Дело № 2-274/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Г.
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к ФИО10 ФИО11 о признании права на меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с настоящим иском, указав в обоснование своих требований, что являются родителями военнослужащего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, который был призван в армию ДД.ММ.ГГГГ. Указывают, что ФИО3 проходя службу ФИО12 в воинском звании <данные изъяты>, заболел, лечился в воинском госпитале в <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ умер. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. На членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст.21 п.3 ФЗ «О ветеранах» распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для членов семей погибших(умерших) при исполнении обязанностей военной службы. Согласно ст. 28 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки предоставляются на основании удостоверения установленного образца. В связи с этим, истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением выдать им удостоверения, собрали все необходимые документы, но ДД.ММ.ГГГГ получили письменный отказ. Основанием отказа послужил тот факт, что в извещении о гибели ФИО3 указано слово «умер», а меры социальной поддержки, предусмотренными названным законом, предоставляются только членам семьи погибшего, но не умершего военнослужащего. Другим основанием для отказа послужило то, что отец умершего – ФИО1 не является получателем пенсии и не является нетрудоспособным.
Полагая данный отказ необоснованным, ФИО1 обратились в суд с настоящим иском, в котором просят обязать ответчика выдать им удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили заявленные ими требования, просили суд признать право ФИО1 и ФИО2 на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.21 Федерального закона «О ветеранах»; обязать ФИО10 выдать ФИО1 и ФИО2 удостоверения, подтверждающие право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах»; обязать ФИО11 предоставить ФИО1 и ФИО2 меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах» с момента их обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.163-165).
В судебном заседании истцы ФИО2 и ФИО1 и их представитель по доверенности ФИО6 полностью поддержали заявленные требования, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО10», действующая на основании доверенности ФИО7 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, указав на отсутствие у истцов предусмотренных законом оснований для предоставления требуемых мер социальной поддержки.
Представитель ответчика ФИО11 в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, о причинах неявки суду сообщено не было, в связи с чем, суд считает возможным рассматривать данное дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица – ФИО17 по доверенности ФИО8 полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истцы являются родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер (л.д.7). Смерть ФИО3 связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д.12-13).
Письмом ФИО11» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 отказано в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д.10-11).
Статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» определяет сферу применения настоящего Федерального закона: настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст.ст.2-4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, относятся ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.
Между тем, п.3 ст.21 названного закона распространяет меры социальной поддержки, установленные данной статьей для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, также на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Как усматривается из содержания письма ФИО11 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и ФИО1 отказано в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» по тому основанию, что в извещении военкомата о смерти ФИО3 указано слово «умер», в то время как, спорные меры социальной поддержки предоставляются лишь членам семей погибших военнослужащих.
Между тем, такую позицию ответчика нельзя признать основанной на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
Статья 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указывает на лиц, имеющих право на получение мер социальных гарантий и компенсаций, среди которых названы, в том числе, родители военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. Более того, п.4 названной статьи закрепляет правило, согласно которому родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание.
Анализ положений ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" также свидетельствует о том, что законодатель не делает различий между терминами «погибший» и «умерший» военнослужащий в целях установления льгот и компенсаций семьям такого лица. В то же время, принципиальным является факт, что гибель (смерть) военнослужащего наступила при исполнении обязанностей военной службы. Исчерпывающий перечень оснований, по которым военнослужащим и членам их семей в предоставлении им социальных гарантий и компенсаций может быть отказано содержится в п.2 ст.37 указанного закона.
Таких обстоятельств в отношении сына истцов, являвшегося военнослужащим срочной службы и умершим при исполнении обязанностей военной службы (л.д.7, 12-13) не имелось.
В связи с изложенным и с учетом приведенных положений закона, истцы подпадают под категорию лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные статья 21 Федерального закона РФ «О ветеранах», а заявленные ими исковые требования в части признания права на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах», и обязании Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения <адрес>» выдать соответствующие удостоверения, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, порядок и условия реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" в настоящее время регламентируется "Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 69 (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п.2.16 названной Инструкции членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 209.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
Поскольку вопрос о выдаче удостоверений и законности действий (бездействия) ответчика по их выдаче не являлся предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, суд в силу требований п.3 ст.196 ГПК РФ не вправе разрешать вопрос о моменте возникновения данного права у ответчиков и предоставления им данных мер социальной поддержки с учетом установленного заявительного порядка их предоставления.
Кроме того, суд не может признать обоснованными исковые требования в части их предъявления к ФИО11, не являющегося в силу гл.4 ГК РФ юридическим лицом, в силу чего, суд отказывает в удовлетворении данной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 и ФИО2 право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать ФИО10 выдать ФИО1 и ФИО2 удостоверения, подтверждающие право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах».
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья: Е.Г. Щербатых