о предоставлении субсидии на приобретение жилья



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Кобзевой И.В.,

при секретаре Баркаловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бондарева Валентина Егоровича к Департаменту труда и социального развития <адрес> об обязании предоставить во внеочередном порядке безвозмездную субсидию на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Бондарев В.Е. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социального развития <адрес> об обязании предоставить во внеочередном порядке безвозмездную субсидию на приобретение жилья.

В обоснование заявленных требований указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> ул. <адрес> <адрес>. В данной квартире кроме него также зарегистрированы и проживают его жена – ФИО3, дочь – ФИО4, внучка – ФИО5, и которым данная квартира принадлежит на праве собственности.

Бондарев В.Е. указывает, что с 1968 года является инвалидом первой группы, которая с ДД.ММ.ГГГГ была установлена бессрочно.

В соответствии с ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении инвалидов, вставших на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ, государством приняты на себя обязательства по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главного управления труда и социального развития администрации <адрес> направлен список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов для финансирования из федерального бюджета.

Департаментом труда и социального развития <адрес> сформирован единый по области список отдельных категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ».

Бондарев В.Е. был включен в единый список с даты постановки на жилищный учет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, также указывает, что в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ имеет право на меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договорам социального найма, предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. При этом им был сделан выбор в пользу безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.

В октябре 2010 года Бондарев В.Е. обратился в Департамент труда и социального развития <адрес> с требованием о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, однако сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ему было в этом отказано на том основании, что безвозмездная субсидия на улучшение жилищных условий предоставляется ветеранам и инвалидам, включенным в единый по области список, в соответствии с их очередностью, по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. О моменте наступления очереди на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями он будет уведомлен в установленном законом порядке.

Считая свои права нарушенными, Бондарев В.Е. просит суд обязать Департамент труда и социального развития <адрес> предоставить ему безвозмездную субсидию на приобретение жилья в размере 449100 рублей за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций, и выдать во внеочередном порядке свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

В судебном заседании истец Бондарев В.Е. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме и просил суд удовлетворить их.

Представить ответчика Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности ФИО6 иск не признала, просила суд оставить заявленные исковые требования без удовлетворения, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» по доверенности Кожевникова Л.В. также просила суд оставить заявленные исковые требования без удовлетворения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, подтверждено справками ВТЭК, что Бондарев В.Е. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, которая была установлена бессрочно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Как следует из материалов дела, истец зарегистрирован и проживает в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, в данной квартире также зарегистрированы и проживают его жена - ФИО3, которая является собственником данной квартиры, дочь – ФИО4, внучка – ФИО5 (л.д. 9).

Судом установлено также, подтверждено материалами дела, что Бондарев В.Е. включен в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Бондарев В.Е. обращался в Департамент труда и социального развития <адрес> по вопросу улучшения жилищных условий, однако сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено, что безвозмездная субсидия на улучшение жилищных условий представляется ветеранам и инвалидам, включенным в единый по области список, в соответствии с их очередностью, по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. О моменте наступления очереди на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением он будет уведомлен в установленном законом порядке. Также было указано, что номер очереди истца на тот момент был 707 (л.д.10-11).

Согласно ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 названного Федерального закона, в силу которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".

Правила определяют порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ

Финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в пункте 1 Правил, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ был принят <адрес> №-ОЗ «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидом и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до ДД.ММ.ГГГГ», который регулирует отношения, связанные с предоставлением безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, имеющим право в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.

В соответствии с вышеуказанным законом, а также законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ имеют право по выбору на следующие меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями: предоставление безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий, предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, из числа категорий, перечисленных:

- в статьях 14 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах";

- в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В силу ст.3 названного закона к полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти <адрес> по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим <адрес> (далее - уполномоченный орган) относятся:

1) формирование и ведение единого списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с настоящим <адрес>, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории <адрес>;

2) принятие решения по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим <адрес>;

3) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

Согласно ст. <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ мера социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения предоставляется указанным в статье 1 настоящего <адрес> гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, в порядке очередности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти <адрес>, в порядке, определяемом правительством <адрес>.

Гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего <адрес>, мера социальной поддержки оказывается путем предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

В целях реализации переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов принято постановление <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено Положение о порядке оказания мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ" и определено, что уполномоченным органом, ответственным за предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан является Главное управление труда и социального развития <адрес> (в настоящее время Департамент труда и социального развития <адрес>).

Пунктом 2.6 указанного Положения также предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями осуществляется строго в порядке установленной очередности, согласно единому списку граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, формируемого уполномоченным органом на основании сведений, представляемых органами местного самоуправления.

Аналогичная норма отражена в действующем на сегодняшний день постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан» (п.7).

Установлено, что истец включен в единый по области список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ Номер его очереди в едином списке на 1 квартал 2011 года для получения субсидии – 691 (л.д. 25-26).

В соответствии с п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, ведение учета граждан, относящихся к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, ставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется на основании единого списка граждан. Номер очереди семьи истца в едином списке на предоставление жилья по договору социального найма – 618 (л.д. 22-23). Сам истец состоит на очереди в составе семьи ФИО3

Указанным законом предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются вне очереди.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Истец не относится к предусмотренным законом категориям граждан, имеющим право на обеспечение жильем вне очереди, в том числе, не наделен правом на внеочередное получение субсидии на приобретение жилья. Доказательств в подтверждение обоснованности своих требований о предоставлении ему безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке суду представлено не было. Как следует из обозренного в судебном заседании учетного дела истца в нем отсутствуют документы, подтверждающие что Бондарев В.Е. страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, поэтому субсидию на приобретение жилья он получит в порядке очереди, наряду с гражданами, имеющими с ним равные права.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Бондарева В.Е. об обязании Департамента труда и социального развития <адрес> выплатить ему безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке и выдать во внеочередном порядке свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Бондарева Валентина Егоровича к Департаменту труда и социального развития <адрес> об обязании предоставить во внеочередном порядке безвозмездную субсидию на приобретение жилья в сумме 449100 рублей и выдаче во внеочередном порядке свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья И.В. Кобзева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200