Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Востриковой Г.Ф.
при секретаре Животовой Е.В.
с участием прокурора Семенова А.А.
представителя истца Мельниковой П.И. по доверенности Дудикова Е.А.
представителя ответчика ФИО15 по доверенности Львовой И.В.
представителя третьего лица ФИО16 по доверенности Голованева Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Мельниковой ФИО17 к ФИО18 о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма на жилое помещение,
по встречному иску ФИО15 к Мельниковой ФИО17, ФИО16 о признании договора найма жилого помещения недействительным, выселении из муниципального жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Мельникова П.И. обратилась в суд с иском к ФИО18, в котором с учетом уточнений просит признать за ней право пользования комнатой № по адресу: <адрес>,д.22, и обязать ответчика заключить с ней договор социального найма на указанную комнату.
В обоснование заявленных исковых требований Мельникова П.И. указала, что была вселена по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ФИО16» в комнату № по адресу: <адрес>;
в 2001 года в связи с ремонтом и последующей сдачей ФИО16» комнаты № в аренду коммерческой организации ее временно переселили в другое помещение – закрепленную за Герб М.В. комнату №а;
в 2005 году в подтверждение ее права пользования комнатой № ФИО16» заключил с ней договор найма;
в период с 2001-го по 2009 годы из-за неправомерных действий администрации ФИО16» она вынуждена была проживать в комнате №а, оплачивая за проживание и коммунальные услуги по квитанциям, выписанным на имя Герб М.В., которая в общежитии фактически не проживала. Когда Герб М.В. приезжала в свою комнату, она(истица) вынуждена была проживать в комнате № со своей дочерью Мельниковой Т.В. и ее сыном Мельниковым А.В.;
в 2009 году дочь Мельникова Т.В. решила приватизировать занимаемую комнату № и для этого получила у паспортистки копию лицевого счета, выписку из домовой книги, где ошибочно была указана и она, Мельникова П.И., временно проживающая в комнате №. В связи с этим потребовалось ее согласие на приватизацию дочерью комнаты №;
истица указывает, что она отказалась от участия в приватизации комнаты №, так как постоянно в ней не проживала;
летом 2009 года она смогла занять свою комнату №, освободившуюся от арендаторов;
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение №, в чем ей было отказано по мотиву непредоставления документа - основания для вселения.
Мельникова П.И. указывает, что по настоящее время проживает в комнате № <адрес> и несет расходы по оплате за жилье и коммунальным услугам.
ФИО15, самостоятельным структурным подразделением которой с правами юридического лица является ФИО18, обратилась в суд со встречным иском к Мельниковой П.И. о признании договора найма жилого помещения недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки и выселении из муниципального жилого помещения.
В обоснование заявленного встречного иска указано, что распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в муниципальную собственность городского округа <адрес> было безвозмездно передано имущество, находящееся в государственной собственности, в том числе 67 жилых комнат, расположенных в общежитии по адресу: <адрес>. Согласно п.4 указанного распоряжения право собственности на передаваемое имущество возникает с ДД.ММ.ГГГГ. Указанные жилые помещения, включая спорную комнату, были приняты в муниципальную собственность городского округа <адрес> на основании постановления Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Муниципальное образование – городской округ <адрес> зарегистрировало в установленном порядке право собственности на комнату № площадью 8,0 кв.м, расположенную в <адрес>. Свидетельство о государственной регистрации права на указанное жилое помещение выдано ДД.ММ.ГГГГ.
Мельникова П.И. занимает спорное жилое помещение без каких-либо законных оснований. В представленном истицей ордере № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на конкретное жилое помещение, предоставленное ей в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.
Истец по встречному иску полагает, что договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО16» и Мельниковой П.И. является недействительным (ничтожным) как несоответствующий требованиям жилищного законодательства – статьям 60,63 ЖК РФ.
Кроме того, истец по встречному иску ссылается на то обстоятельство, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу, были удовлетворены исковые требования дочери истицы Мельниковой П.И. - Мельниковой Т.В. к Управлению Жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа <адрес> о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение в комнате № по адресу: <адрес>. Названным решением установлено, что проживающая в комнате № Мельникова П.И. отказалась от участия в приватизации жилого помещения. Ссылаясь на ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, истец по встречному иску указывает, что за гражданином, имевшим на момент приватизации равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность жилое данное помещение, но отказавшимся от участия в приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, сохраняется право пользования данным жилым помещением, и это право носит бессрочный характер. Истец по встречному иску полагает, что за Мельниковой П.И. сохраняется право пользования жилым помещением №, это право носит бессрочный характер. Поскольку по договору социального найма жилого помещения гражданин может занимать только одно жилое помещение, истец по встречному иску полагает, что заключенный между ФИО16» и Мельниковой П.И. договор социального найма жилого помещения № в <адрес> противоречит нормам жилищного законодательства и является недействительным(ничтожным). Последствием недействительности ничтожной сделки будет являться выселение Мельниковой П.И. из помещения № в другое помещение №.
