрацию не предоставлены заявление о государственной регистрации перехода права от Карпова О.Д., а также заявление о внесении изменений в ЕГРП относительно площади квартиры от правообладателя - Карпова О.Д и документы подтверждающие уплату государственной пошлины за внесение изменений в ЕГРП. Устранить данные препятствия для проведения государственной регистрации не представляется возможным в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ Карпова О.Д.

Считая, что его права нарушены, Князев С.М. обратился в суд с данным исковым заявлением, указывая, что в соответствии со статьей 12 ГПК РФ, защита гражданских прав, в том числе права собственности может осуществляться путем признания права.

В судебном заседании истец Князев С.М. и его представитель по заявлению в процессе, Акиньшин Г.М., просили иск удовлетворить, указывая на обоснованность требований, изложенных в нем.

Представитель ответчика ФИО10 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещены надлежащим образом, о чем имеются сведения в деле.

Представитель третьего лица ФИО15 по доверенности Лесунова И.Ю., в вопросе о разрешении искового заявления, не имея принципиальных возражений по существу иска, полагалась на усмотрение суда.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

В пунктах 1 и 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно части 3 статьи 165 и части 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ, если одна из сторон уклоняется от регистрации сделки, требующей государственной регистрации, и перехода права собственности на недвижимость, суд вправе вынести решение о регистрации такой сделки и о государственной регистрации перехода права собственности.

Из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (п.п.61,62) следует, что если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).

Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

На основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.

Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.

Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя; к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Отсутствие необходимых документов является препятствием для регистрации права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество.

Вместе с тем, ГК РФ в ст. 12 закрепляет способы защиты прав граждан, одним из которых является признание права.

Судом установлено, что Князев ФИО9, вместе с членами его семьи вселились в квартиру, расположенную по адресу <адрес>, на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа г.Воронежа Дьяковой О.Б., зарегистрированный в реестре за номером №, зарегистрированный в муниципальном предприятии «<адрес>, записан ДД.ММ.ГГГГ, в реестровую книгу под № стр.№, инвентарное дело №, заключенным между ним и Пахомовым ФИО13, действующим по доверенности от имени и в интересах Карпова ФИО14.

Согласно вышеуказанного договора мены, Князевым С.М. была передана в собственность Карпову О.Д. квартира расположенная по адресу: <адрес>, а получена квартира расположенная по адресу: <адрес>. Согласно Акту приема- передачи квартир к договору мены от седьмого апреля девяносто восьмого года обе квартиры были признаны равноценными, пригодными для проживания, состояние обеих квартир оценивалось как удовлетворительное.

Установлено, что истец пользовался вышеуказанной квартирой открыто, как принадлежащей ему на праве собственности, производя ремонт жилого помещения, уборку и содержание в порядке общей придомовой территории, оплачивая коммунальные платежи.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Князев С.М. обратился с заявлением о государственной регистрации права на вышеуказанную квартиру в ФИО15.

Установлено, что сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 отказало истцу в государственной регистрации права собственности на спорную квартиру на основании абзаца 10 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку Князев С.М., представил в качестве оснований для регистрации, в том числе кадастровый паспорт на <адрес> в <адрес> от 10,01.2010г., согласно которому площадь вышеуказанной квартиры составляет 67.0 ш.м., та же площадь указана и в заявлении о государственной регистрации прав, однако согласно сведениям, содержащимся в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним площадь вышеуказанной квартиры, ранее принадлежавшей Карпову О.Д. составляет 27, 2 кв.м. Кроме того, на государственную регистрацию не представлены заявление о государственной регистрации перехода права от Карпова О.Д., а также заявление о внесении изменений в ЕГРП относительно площади квартиры от правообладателя - Карпова О.Д. и документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за внесение вменений в ЕГРП.

Из материалов гражданского дела усматривается, что Постановлением главы ФИО10 от 03. 04. 1998 г. № утверждена существующая перепланировка квартиры <адрес>, принят в эксплуатацию холодный коридор лит. а размером 2,50Х 3,40 м., после чего постановлено считать квартиру – трехкомнатной, общеполезной площадью 67, 0 кв.м., в том числе жилой 39, 2 кв.м.

В договоре мены, заключенным между Князевым С.М. и Пахомовым В. А., действующим по доверенности от имени и в интересах Карпова О. Д, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), акте приема передачи квартир к договору мены от 07. 04.1998 г., общеполезная площадь передаваемой Князеву С.М. квартиры значится -67,0 кв.м., в том числе жилой площадью 39,2 кв.м.

В соответствии с кадастровым паспортом помещения – квартиры № № ( литера А, А3), расположенной на 1 этаже жилого <адрес> в <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ общая площадь помещения составляет 67,0 кв.м.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Князеву С.М. на основании договора мены и акта приема-передачи была передана квартира №№ (литера А, А3), расположенной на <адрес> этаже жилого <адрес> в <адрес>, общей площадью помещения 67,0 кв.м., то есть обязательства возникшие из договора мены были исполнены.

Судом установлено, что Карпов О.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти 11-СИ № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 6).

При таких обстоятельствах, установив, что обязательства по договору мены сторонами исполнены, истец приобрел право собственности на недвижимое имущество, и единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к Князеву С.М. на квартиру <адрес> <адрес> является отсутствие - Карпова О.Д. – второй стороны договора, суд удовлетворяет заявленные исковые требования в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать за Князевым ФИО9 право собственности на квартиру №№ <адрес>.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд в течение десяти дней через Ленинский районный суд города Воронежа.

Судья: Е.Г.Щербатых

-32300: transport error - HTTP status code was not 200