О понуждении выполнить ограждение



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2011 года г. Воронеж

Ленинский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маньковой Е.М.,

с участием прокурора Кузнецовой Н.В.,

при секретаре Лазаревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Воронежа в защиту неопределенного круга лиц – жителей Ленинского района города Воронежа к Муниципальному общеобразовательному учреждению НАИМЕНОВАНИЕ, администрации городского округа город Воронеж о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Воронежа обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц – жителей Ленинского района города Воронежа к Муниципальному общеобразовательному учреждению НАИМЕНОВАНИЕ, администрации городского округа город Воронеж, в котором просит суд обязать МОУ «НАИМЕНОВАНИЕ и администрацию городского округа город Воронеж выполнить ограждение по периметру участка, на котором расположено МОУ НАИМЕНОВАНИЕ по адресу: <адрес> соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года № 44, мотивируя свои требования следующим.

В сентябре 2010 года прокуратурой Ленинского района г. Воронежа проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и антитеррористической защищенности в деятельности в МОУ НАИМЕНОВАНИЕ расположенного по адресу: <адрес>

В ходе проверки было установлено, что в деятельности МОУ НАИМЕНОВАНИЕ не в полной мере соблюдались требования законодательства об образовании и антитеррористической защищенности.

Территория МОУ НАИМЕНОВАНИЕ оборудована ограждением частично не по всему периметру. Кроме того, указанное ограждение имеет высоту менее 1,5 метра.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Ленинского района ДД.ММ.ГГГГ в отношении МОУ НАИМЕНОВАНИЕ возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.7 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области.

По результатам рассмотрения дела постановлением, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области ФИО1 МОУ НАИМЕНОВАНИЕ привлечено в административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения.

Учредителем областного МОУ НАИМЕНОВАНИЕ согласно п. 1.4 Устава учреждения является администрация городского округа город Воронеж.

В судебном заседании прокурор Кузнецова Н.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив вышеизложенное.

Представитель ответчика МОУ НАИМЕНОВАНИЕ - директор Артемов А.В. признал иск в части нарушения требований законодательства об образовании и антитеррористической защищенности, пояснив, что средствами для установки забора школа не располагает.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Каткова Ж.В. исковые требования не признала, пояснив, что администрация городского округа город Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу.

Третье лицо Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, привлеченный судом к участию в процессе, в судебное заседание своего представителя не направил, извещался надлежащим образом, в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил, с просьбой об отложении дела не обращался.

Третье лицо Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области, привлеченный судом к участию в процессе, в судебное заседание своего представителя не направил, извещался надлежащим образом, в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил, с просьбой об отложении дела не обращался.

Выслушав объяснения участников процесса, выступление прокурора, изучив материалы дела и, оценив в совокупности все предоставленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании было установлено, что в сентябре 2010 года прокуратурой Ленинского района г. Воронежа проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и антитеррористической защищенности в деятельности в МОУ НАИМЕНОВАНИЕ расположенного по адресу: <адрес>

В ходе проверки было установлено, что в деятельности МОУ НАИМЕНОВАНИЕ не в полной мере соблюдались требования законодательства об образовании и антитеррористической защищенности.

Территория МОУ НАИМЕНОВАНИЕ оборудована ограждением частично не по всему периметру. Кроме того, указанное ограждение имеет высоту менее 1,5 метра.

В силу требований ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Антитеррористическая защищенность является одним из критериев обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 13 Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной приказом Президента Российской Федерации о 15 октября 2009 года, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Пунктом 2.2.3 СанПинН 2.4.1.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года № 44 установлено, что территория участка, котором расположено образовательное учреждение, ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями.

Из устава муниципального общеобразовательного учреждения - НАИМЕНОВАНИЕ следует, что его учредителем является администрация городского округа город Воронеж.

В настоящее время ч. 2 статьи 37 Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 содержит только правило относительно управления в сфере образования органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 41 указанного Закона РФ деятельность образовательных учреждений финансируется в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества, которым в данном случае в соответствии со ст. ст. 124, 125 ГК РФ, ст. 68 п.4, ст. 77 п. 7 Устава городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы № 150-1 от 27 октября 2004 года, является муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации города Воронежа. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом городского округа, составляющим муниципальную казну.

При этом, как указано в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 21 « О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ», в пункте 2 статьи 120 ГК РФ «речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из предусмотренных пунктом 1 статьи 8 ГК РФ». В данном случае обязательства по иску возникли из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Субсидиарная ответственность органов местного самоуправления от имени муниципального образования по обязательствам муниципальных учреждений предусмотрена и п.4 ст. 51 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». При этом в соответствии со ст. 41 данного Закона от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

От имени казны в соответствии со ст. 125 ГК РФ, эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

На основании п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии со ст. 54 п. 1.2 Устава городского округа <адрес>, принятого постановлением Воронежской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, от имени городского округа приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде может глава городского округа; Городская Дума; администрация городского округа; Контрольно-счетная палата; Избирательная комиссия городского округа.

К вопросам местного значения, наряду с другими, ст. 14 Устава городского округа <адрес> относит формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности городского округа. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в соответствии с ст. 44 Устава, является администрация городского округа.

На основании п.п.2 п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени в качестве представителя ответчика по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к муниципальному образованию по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В соответствии с Приложением № 8 «Ведомственная структура расходов бюджета городского округа город Воронеж на 2009 год» к решению Воронежской городской Думы от 19 декабря 2008 года № 423-II «О бюджете городского округа город Воронеж на 2009 год и на плановый период 2010 года и 2011 годов» по ведомственной структуре расходов школы отнесены к расходам главного распорядителя бюджетных средств –управлению образования городского округа город Воронеж».

Данное управление, как главный распорядитель бюджетных средств, на основании ст. 158 Бюджетного кодекса РФ также выступает в качестве представителя ответчика по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В соответствии с п.п. 1.1, 4.1-4.5 «Положения об управлении образования администрации городского округа город Воронеж», утвержденного распоряжением главы городского округа город Воронеж от 06 октября 2008 года № 660-р, управление является органом администрации городского округа город Воронеж, осуществляющим управление в сфере образования; участвует в разработке бюджета городского округа в части, касающейся финансирования муниципальных образовательных учреждений; является распорядителем бюджетных средств по подведомственным бюджетополучателям; составляет бюджетную роспись, распределяет и доводит лимиты бюджетных обязательств до подведомственных бюджетополучателей. Осуществляет распределение финансирования муниципальным образовательным учреждениям в пределах выделенных плановых ассигнований.

Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 « О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», «при разрешении споров по искам, предъявляемым кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

С учетом вышеуказанной позиции ВАС РФ, а так же того обстоятельства, что Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области являются лишь распорядителями бюджетных средств и не правомочны распоряжаться казной муниципального образования, за счет которой должны быть удовлетворены требования по настоящему иску в части привлечения к субсидиарной ответственности, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование городской округ город Воронеж.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит требование Прокурора Ленинского района города Воронежа в защиту неопределенного круга лиц – жителей Ленинского района города подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение НАИМЕНОВАНИЕ за счет казны муниципального образования выполнить ограждение по периметру участка, на котором расположено Муниципальное общеобразовательное учреждение НАИМЕНОВАНИЕ по адресу: <адрес> соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года № 44.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Манькова Е.М.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200