В судебное заседание Мельникова П.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель Мельниковой П.И. по доверенности Дудиков Е.А. заявленные исковые требования своей доверительницы поддержал, просил иск удовлетворить, а в удовлетворении встречного иска ФИО15 к Мельниковой П.И. о признании договора найма жилого помещения недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки и выселении – отказать.
Представитель ответчика – ФИО18 по доверенности Львова И.В. иск Мельниковой П.И. не признала, просила в иске отказать, встречные исковые требования поддержала, просила встречный иск удовлетворить.
Представитель третьего лица - ФИО16 по доверенности Голованев Г.А. полагал, что Мельникова П.И. вселилась в занимаемое жилое помещение № по <адрес>, на законных основаниях – по ордеру, выданному на тот момент уполномоченным лицом – балансодержателем ФИО16», ее иск обоснован и подлежит удовлетворению, а во встречном иске ФИО15 следует отказать в удовлетворении.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск Мельниковой П.И. подлежит удовлетворению, а во встречном иске следует отказать, суд находит иск Мельниковой П.И. обоснованным и подлежащим удовлетворению, а встречный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Установлено в ходе судебного разбирательства, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, являлось государственной собственностью <адрес> и находилось в аренде ФИО16 в соответствии с договором аренды с правом выкупа от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Разделом VI Плана приватизации государственного имущества, арендованного предприятием строительно-монтажное управление № общежитие передано в хозяйственное ведение без права продажи, перепрофилирования, сдачи в аренду без письменного разрешения комитета по управлению государственным имуществом <адрес>(л.д. ).
Постановлением исполнительного комитета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении статуса общежития ФИО16 постановлено, что регистрация жильцов в общежитии по <адрес>, производится по ордерам, выданным ФИО16»(л.д. ).
Установлено, что на основании решения администрации ФИО16» от ДД.ММ.ГГГГ № Мельниковой П.И. был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на вселение в общежитие, находящееся по адресу: <адрес>(л.д.13).
Статья 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения Мельниковой П.И. в комнату № общежития по <адрес>, устанавливала, что порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
Порядок предоставления жилой площади в общежитиях был урегулирован Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 328 "Об утверждении Примерного положения об общежитиях".
Согласно пункту 10 Примерного положения об общежитиях, жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.
Установлено на основании формы №-А, копии лицевого счета, копии ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, показаний допрошенных по делу свидетелей Корсаковой Л.И. и Локтевой И.И., пояснений представителя по доверенности ФИО16», что Мельникова П.И. была вселена в комнату №, площадью 8 кв.м, общежития по <адрес>, на основании выданного ей в установленном порядке ордера и с соблюдением правил о регистрации по месту проживания, на ее имя был открыт лицевой счет квартиросъемщика № и она оплачивала за проживание и коммунальные услуги (л.д. ).
Суд принимает во внимание пояснения представителя ФИО16» о том, что общежитие было предоставлено Мельниковой П.И. в связи с трудовыми отношениями, она работала уборщицей в данном общежитии. Также представитель ФИО16» подтвердил, что Мельникова П.И. с 2001 года временно не проживала в комнате № общежития по причинам, от нее не зависящим, в связи с производимым администрацией ФИО16 ремонтом и сдачей данного помещения в аренду коммерческой организации. Истица была временно переселена в другое жилое помещение №-а, за проживание и коммунальные услуги в котором производила оплату. В подтверждение своих пояснений представитель ФИО16» представил в суд платежные извещения, из которых видно, что за проживание в комнате №-а, закрепленной за Герб М.В., Мельникова П.И. вносила оплату(л.д. ).
Право истицы на пользование комнатой № подтверждается также договором о предоставлении в наем жилой площади, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО ФИО16 и Мельниковой П.И.(л.д. ). Представитель ФИО16» подтвердил заключение с истицей данного договора.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Корсакова Л.И., работавшая паспортистом общежития в период с 1982 по 2009 годы, суду пояснила, что в 2000 году Мельниковой П.И. в связи с работой уборщицей была предоставлена комната на основании ордера, который она предъявила при вселении; Мельникова П.И. была заселена в комнату № на пером этаже, где сейчас проживает; впоследствии Мельникова П.И. была переселена временно в комнату Герб М.В. на третьем этаже, так как помещения первого этажа сдавались в аренду; в комнате, где проживала дочь Мельниковой П.И. с сыном, не возможно было разместиться втроем; выписка из поквартирной карточки по комнате №а была выдана Мельниковой Т.В. без документов на основании родственных отношений с истицей(л.д. ).
