о предоставлении квартиры вне очереди



Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего- судьи Доровских И.А.

при секретаре Баркаловой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Выдрина ФИО11 к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставления жилого помещения вне очереди, обязании заключить договор социального найма жилого помещения социального использования,

Установил:

Выдрин В.С. обратился в суд с иском к Департаменту руда и социального развития <адрес> о признании за ним права на внеочередное получение жилого помещения как инвалида 1 группы, страдающего заболеванием согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире,

об обязании Департамента труда и социального развития <адрес> принять решение о предоставлении вне очереди Выдрину В.С. жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям <адрес>, отвечающего санитарным и техническим требованиям исходя из норм жилой площади, по договору социального найма,

а также об обязании Главного управления государственного имущества <адрес> заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с Выдриным В.С. на квартиру, предоставленную на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>.

В обоснование искового заявления Выдрин В.С. сослался на то, что Выдрин ФИО12 состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий со ДД.ММ.ГГГГ согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с составом семьи 3 человека: он, его жена ФИО4, сын ФИО5

Постановлением Управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в состав семьи Выдрина ФИО12 включен истец как инвалид 1 группы, страдающий заболеванием, подходящим под действие Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», а также в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006г. № 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Истец указывает, что действовавшим на момент постановки Выдрина В.Е. на учет и действующим в настоящее время законодательством предусмотрено его право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако ответчик отказывается принять решение о предоставлении истцу и членам его семьи вне очереди квартиры по договору социального найма, соответствующей требованиям жилищного законодательства, а также заключить с истцом договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, поскольку порядок предоставления жилых помещений определен действующим на территории <адрес> законодательством по которому он не имеет право на внеочередное получение жилья.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои исковые требования, предъявив их также к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, и просит суд признать за ним право на внеочередное получение жилого помещения как инвалида, страдающего заболеванием, подпадающим под перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире,

обязать Департамент труда и социального развития <адрес> принять решение о предоставлении вне очереди Выдрину В.С. жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям <адрес>, отвечающего санитарным и техническим требованиям исходя из норм жилой площади, по договору социального найма, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций, в составе федерального фонда компенсаций бюджету <адрес>,

обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с Выдриным В.С. на квартиру, предоставленную на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>.

В судебное заседание истец не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Выдрина Л.А., а также адвокат Солодова Н.И. просят иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности Байдакова Ю.С. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что у истца нет права на внеочередное получение жилья, поскольку он встал на соответствующий учет после 1 января 2005года, а также он не относится категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда социального использования <адрес>.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по доверенности Слесарева И.М. иск не признала, поддержав возражения представителя Департамента труда и социального развития <адрес>, а также пояснив, что свободных жилых помещений, которые могут быть представлены истцу, нет, а также отсутствуют правовые основания для предоставления жилого помещения вне очереди.

Представитель 3 лица – Управы <адрес> района городского округа <адрес> по доверенности Шихов Е.И. в судебном заседании в принятии решения полагался на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 п.4 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в т.ч.являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в т.ч. гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно ст.109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Выдрин В.С. является инвалидом 1 группы по зрению (л.д.8).

Кроме того, Выдрин В.С. страдает заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения. Данное заболевание указано в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (л.д.58,59).

Также, согласно указанных документов, на Выдрина В.С. распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004г. №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь».

Постановлением Управы <адрес> района г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ № Выдрин ФИО11 (истец) как инвалид 1 группы по зрению включен в состав семьи его брата Выдрина ФИО12, состоящего на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий со ДД.ММ.ГГГГ согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с составом семьи 3 человека: он, его жена ФИО4, сын ФИО5 (л.д.10,11).

Истец обратился в Департамент труда и социального развития <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди, однако получил отказ (л.д.70).

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Частью 2 ст. 5 Закон Воронежской области от 7 июля 2006 г. N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий» предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, мера социальной поддержки оказывается путем предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Данным законом также обусловлено право инвалидов на получение субсидии на приобретение жилых помещений датой постановки на учет – до 01.01.2005г.

Законом Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» определены категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма.

К указанной категории граждан, в том числе относятся граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, из числа инвалидов к которым относится и истец (п.2.1 Закона).

Однако суд считает, что предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам как лицам, имеющим особый правовой статус. По смыслу норм о социальной защите инвалидов законодатель обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц; нормы закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов граждан.

При переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями инвалидов и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для обеспечения их жилыми помещениями.

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют свое право на жилище в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.

Суд считает, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П).

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем инвалидов и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.

Между тем обеспечение жилыми помещениями только в отношении инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что истец, наряду с инвалидами, вставшими на учет до 01.01.2005г., имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии со ст.1 п.2.1 п.п. з) Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма".

Согласно ст. 4 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Воронежской области (далее - жилые помещения) по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Поскольку судом установлено, что истец является инвалидом 1 группы по зрению, а также страдает заболеванием, указанным перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378, стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то он имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Во исполнение закона № 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" принято Постановление Администрации Воронежской области от 29 ноября 2007г. № 1083 «О мерах по реализации закона Воронежской области от 9.10.2007г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по дого­ворам социального найма», в соответствии с которым исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, определено Главное управ­ление социального развития Воронежской области, а исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области соци­ального использования, включение жилого помещения в жилищный фонд социального исполь­зования и исключение жилого помещения из указанного фонда установлено Главное управление государст­венного имущества.

Также указанным постановлением определено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда со­циального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной вла­сти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, заключается на основании решения исполни­тельного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социаль­ного использования по договорам социального найма.

В настоящее время указанные функции осуществляет Департамент труда и социального развития Воронежской области, а заключает договор социального найма Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Таким образом, суд считает правомерным требование истца об обязании Департамента труда и социального развития Воронежской области принять решение о предоставлении ему вне очереди квартиры по договору социального найма соответствующей требованиям жилищного законодательства и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ними договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

При этом суд не может принять во внимание доводы ответчиков о том, что поскольку жилые помещения для социального использования в настоящее время отсутствуют, предоставление их истцу невозможно, так как право истца на вне очередное получение жилья является безусловным, вследствие чего не может быть поставлено во взаимосвязь с наличием или отсутствием в собственности Воронежской области жилых помещений указанного назначения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Выдриным ФИО11 право на внеочередное получение жилого помещения как инвалида 1 группы, страдающего хроническим заболеванием, дающим ему право на внеочередное получение жилья в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Обязать Департамент труда и социального развития <адрес> принять решение о предоставлении вне очереди Выдрину ФИО11 жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям <адрес>, отвечающего санитарным и техническим требованиям исходя из норм жилой площади, по договору социального найма.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с Выдриным ФИО11 на квартиру, предоставленную на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья И.А Доровских.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200