Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего- судьи Доровских И.А.
при секретаре Тихоновой Е.С.
с участием адвоката Пышнограевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Роднищева ФИО11 к Департаменту труда и социального развития Воронежской области, Управе <адрес> района городского округа <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в единый список граждан имеющих право на обеспечение жилым помещением, признании Постановления Управы <адрес> района городского округа <адрес> недействительным, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов,
Установил:
Роднищев В.И. обратился в суд с настоящим иском к Департаменту труда и социального развития Воронежской области, Управе <адрес> района городского округа <адрес>, указывая в обоснование заявленных требований следующее.
Истец является инвалидом Великой Отечественной войны. До ноября 2009 г. он проживал в <адрес>. В начале ноября 2009г. он вынужденно переехал жить из села <адрес> в г.Воронеж. В селе <адрес> у него имеется жилой дом общей площадью 52 кв.м., жилой площадью 44 кв.м. Дом возведен в 1962 году. Дом ветхий, отопление печное, водопровод и канализация отсутствуют. Санузел и колодец находится во дворе. Надлежащих условий для проживания в доме нет. В деревне отсутствуют торговые точки, медицинские учреждения, ближайший магазин расположен на расстоянии более 3 километров. Физическое состояние истца в связи с преклонным возрастом ухудшилось и самостоятельно обслуживать себя он не в силах. Свои жилищные условия он не ухудшал. Он не в состоянии носить из колодца воду, колоть дрова, чтобы растопить печь, не может в мороз или по солнцепеку ходить 3 км. за хлебом.
В г.Воронеже истец зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <адрес>., которая принадлежит на праве долевой собственности его дочери ФИО1, и внукам ФИО2, ФИО3 по 1/3 доле в праве. В квартире по указанному адресу зарегистрировано и проживает четыре человека.
Общая площадь квартиры составляет 35,3 кв.м. Жилая площадь составляет 14,9 кв.м. На каждого члена семьи приходится 8,8 кв.м., т.е. менее учетной нормы площади жилого помещения в г. Воронеже.
В январе 2010 года он обратился с заявлением в Управу <адрес> района г/о <адрес> о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны.
Однако, постановлением Управы <адрес> района г/о <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Роднищева В.И.» ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считая отказ незаконным и ущемляющим его право на жилище, истец обратился в суд с настоящим иском и просил суд признать за ним право на обеспечение
жилым помещением в г Воронеже, включить его в единый список граждан имеющих право на обеспечение жилым помещением, признать недействительным постановление Управы <адрес> района городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Роднищева В.И.», обязать Управу <адрес> района
городского округа г.Воронеж включить его в единый список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои исковые требования, указывая также, что требования о признании за ним права на обеспечение жилым помещением в <адрес>, должны быть предъявлены к Департаменту труда и социального развития <адрес>, т.к. он является уполномоченным органом, ответственным за предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.06г. № 66 -ОЗ « Об обеспечении жилой площадью ветеранов», и просит суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»,
признать недействительным постановление Управы <адрес> района
г/о <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет, в качестве
нуждающихся в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны
Роднищева В.И.» и обязать Управу <адрес> района г/о <адрес> принять,
Роднищева В.И. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Никулина М.В., по ордеру Пышнограева О.А. исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности Байдакова Ю.С. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Департаментом труда и социального развития <адрес>, как уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, сформирован единый по области список, на основании сведений, представляемых органами местного самоуправления, в хронологической последовательности, исходя из даты постановки на жилищный учет в органах местного самоуправления, но не ранее установления льготного статуса. Учетное дело Роднищева В.И. от органа местного самоуправления в адрес уполномоченного органа не поступало, соответственно на момент рассмотрения дела между истцом и департаментом правоотношения не возникли, в связи с чем, полагаем департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика Управы <адрес> района г.Воронежа по доверенности Рогачева И.Л. иск не признала, пояснив, что в ходе проведенной проверки, при решении вопроса о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, было установлено, что истец до регистрации по адресу: <адрес>. был зарегистрирован в <адрес> лог, <адрес>, где в его пользовании находился вышеуказанный жилой дом. Действия истца были расценены в порядке ст.53 ЖК РФ, как направленные на преднамеренное ухудшение жилищных условий, в связи с чем и было принято соответствующее решение об отказе Роднищеву В.И. в удовлетворении его заявления о постановке на учет.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В судебном заседании установлено, что Роднищев В.И. является инвалидом Отечественной войны (л.д.14).
Согласно п.п.4.п.1 ст. 14 Федерального Закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Право на обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий также предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
В январе 2010 года истец обратился с заявлением в Управу <адрес> района городского округа <адрес> о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны.
Постановлением Управы <адрес> района городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Роднищева В.И.» ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.12).
Письмом Управы <адрес> района городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено, что основанием для отказа явилось то, что истец с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий совершил действия, в результате которых может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а именно, намерено ухудшил жилищные условия, поскольку до его регистрации по адресу: <адрес>. он был зарегистрирован в <адрес> лог, <адрес>, где в его пользовании находился вышеуказанный жилой дом, в связи с чем истец может быть принят на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий (л.д.13).
Представитель истца, в судебном заседании пояснил, что Роднищев В.И. не совершал действий, в результате которых мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, поскольку дом, в котором он проживал по адресу: <адрес> лог, <адрес>, не пригоден для проживания, в связи с чем он вынужден был переехать жить к дочери в <адрес> и зарегистрироваться по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Признание жилого помещения непригодным для проживания осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение).
В соответствии с п.7 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В судебном заседании установлено, что Роднищев В.И. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ На момент обращения истца с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, в котором проживал истец, не был признан непригодным для проживания в установленном законом порядке. Данное обстоятельство не отрицал и сам истец.
Лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент рассмотрения настоящего дела в суде, межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный жилой дом признан непригодным для проживания.
Имеющееся в учетном деле истца справка Администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. ), представленная истцом совместно с заявлением о постановке на учет, в данном случае не может служить доказательством непригодности к проживанию жилого дома находившегося в пользовании истца, поскольку, как указано выше, таким документом является акт межведомственной комиссии, который на момент обращения истца в Управу <адрес> района городского округа <адрес> отсутствовал.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, учитывая, что на момент вынесения Постановления Управы <адрес> района городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Роднищева В.И.», жилой дом в <адрес>, в котором проживал и был зарегистрирован истец ранее, не был признан непригодным для проживания в установленном порядке, ответчиком правомерно был сделан вывод о том, что на тот момент, действия истца должны расцениваться как направленные на преднамеренное ухудшение жилищных условий, в связи с чем, отказ в его в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на основании ст.53 ЖК РФ, является законным и обоснованным.
В связи с вышеизложенным, исковые требования Роднищева В.И. к Управе <адрес> района городского округа <адрес> о признании Постановления Управы <адрес> района городского округа <адрес> недействительным и обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворению не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению и требования истца к Департаменту труда и социального развития <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в единый список граждан имеющих право на обеспечение жилым помещением, поскольку указанным органом единый по области список граждан нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета формируется на основании сведений, представляемых органами местного самоуправления, в хронологической последовательности, исходя из даты постановки на жилищный учет в органах местного самоуправления, но не ранее установления льготного статуса. Учетное дело Роднищева В.И. от органа местного самоуправления в адрес уполномоченного органа не поступало, соответственно на момент рассмотрения дела между истцом и департаментом правоотношения не возникли.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Роднищеву ФИО11 в удовлетворении исковых требований к Департаменту труда и социального развития Воронежской области, Управе <адрес> района городского округа <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в единый список граждан имеющих право на обеспечение жилым помещением, признании Постановления Управы <адрес> района городского округа <адрес> недействительным, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья И.А Доровских