Допрошенная судом в качестве свидетеля Локтева И.И., соседка истицы по общежитию, суду пояснила, что знакома с Мельниковой П.И. с момента ее вселения в общежитие, в комнату №, в которой истица проживает и сейчас. В период сдачи в аренду помещений первого этажа, Мельникова П.И. была временно переселена в другую комнату(л.д. ).
В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Доказательств, свидетельствующих об отнесении общежития по адресу: <адрес>, к специализированному жилому фонду в порядке, установленном Правилами отнесения жилых помещений к специализированному жилому фонду и Типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, суду не представлено. При этом установлено, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, являлось государственной собственностью <адрес>, а затем распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилые помещения в общежитии были переданы в муниципальную собственность городского округа <адрес>. Указанные жилые помещения, включая спорную комнату, были приняты в муниципальную собственность городского округа <адрес> на основании постановления Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Муниципальное образование – городской округ <адрес> зарегистрировало в установленном порядке право собственности на комнату № площадью 8,0 кв.м, расположенную в <адрес>. Свидетельство о государственной регистрации права на указанное жилое помещение выдано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Вышеприведенные доказательства свидетельствуют о том, что Мельникова П.И. была вселена в комнату № общежития по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке, проживала в ней постоянно, несла расходы по оплате за жилье и коммунальные услуги, в связи с чем приобрела право пользования данной комнатой на условиях договора социального найма. Непроживание Мельниковой П.И. в комнате № в период с 2001 по 2009 годы носило временный характер и было обусловлено причинами, не зависящими от истицы.
При этом, не могут быть приняты судом во внимание ссылки ответчика на отсутствие в ордере указания на конкретное предоставляемое истице жилое помещение, поскольку данное обстоятельство также не зависит от истицы, а при вселении ей была предоставлена конкретная комната № и данные действия наймодателя влекут юридически значимые последствия – порождают у истицы право на жилую площадь в данной комнате.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Истец по встречному иску утверждает, что заключенный между ФИО16» и Мельниковой П.И. договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным(ничтожным), поскольку заключен с нарушением ст.ст.60,63 ЖК РФ. Однако, данные утверждения не подтвердились в ходе судебного разбирательства и опровергаются установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Статья 60 ЖК РФ предусматривает, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии со статьей 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
На дату заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16» обладало полномочиями по заключению договоров социального найма, предоставленными ему в соответствии с Планом приватизации государственного имущества, арендованного предприятием ФИО16.
Установлено выше, что истица вселилась в общежитие не самовольно, а на основании ордера и никогда не занимала в общежитии более одного жилого помещения по договору социального найма.
Доводы представителя ответчика о том, что за Мельниковой П.И. сохраняется право пользования комнатой № и при этом имеется договор найма на комнату №, судом не принимаются во внимание, поскольку установлено, что в комнате № истица проживала временно по причинам, объективно исключающим для нее возможность проживания в комнате №. При этом суд также принимает во внимание вышеприведенные показания свидетеля Корсаковой Л.И. о том, что истица без документов была включена в выписку из поквартирной карточки на комнату №.
В связи с этим необоснован и не подлежит удовлетворению встречный иск о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО16» и Мельниковой П.И.
В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Согласно статье 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Защита жилищных прав осуществляется путем, в том числе : признания жилищного права; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Мельниковой П.И. о признании за ней права пользования комнатой № по адресу: <адрес>,д.22.
На основании материалов дела установлено, что изменился собственник общежития, расположенного по адресу: <адрес>. Общежитие передано в муниципальную собственность.
В соответствии с п. 3.2 Положения, утвержденного решением от ДД.ММ.ГГГГ №-Ш Воронежской городской Думы, к компетенции Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> относится организация работ по заключению и регистрации договоров социального найма муниципальных жилых помещений с гражданами, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, подлежат удовлетворению исковые требования Мельниковой П.И. о возложении на ФИО18 обязанности по заключению с ней договора социального найма на комнату № в <адрес> в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Мельниковой ФИО17 право пользования жилым помещением № по адресу: <адрес>.
Обязать ФИО18 заключить с Мельниковой ФИО17 договор социального найма на жилое помещение № в <адрес> в <адрес>.
В иске ФИО15 к Мельниковой ФИО17, ФИО16 о признании договора найма жилого помещения недействительным, выселении из муниципального жилого помещения,- отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Воронежский облсуд через райсуд.
Судья -