Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Бородиновой О.Н.
при секретаре Самофаловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Долгушиной ФИО6 к ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Долгушина И.М. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании за ней права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>, указывая, что с 1993 г., с сыном ФИО3 проживает в указанной квартире. На данный момент истица занимает жилое помещение на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ФИО9 Истица проживая в квартире добросовестно исполняет данный договор, используя помещение строго по назначению и оплачивая коммунальные платежи. Однако договор социального найма был изъят сотрудниками ФИО9 при ее обращении за приватизацией.
Решив воспользоваться своим правом на приватизацию, истица получила отказы соответствующих органов государственной и муниципальной власти в приватизации по мотивам отсутствия в соответствующих реестрах прав квартиры, в которой она проживает, а фактически по причине не передачи ФИО12 в муниципальную собственность данного жилого дома.
Истица Долгушина И.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
Представители ответчиков – ФИО7, ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика ФИО8, представитель 3-го лица – ФИО12 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, письменно просят рассмотреть гражданское дело без их участия.
3-е лицо ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал, от участия в приватизации отказывается.
Суд, выслушав объяснения истицы, 3-го лица, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Долгушина И.М. зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес>. Ответственным квартиросъемщиком квартиры является Долгушина И.М. Совместно с ней зарегистрирован и проживает ФИО3 (л.д.16,22).
ФИО3 от участия в приватизации отказался (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в ФИО9 с просьбой о передаче ей в собственность в порядке приватизации занимаемой <адрес> в <адрес> (л.д.15).
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО9, рассмотрев поданное заявление о передаче в собственность в порядке приватизации выше указанной квартиры, прекратило оформление документов на передачу жилого помещения в собственность. Свое решение мотивировало тем, что указанная квартира не значится в реестре муниципального имущества (жилые объекты). Заключить договор на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения не муниципального жилищного фонда не представляется возможным (л.д.26).
Аналогичный ответ был получен и из ФИО7 В ответе сообщается, что вышеуказанная квартира в реестре федерального имущества не учитывается, поэтому ФИО7 в данном случае не может выступать стороной по договору передачи квартиры в собственность (л.д.14,29).
В ответе ФИО21 сообщается, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Воронежской области не значится (л.д.30).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1«О приватизации жилищного фонда РФ», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность (ст. 2 Закона).
Статья 18 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» указывает, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности граждане - наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе и право на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации» ( в ред. Постановлений Пленума ВС РФ от 21.12.1993 № 11, от 25.10. 1996 № 10) решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).
В силу разъяснения, содержащегося в пунктах 5 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе и долевую. При этом гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемых им жилых помещений на не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 года № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривает, что установление права на приватизацию осуществляется публичной властью, и государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N 25-П, Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О) и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Данным положениям Закона отвечают и пункты 6,7 Постановления Воронежской городской Думы от 24 января 2002 г. N 6-I «Об утверждении Положения о приватизации жилищного фонда», согласно которым передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется - Комитетом по управлению жилищным фондом городского округа город Воронеж, - по жилым помещениям муниципального жилищного фонда городского округа город Воронеж; предприятием, за которым закреплен государственный жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или учреждением, в оперативное управление которого переданы жилые помещения государственного жилищного фонда (ведомственный фонд).
Между тем данных о том, что спорное имущество в установленном законом порядке передано в федеральную или муниципальную собственность в материалах дела не имеется.
В соответствии с внесенными изменениями № 55-ФЗ от 20.05.2002г. в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» акционерные общества (иные субъекты не государственной организационно-правовой формы), имеющие на балансе государственные жилые помещения, исключены из числа лиц, имеющих полномочия выступать передающей стороной по договорам о передаче жилых помещений в собственность в порядке приватизации.
Следовательно, ФИО12 не имеет права передачи жилого помещения в собственность, в связи с чем, истица не может реализовать свое право на приватизацию жилья.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ, нормами которой закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.ст. 2, 8 и 35 Конституции РФ) во взаимосвязи со статьей 2 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право собственности в порядке приватизации за Долгушиной ФИО6 на <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: