Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Востриковой Г.Ф.
при секретаре Животовой Е.В.
с участием представителя истца Котик Л.А.
по доверенности Васневой Е.Н.
представителя третьего лица - ФИО17
ФИО17
по доверенности Юдина С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котик ФИО11 к ФИО12 об оформлении и выдаче жилищного сертификата Котику ФИО11 как гражданину – участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на состав семьи 4 человека, то есть на 72 кв.м, в 2010 году с восстановлением ему очередности по состоянию на 2007 год,
У С Т А Н О В И Л:
Котик ФИО11 является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в связи с чем ему установлена инвалидность 2 группы 2 степени.
С ДД.ММ.ГГГГ Котик Л.А. состоит в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи – 4 человека на основании постановления главы местного самоуправления Краснянского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а с ДД.ММ.ГГГГ - на основании постановления главы местного самоуправления Краснянского сельсовета <адрес>.
В 2007 году ему как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы был выделен государственный жилищный сертификат. Однако, выдача сертификата была приостановлена по тому основанию, что Котик Л.А. предоставил якобы недостоверные сведения о нуждаемости в получении жилья. При этом ответчик сослался на п.16.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 (в редакции от 21.12.2009г.) и то обстоятельство, что жена Котика Л.Н. подарила принадлежащий ей дом своей матери в 2007 году с целью ухудшения своих жилищных условий.
Не согласившись с отказом, Котик Л.А. обратился в суд с настоящим иском, просит признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи 4 человека из расчета 72 кв.м, обязать ФИО12 оформить ему государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека из расчета 72 кв.м. в 2010 году, обязать ФИО12 выдать администрации Новохоперского ФИО17 для вручения ему государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека в 2010 году из расчета 72 кв.м.
В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца по доверенности Васнева Е.Н. иск поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – ФИО12 о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело без участия его представителя. При решении вопроса по заявленным исковым требованиям полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – ФИО17 - полагал, что иск подлежит удовлетворению, поскольку при проверке достоверности предоставленных Котиком Л.А. сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий выяснилось, что жилой дом, который был подарен его женой своей матери Алексеевой А.Ф., признан ветхим и непригодным для постоянного проживания. Выдача Котику Л.А. государственного жилищного сертификата была приостановлена в 2007 году без учета данного обстоятельства.
Третьи лица Котик С.Л., Котик Л.Н., Ледняк А.В. о времени и месте судебного заседания извещены, просят рассмотреть дело без их участия.
Третье лицо - ФИО17 – о времени и месте судебного заседания извещено, представитель в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Установлено в ходе судебного разбирательства, что Котик ФИО11 является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, вследствие чего ему установлена инвалидность 2 группы 2 степени.
С ДД.ММ.ГГГГ Котик Л.А. как участник ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, инвалид 3 группы состоит в списке лиц, нуждающихся в получении жилья, с составом семьи – 4 человека на основании постановления главы местного самоуправления Краснянского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №а(т.1 л.д.7), а с ДД.ММ.ГГГГ - на основании постановления главы местного самоуправления Краснянского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №а как инвалид 2 группы вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС с составом семьи 4 человека(т.1 л.д.8).
В материалах дела имеется удостоверение серии Б №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Котику Л.А. как лицу, перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшему инвалидом, предъявитель которого имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(т.1 л.д.20).
Также в материалах дела имеется удостоверение серии Р №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Котику Л.А. в том, что он является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны(т.1 л.д.20).
На дату постановки истца на учет нуждающихся в получении жилья как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и вследствие этого инвалида 2 группы при исполнении иных обязанностей военной службы действовал Закон РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года.
В соответствии с п.3 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред.Федерального закона от 24.11.1995г. №179-ФЗ) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, или ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется одноразовое обеспечение, независимо от времени постоянного проживания в данном пункте, благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах.
В установленный вышеизложенной нормой закона трехмесячный срок со дня подачи заявления жилое помещение Котику Л.А. и его семье предоставлено не было по причинам, от него не зависящим.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ положения данной статьи изменились: указанным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений законодательных актов Российской Федерации в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», которым установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Согласно пп. «е» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства от 21.03.2006 года №153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14,15,16,17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(л.д. ).
