Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Доровских И.А.
при секретаре Тихоновой Е.С.
с участием прокурора Семенова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Пилипенко ФИО8 к Федеральной службе по труду и занятости, ОГУ «Управление социальной зашиты населения <адрес>» о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью,
установил:
Пилипенко В.А. обратился в суд с иском к ОГУ «Управление социальной зашиты населения <адрес>», Федеральной службе по труду и занятости и просит: обязать ответчика назначить ему и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в размере 10966,24 руб., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; взыскать с ответчика в его пользу за счет федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, задолженность по суммам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в размере 487439 руб. 93 коп. согласно представленному им расчету.
В обоснование заявленных требований Пилипенко В.А. указывает, что является инвалидом 2 группы вследствие заболевания, полученного в связи с воздействием радиации при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и имеет право на основании ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Считает, что назначенные ему суммы возмещения вреда здоровью за период с за период с 2002г. по 2004г. – с учетом коэффициентов роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Воронежской области 1,187, 1,620 и 1,271 соответственно, а за 2005-2010г.г. – с применением коэффициентов 1,11, 1,09, 1,08 и 1,105, 1,13 и 1,1 соответственно, согласно Постановлений Правительства РФ № 292 от 07.05.2005г. в редакции Постановления Правительства РФ от 24.03.2006г. № 163, № 171 от 21.03.2007г., № 655 от 03.09.2008г., № 545 от 07.07.2008г.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои исковые требования и просит обязать ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить ему, начиная с 01.02.2011г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 11679 руб. 05 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства,
взыскать с ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, в счет задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации 472 826 руб. 94 коп., в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя 6000 руб., всего 478826 руб. 94 коп.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Захаров Н.Г. поддержал уточненные исковые требования.
Представитель по доверенности ответчика - ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» Данилина И.А. иск не признала, пояснив суду, что все полагающиеся по закону денежные суммы истцу были выплачены.
Представитель Федеральной службы по труду и занятости РФ в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Департамента труда и социального развития <адрес> Тюнина Ю.Г. против удовлетворения иска возражала, поддержав возражения представителя ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>».
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Пилипенко В.А. является инвалидом 2 группы, заболевание связано с катастрофой на ЧАЭС (л.д. 10).
В соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. Пилипенко В.А. назначены и ежемесячно выплачиваются суммы в возмещение вреда здоровью (л.д. 20).
Федеральным законом от 12.01.2001г. № 5-ФЗ в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения и установлено, что гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам 1 группы 5000 руб., инвалидам 2 группы 2500 руб., инвалидам 3 группы 1000 руб.
При разрешении данного спора в части индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, суд руководствуется частью 3 статьи 5 базового Закона РФ, статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», статьей 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 29 ноября 2002 года), а также в соответствии с частью 3 статьи 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и с учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в своем постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П, исходя из роста величины прожиточного минимума для пенсионеров по Воронежской области, начиная с 1 января 2002 года и по январь 2005 года: коэффициенты индексов величины прожиточного минимума составляют за 2002 год – 1,187; за 2003 год – 1,62, за 2004 год – 1,271.
В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона (в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ), начиная с 29 мая 2004 года, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации ежегодно принимаются нормативные правовые акты об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В частности, Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847 в 2004 году была установлена индексация исходя из уровня инфляции с применением коэффициента 1,1, Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005 года № 292 в 2005 году - коэффициента 1,11; Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года № 246 в 2006 году – коэффициента 1,09; Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 171 в 2007 году - с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»; Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914 (в ред. постановления №655 от 03.09.2008г.) в 2008 году – с применением коэффициента 1,105, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», Постановлением Правительства РФ № 545 от 07.07.2009г. « О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007года № 914» и Федеральным Законом № 76-ФЗ от 28.04.2009г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009год..» на 2009год установлен уровень инфляции 1,13, на 2010 год – 1,1.
Таким образом, требование истца о назначении суммы возмещения вреда здоровью с учетом применения индекса роста МРОТ, прожиточного минимума и исходя из уровня инфляции, подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что истцу своевременно не индексировался размер выплаты в возмещение вреда здоровью, образовалась задолженность, подлежащая взысканию в пользу истца.
При определении суммы возмещения вреда и суммы задолженности с учетом индексации суд принимает имеющийся в материалах дела представленный истцом расчет.
Данный расчет судом проверен, является правильным. Представитель ответчика возражений относительно данного расчета не заявил.
Таким образом, с 01.02.2011г. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, должна составлять 11679 руб. 05 коп. и в последующем ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства.
Сумма задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002г. по 31.01.2011 г. с учетом индексации составляет 472 826 руб. 94 коп.
Указанная сумма подлежит взысканию с ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» по следующим основаниям.
