Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
с у д ь и Соколовой О.В.
при секретаре Следине М.Ю.
с участием:
заявителя Алехиной Н.Е.
заинтересованного лица ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алехиной Н.Е. о признании незаконным решения ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в общий список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»,
у с т а н о в и л:
Алехина Н.Е. обратилась в <адрес> районный суд <адрес> с заявлением в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и просит признать незаконным решение ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включение Алехиной Н.Е. в общий список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и обязать включить ФИО6 Алехину Н.Е. в общий список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В обоснование поданного заявления Алехина Н.Е. сослалась на то, что является несовершеннолетним узником и инвалидом второй группы, и в силу действующего законодательства заявитель по мерам социальной поддержки и льготам приравнена к инвалидам Великой Отечественной войны.
В судебное заседание Алехина Н.Е. не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель Алехиной Н.Е. по доверенности Кириченко Ю.С. просит заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ФИО6 Николиева Л.Я. возражала против удовлетворения заявления, поскольку позиция заявителя не основана на действующем законодательстве, и объем льгот у несовершеннолетних узников, имеющих инвалидность, и ветеранов Великой Отечественной войны не равнозначен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд отказывает в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проживающим на территории Российской Федерации, предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Пунктом 5 разъяснений "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 20, было предусмотрено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 423-О "По запросу Конституционного суда <адрес> о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" разъяснено, что пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих с принятием названного Федерального закона отменено не было, что является подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и недопустимости снижения ранее установленных льгот для инвалидов Великой Отечественной войны и проживающих совместно с ними членов их семей.
Следовательно, на период принятия Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 действовало Постановление Совмина СССР от 23.02.1981 N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих". При этом данным "Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" устанавливался объем льгот инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно данному Положению были предусмотрены следующие льготы: раздел 1 «льготы по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению и выплате пособий»; раздел 2 «льготы по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда»; раздел 3 «жилищно-бытовые льготы»; раздел 4 «льготы по трудовому устройству»; раздел 5 «другие льготы».
При буквальном толковании действующего законодательства на период издания Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 в сравнении с Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих следует, что объем льгот по материально-бытовому обеспечению неравнозначен установленному для инвалидов Великой Отечественной войны жилищно-бытовым льготам. При этом объем льгот для инвалидов Великой Отечественной войны шире, поскольку предусматривает жилищные льготы согласно пункту 15 Положения, тогда как материально-бытовые льготы, предусмотрены пунктами 17-20 настоящего Положения.
Примененное судом толкование относительно объема льгот основывается на том, что Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 последние не были определены, но бланкетно отнесены к законодательству о льготах об инвалидах Великой Отечественной войны, и на момент опубликования Указа Президента Российской Федерации действовало Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих. Назначение жилищно-бытовых льгот по своему содержанию и смысловой нагрузки шире в сравнении с материально-бытовыми льготами.
Вывод суда также подтверждается и действующим законодательством: пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..», которым сохраняется объем льгот бывшим несовершеннолетним узникам.
Кроме того, правовых оснований для расширительного толкования объема льгот бывших несовершеннолетних узников, признанных инвалидом вследствие общего заболевания, не имеется и согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
При этом из преамбулы и пункта 1 данного Указа в сравнении со статьей 1 ФЗ «О ветеранах» достаточно очевидно явствует, что из всей категории ветеранов Президент Российской Федерации в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявления Алехиной Н.Е. не имеется, поскольку ее права не нарушены решением заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), произвольное толкование законодательство применительно к объему прав, в том числе, и по обеспечению жильем правового значения не имеет.
При изложенных обстоятельствах суд применяет положения части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и отказывает в заявлении Алехиной Н.Е.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления Алехиной Н.Е. о признании незаконным решения ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в общий список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в <адрес> областной суд в течение десяти дней через <адрес> районный суд <адрес>.
С у д ь я О.В. Соколова