о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

с у д ь и Соколовой О.В.

при секретаре Следине М.Ю.

с участием:

заявителя Кольцова С.М.

заинтересованного лица Управления Росреестра по <адрес>,

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по

<адрес>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кольцова С.М. к Управлению Росреестра по <адрес> и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости и обязании произвести постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 2883 квадратных метра,

у с т а н о в и л:

Кольцов С.М. обратился в <адрес> районный суд <адрес> с заявлением в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости» и обязать произвести постановку на кадастровый учет земельный участок площадью 2883 квадратных метра по тем основаниям, что заявителю был выделен ДД.ММ.ГГГГ исполкомом сельского Совета народных депутатов в селе <адрес> земельный участок площадью 3100 квадратных метров; постановлением Управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ № и выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: <адрес>, - площадью 2883 кв.метров, и отказ органа исполнительной власти противоречит действующему законодательству и не учитывает предоставление земельного участка до введения в действие <адрес> «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В судебное заседание Кольцов С.М. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Представитель Кольцова С.М. по доверенности Поликарова В.Б. просит требования удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель по доверенности от Управления Росреестра по <адрес> Садовая Е.Н. возражает против удовлетворения заявления, поскольку ограничения по размерам предоставления земельного участка были установлены Законом РСФСР от 1 июля 1970 года «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР», заявителем не представлены в материалы гражданского дела документы, подтверждающие предоставление в ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 2883 кв.метра и полномочия по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости на момент разрешения гражданского дела по существу отнесены к компетенции ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес>.

Определением судьи <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> (л.д. 2).

Представитель по доверенности от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> Ершова Н.А. возражает против удовлетворения заявления Кольцова С.М., поскольку отказ принят в пределах полномочий Управления Росреестра по <адрес> и отсутствуют препятствия для обращения заявителя в ФГУ «Земельная кадастровая палат» по <адрес> для проведения процедуры кадастрового учета как ранее учтенного.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд признает отказ Управления Россреестра по <адрес> незаконным по следующим основаниям.

Из содержания оспариваемого заявителем решения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учета явилось не соответствие размера земельного участка установленному предельному максимальному размеру земельного участка, предоставляемого гражданину для индивидуального жилищного строительства до 800 кв.метров в границах населенных пунктов согласно Закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>».

Однако приведенные основания для отказа не могли быть применены при разрешении заявления Кольцова С.М. о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку материалами учетного дела: архивной выпиской из протокола заседания исполнительного комитета <адрес> сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из похозяйственной книги №, постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, - подтверждается предоставление заявителю земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ на основании решения органа местного самоуправления и принадлежность заявителю земельного участка площадью 3100 кв.метров.

Применение Управлением Росреестра по <адрес> Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» противоречит положениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Статьей 50 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок вступления в силу настоящего Закона <адрес>, а именно по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением статьи 19 настоящего Закона <адрес>, и статья 19 настоящего Закона <адрес> вступает в силу по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона <адрес>.

Пунктом 4 статьи 49 настоящего Закона <адрес> определено действие Закона во времени, и к земельным отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Закона <адрес>, положения настоящего Закона <адрес> применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.

Следовательно, орган исполнительный власти применил в качестве отказа в осуществлении государственного кадастрового учета законодательный акт, который не подлежал применению в виду того, что Закон <адрес> не имеет обратной силы к земельным отношениям, возникшим в ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие правовых оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета основывается и на применении ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с частью 3 статьи 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Статья 45 названного Федерального закона устанавливает, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости (определение ранее учтенных объектов недвижимости дано в части 1 этой статьи) с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 3); если сведения о ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам (часть 7); отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 данного Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости (часть 11).

Из анализа приведенных законоположений следует, что они не ограничивают перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, эти сведения могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке и содержит сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о внесении их в реестр, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 статьи 45 указанного Федерального закона, когда отсутствие в документе необходимого объема сведений не является препятствием для проведения кадастрового учета.

В соответствии с частью 11 статьи 45 настоящего ФЗ отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Данные положения действующего законодательства с сочетании с толкованием положений статьи 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в решении Верховного Суда РФ от 23.03.2009 N ГКПИ08-2286 о признании недействующим пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35, подтверждают вывод суда не только об отсутствии правовых оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, но и фактических оснований для отказа. Представленные заявителем документы в подтверждение своего права на земельный участок согласно архивной справке, выписке из похозяйственной книги признаются действительными и достаточными документами для проведения процедуры кадастрового учета земельного участка в силу положений пункта 9, пункта 9.1. статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденными Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 января 2007 г. N 19.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федеарции и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

Материалами гражданского дела подтверждается, что права заявителя, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушены в виду отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. По смыслу данной нормы земельного законодательства первичным документом для начала процедуры оформления земельного участка в собственность является совершение действий по кадастровому учету земельного участка и получение необходимых документов по государственному кадастровому учету объекта недвижимости.

При признании незаконным решения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости суд восстанавливает право заявителя и возлагает обязанность рассмотреть заявление Кольцова С.М. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с прилагаемыми документами на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес>, поскольку на момент разрешения гражданского дела данные полномочия переданы данному заинтересованному лицу в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № № «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета».

При изложенных обстоятельствах и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> рассмотреть заявление от имени Кольцова С.М. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с прилагаемыми документами.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в <адрес> областной суд в течение десяти дней через <адрес> районный суд <адрес>.

С у д ь я О.В. Соколова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200