о признании права собственности на квартиру в порядке наследования



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,

при секретаре Бартеневой Ю. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мариной Маргариты Николаевны к <данные изъяты> об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру в порядке наследования,

установил:

Марина М. Н. обратилась в суд с иском к <данные изъяты> <адрес> об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру в порядке наследования, мотивируя свои требования следующим.

ДД.ММ.ГГГГ между родителями истицы Брусовой Ларисой Александровной, Брусовым Николаем Пантелеевичем, с одной стороны, и муниципальным образованием <адрес> в лице Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> был заключен договор на передачу квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Брусов Н. П. и Брусова Л. А. приобрели по ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данный договор был зарегистрирован приказом Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ В управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> право общей долевой собственности Брусова Н. П. и Брусовой Л. А. на указанную выше квартиру не было зарегистрировано, свидетельство о праве собственности не выдавалось.

После смерти Брусовой Л. А. ДД.ММ.ГГГГ фактически принадлежащую ей ? доли квартиры принял в порядке наследования её супруг Брусов Н. П., который проживал вместе с супругой на момент её смерти. Однако, ни Брусов Н. П., ни дети – Брусов Александр Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Марина Маргарита Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались и свидетельства о праве на наследство не получали.

После смерти Брусова Н. П. ДД.ММ.ГГГГ, фактически наследство приняла истица, его дочь, которая продолжала проживать с отцом в указанной квартире до момента его смерти и после, несла расходы по оплате коммунальных платежей.

В связи с этим истица просит установить факт принятия Брусовым Н. П., умершего ДД.ММ.ГГГГ наследства после смерти супруги Брусовой Л. А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>, установить факт принятия наследства после смерти отца Брусова Н. П., умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из <адрес> в <адрес>, признать право собственности на данную квартиру.

В судебном заседании истица Марина М. Н., её представители Хаустов Б. А. и Шкляров Э. В. исковые требования полностью поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрация городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке.

Третье лицо Брусов А. Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения истицы, её представителей, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между родителями истицы Брусовой Ларисой Александровной, Брусовым Николаем Пантелеевичем, с одной стороны, и муниципальным образованием <адрес> в лице Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> был заключен договор на передачу квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), по условиям которого Брусов Н. П. и Брусова Л. А. приобрели по ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данный договор был зарегистрирован приказом Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ В управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> право общей долевой собственности Брусова Н. П. и Брусовой Л. А. на указанную выше квартиру не было зарегистрировано, свидетельство о праве собственности не выдавалось.

После смерти Брусовой Л. А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), фактически принадлежащую ей ? доли квартиры принял в порядке наследования её супруг Брусов Н. П., который проживал вместе с супругой на момент её смерти (л.д. 23). Однако, ни Брусов Н. П., ни дети – Брусов Александр Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Марина Маргарита Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались и свидетельства о праве на наследство не получали.

В ходе рассмотрения данного дела нашли свое подтверждение те обстоятельства, что после смерти Брусова Н. П. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), фактически наследство приняла истица, его дочь, которая продолжала проживать с отцом в указанной квартире до момента его смерти и после, несла расходы по оплате коммунальных платежей.

В соответствии с частью 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствии с частью 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, произвёл за свой счёт расходы на его содержание.

Истица фактически приняла наследство после смерти своего отца, так как на момент смерти и в течение шести месяцев после его смерти фактически проживала в спорной квартире, несла расходы по оплате коммунальных платежей, осуществляла ремонт технического оборудования и обеспечивала сохранность имущества, приняла в порядке наследования личные вещи отца и матери.

В соответствии с п. 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а так же независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно п.9 ст. 264, 265 ГПК РФ суд вправе установить факт принятия наследства в порядке особого производства при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих данный факт.

Таким образом, учитывая вышеизложенное и оценивая все представленные доказательства в совокупности, суд считает факт принятия наследства Мариной М. Н., имеющий юридическое значение для возникновения имущественных прав, доказанным.

В соответствии со статьей 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как установлено в судебном заседании, спорная квартира была передана наследодателям в собственность в порядке приватизации, но оформить свои права путем регистрации они не успели и в связи с этим в наследственную массу данное имущество включено не было.

В связи с данными обстоятельствами, поскольку наследодатели воспользовались своим правом на приватизацию и квартира им была передана в собственность, суд считает возможным включить спорную квартиру в наследственное имущество и признать за истицей право собственности на нее в порядке наследования по закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Установить факт принятия наследства Мариной Маргаритой Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, открывшегося после смерти матери – Брусовой Ларисы Александровны, умершей ДД.ММ.ГГГГ и отца – Брусова Николая Пантелеевича, умершего ДД.ММ.ГГГГ, проживавших на момент смерти в <адрес>.

Признать за Мариной Маргаритой Николаевной право собственности на <адрес> в порядке наследования по закону.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через <данные изъяты> районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья - Н. В. Лисицкая

-32300: transport error - HTTP status code was not 200