Пункт 16 Правил предусматривает норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии и устанавливается в размере:
по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Таким образом, в силу пп. «е» п.5 и п.16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных жилищных сертификатов по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2001-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, во взаимосвязи с положениями п.3 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. №179-ФЗ и п.2 ст.14 указанного Закона в редакции №122-ФЗ от 22.08.2004г., Котику Л.А. должны были выдать государственный жилищный сертификат, удостоверяющий право на предоставление социальной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, рассчитанную с учетом 4 совместно проживающих с ним членов его семьи, то есть по нормативу 18 кв.м х 4 = 72 кв.м.
Ответчик на основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), действующего законодательства <адрес> осуществляет реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 20002-2010 годы».
Как следует из сообщения администрации Новохоперского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №(т.2 л.д.181) государственный жилищный сертификат на имя Котика Л.А. поступил в администрацию района по накладной № от ДД.ММ.ГГГГ. Решением координационного совета от ДД.ММ.ГГГГ выдача вышеуказанного государственного жилищного сертификата была приостановлена в связи с предоставлением Котиком Л.А. недостоверных сведений. В последующем государственный жилищный сертификат на имя Котика Л.А. вместе с учетным делом был возвращен в главное управление строительной политики администрации <адрес> (т.2 л.д.181).
Как следует из пояснений в судебном заседании представителя третьего лица – администрации Новохоперского муниципального района <адрес> - в 2007 году государственный жилищный сертификат был оформлен на имя Котика Л.А. в порядке наступившей очередности.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ координационного совета администрации Новохоперского муниципального района <адрес> следует, что Котик Л.А. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав участников подпрограммы указал, что ни он, ни члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют. Однако, согласно сообщению Новохоперского отдела Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на момент подачи заявления у жены Котика Л.А. – Котик Л.Н. имелся в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В связи с этим рекомендовано главе муниципального района отказать Котику Л.А. в соответствии с подпунктом «в» пункта 22 правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в признании участником подпрограммы и предоставлении государственного жилищного сертификата на 2007 год(т.2 л.д.96-97).
Указанное решение было принято координационным советом неправильно : без проверки состояния указанного жилого дома, общей площадью 33,1 кв.м, а также без выяснения вопроса о том, согласна ли семья Котика Л.А. передать дом в государственную или муниципальную собственность.
В Протоколе совещания комиссии по рассмотрению учетных дел граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что комиссия по итогам рассмотрения представленных документов учетного дела истца в целях оформления сертификата приняла решение оформить Котику Л.А. государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека на 38,9 кв.м (72кв.м.- 33,1 кв.м.). При этом ответчик сослался на п.16.2 Правил, предусматривающий, что в случае отчуждения гражданином-участником подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и(или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая указанного в подпункте «в» пункта 16.1 Правил или принятия ими решения не отчуждать такое помещение, размер общей площади жилого помещения), принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Такое решение является неправильным по следующим основаниям.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был приобретен женой истца - Котик Л.Н. в порядке наследования, а затем подарен ее матери Алексеевой А.Ф. по указанию органов местного самоуправления, что не отрицается представителем третьего лица.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) не может применяться в данном случае, так как внесение изменений в п.16. вышеуказанных Правил состоялось в 2009 году, а значит изменения не могут распространяться на правоотношения Котик Л.Н. по отчуждению ? жилого помещения в 2007 году.
Из материалов дела, пояснений представителя истца в судебном заседании, следует, что истец и его семья готовы передать жилой дом площадью 33,1 кв.м в государственную или муниципальную собственность, но ранее данный вопрос не рассматривался администрацией Новохоперского муниципального района.
Кроме того, указанное решение было принято комиссией по рассмотрению учетных дел без проверки состояния указанного жилого дома, общей площадью 33,1 кв.м, который заключением межведомственной комиссии администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признан ветхим и непригодным для постоянного проживания в нем (т.2 л.д. ).
Документами учетного дела и материалами настоящего гражданского дела в совокупности подтверждается отсутствие у истца и членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания.
В соответствии со статьей 11 ГК РФ суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании вышеизложенного иск Котика Л.А. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Котиком ФИО11 право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи 4 человека из расчета 72 кв.м в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Обязать ФИО12 оформить государственный жилищный сертификат Котику ФИО11 на состав семьи 4 человека из расчета 72 кв.м в 2010 году в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Обязать ФИО12 выдать администрации ФИО17 для вручения Котику ФИО11 государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека в 2010 году из расчета 72 кв.м в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Воронежский областной суд через районный суд.
Судья –