В силу ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется из федерального бюджета и является расходными обязательствами РФ.
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 14 декабря 2000 года № 35 в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 11.05.07 года № 23 в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 18 августа 2005 года № 796 (с последующими изменениями и дополнениями) «О создании областных государственных учреждений «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области» и «Воронежский областной центр учреждений социального обслуживания населения» в целях реализации полномочий по социальному обслуживанию населения, возложенных на субъект РФ, создано Областное государственное учреждение «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области», переименованное в последующем в ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области».
В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 24 августа 2005 года № 826 «О создании системы социальной защиты населения и социально-трудовых отношений на территории Воронежской области и регулирования ее деятельности» (в редакции постановлений администрации Воронежской области от 3.04.2006 г. № 233, от 24.09.2007 г. № 879) в Воронежской области создана система социальной защиты населения и социально-трудовых отношений.
Областное государственное учреждение «Управление социальной защиты населения Воронежской области» является частью системы социальной защиты населения в Воронежской области и обеспечивает решение задач в области социальной защиты населения и социально-трудовых отношений Воронежской области (пункты 3.1. и 3.2. постановления, пункт 1.7. Устава ОГУ).
Целью создания ОГУ является, в том числе, обеспечение социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию (пункт 2 Устава), для достижения которой ОГУ осуществляет самостоятельно и через структурные подразделения предусмотренные Уставом следующие основные виды деятельности: ежемесячный сбор, контроль, обобщение и представление Учредителю реестров получателей компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф, формирование списков и представление в территориальный орган Федерального казначейства списков получателей ежемесячных, единовременных, ежегодных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, обеспечение своевременности и правомерности назначения выплат и др.
Структурными подразделениями ОГУ, без права юридического лица, являются филиалы, расположенные на территории городских округов и муниципальных районов <адрес> и городского округа <адрес> (п. 5.1.2 Устава).
Согласно пункту 2.1 Положения о филиале ОГУ основной задачей филиала является реализация государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории конкретного округа (района).
Для реализации данной задачи филиал осуществляет следующие функции:
- основные функции по осуществлению ежемесячных денежных выплат: прием от
граждан документов на назначение ежемесячных денежных выплат, оформление личных
дел получателей ежемесячных денежных выплат, подготовка и предоставление в ОГУ
заявок на финансирование ежемесячных денежных выплат, подготовка и представление
для осуществления выплаты ежемесячных, единовременных и ежегодных денежных
компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации, осуществление
бюджетного учета, подготовка финансовой и статистической отчетности по вопросам
ежемесячных денежных выплат (в том числе о суммах, перечисленных на ежемесячную
денежную выплату средств и о количестве граждан, получивших ежемесячную денежную
выплату) с учетом услуг отделения Сбербанка РФ и отделения Федеральной почтовой
связи (п. 2.2.3.2. Положения).
- по назначению компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие техногенных катастроф: принятие решения о назначении или отказе
в назначении компенсационной выплаты, оформление личного дела получателя
указанных выплат, внесение необходимых изменений в личное дело получателя,
подготовка и подписание распоряжения о прекращении назначения выплат, закрытие
личного дела получателя и передача его на хранение в архив и др. (п. 2.2.3.4. Положения).
Таким образом, ОГУ «УСЗН ВО», самостоятельно принимая решения о назначении гражданам, названным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодных компенсаций за вред здоровью и их индексации в соответствии с постановлениями Правительства РФ, определяет потребность бюджетных ассигнований, необходимых <адрес> для реализации федеральных государственных полномочий по финансированию указанных компенсационных выплат.
Учитывая вышеизложенное, надлежащим ответчиком по делам о взыскании сумм указанных компенсационных выплат в <адрес> является ОГУ «УСЗН <адрес>» - орган в сфере социальной защиты населения области, принимающий решение о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации.
На основании ст. 98, 100 ГПК РФ подлежат взысканию с ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 руб. (л.д. ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить Пилипенко ФИО8 начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 11679 (одиннадцать тысяч шестьсот семьдесят девять) руб. 05 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства.
Взыскать с ОГУ «Управление социальной защиты населения <адрес>» за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, в пользу Пилипенко ФИО8 в счет задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации 472 826 (четыреста семьдесят две тысячи восемьсот двадцать шесть) руб. 94 коп., в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя 6000 (шесть тысяч) руб., всего 478826 (четыреста семьдесят восемь тысяч восемьсот двадцать шесть) руб. 94 коп.
Пилипенко ФИО8 в удовлетворении исковых требований к Федеральной службе по труду и занятости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский райсуд <адрес> в течение 10 дней.
Судья И.А.Доровских