Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Соколовой О.В.,
при секретаре Следине М.Ю.,
с участием:
заявителя Шмелева А.Н.,
заинтересованного лица Управы <адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Шмелева А.Н. о признании незаконным отказа Управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании включить в список очередников на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Шмелев А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать отказы Управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными, обязать Управу <адрес> внести заявителя в список очередников на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. Свои требования Шмелев А.Н. мотивировал следующим.
Заявитель является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» он имеет право на получение государственного жилищного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> гора <адрес>, в котором он является собственником ? доли произошел пожар, что подтверждается справкой отдела государственного пожарного надзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и актом о пожаре ЦУС « № от ДД.ММ.ГГГГ
В марте 2010 года Шмелев А.Н. обратился в Управу <адрес> с заявлением о постановке его на очередь для получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилья.
В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ № № Управа <адрес> отказала Шмелеву А.Н. в принятии на учет в связи с тем, что предоставление государственных жилищных сертификатов для приобретения жилья инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы производится в отношении указанной категории граждан, принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шмелев А.Н. повторно обратился в Управу <адрес> с аналогичным заявлением и вновь получил отказ в постановке на очередь в связи с отсутствием изменений в действующие нормативные акты, касающиеся обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан.
Заявитель считает вышеуказанные отказы незаконными, нарушающими его права на обеспечение жильем. В обоснование своих возражений Шмелев А.Н. ссылается на постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-П, которым признаны положения п. 2 ч.1 ст. 14 и п. 1 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В судебном заседании Шмелев А.Н. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Управы <адрес> по доверенности Панченко С.В. в судебное заседание явился, с доводами и требованиями заявителя не согласился, просил отказать в удовлетворении заявления Шмелева А.Н.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Шмелев А.Н. является инвалидом 2 группы. Причина инвалидности заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).
Согласно постановлению Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п. «е» части 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Согласно положению об Управе <адрес>, утвержденного решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N №, к полномочиям Управы относится, в том числе, учет граждан, имеющих право на получение муниципального жилья.
В ДД.ММ.ГГГГ Шмелев А.Н. обратился в Управу <адрес> с заявлением о постановке его на очередь для получения государственного жилищного сертификата. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано с указанием на то, что постановка на учет для получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилья гражданам-инвалидам вследствие катастрофа на Чернобыльской АЭС после 1 января 2005 года не предусмотрена действующим законодательством.
При повторном обращении Шмелева А.Н. в Управу <адрес> с заявлением о постановке его на очередь для получения государственного жилищного сертификата, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ему было вновь отказано. В обоснование причин отказа указано, что вопрос о постановке Шмелева А.Н. на учет для получения жилого помещения, как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС может быть рассмотрен в случае внесения законодателем изменений в действующие нормативные акты, касающиеся обеспечением жилыми помещениями данной категории граждан и наделения управы района соответствующими полномочиями.
Вышеуказанные основания для отказа в постановке Шмелева А.Н. на очередь для получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, суд находит незаконными, нарушающими право заявителя на обеспечение жилым помещением, предусмотренное Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» во взаимосвязи с вышеуказанным постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П.
Отсутствие правового механизма обеспечения жильем граждан, из числа инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставших на учет после 1 января 2005 года, не может служить основанием для отказа в постановке на учет на получение государственного жилищного сертификата гражданину, являющемуся инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При разрешении требований заявителя судом принимаются во внимание обстоятельства, препятствующие обращению в суд в течение трех месяцев с момента получения отказа заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ, которые судом оцениваются как уважительные, поскольку на данный момент времени заявитель лишился единственного жилья в результате пожара. При данных обстоятельствах суд восстанавливает заявителю срок для обращения в суд применительно к требованию об оспаривании отказа Управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными отказ Управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № во включении Шмелева А.Н. в список очередников на получение государственного жилищного сертификата для приобретении жилья.
Обязать Управу <адрес> включить Шмелева А.Н. в список очередников на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в <адрес> областной суд в течение десяти дней через <адрес> районный суд <адрес>.
Судья О.В. Соколова