о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета



Дело №

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего - судьи Доровских И.А.

при секретаре Вишневской Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Васильева ФИО10 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, обязании произвести кадастровый учет изменений характеристик объекта недвижимости, признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в согласовании местоположения границ земельного участка,

Установил:

Васильев А.М. обратился в суд с иском, указывая, что он проживает по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> о проведении государственного кадастрового учета изменений недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на том основании, что заявителем не представлены необходимые для кадастрового учета копии документов, устанавливающие или удостоверяющие право заявителя на земельный участок, об учете которого предоставлено заявление. А также, местоположение границ земельного участка, о государственном кадастровом учете изменений которого подано заявление, в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «о государственном кадастре недвижимости» не считается согласованным, так как имеются письменные возражения Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> №з от ДД.ММ.ГГГГ

Считая отказ в осуществлении кадастрового учета незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском и просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе в осуществлении кадастрового учета,

обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести государственный кадастровый учет изменений характеристик объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>,

признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в согласовании местоположения границ земельного участка.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности Садовая Е.Н. исковые требования не признала, пояснив, что, поскольку местоположение границ земельного участка не было согласовано в связи с возражениями Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, решение об отказе является законным и обоснованным. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> не осуществляет полномочия органа кадастрового учета, в связи с чем Управление является ненадлежащим ответчиком.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по доверенности Алексеева Ю.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в полномочия Департамента входит обязанность согласовывать землеустроительную документацию на земельные участки, находящиеся в городском округе <адрес>, при наличии в смежном землепользовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами землепользования, утверждать землеустроительную документацию на вновь формируемые земельные участки, находящиеся в городском округе <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами землепользования. Из представленных истцом первоотводных документов на земельный участок, следует, что согласно договору застройки от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по <адрес> (впоследствии ему был присвоен номер №) был предоставлен гр. ФИО1 под застройку жилого дома в размере 408 кв.м. Однако в процессе землепользования площадь занимаемого истцом земельного участка составила 617 кв.м., но при этом у истца отсутствуют какие-либо документы о выделении ему земельного участка площадью именно 617 кв.м., что говорит о самовольном захвате части земельного участка общего пользования.

Представители ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> по доверенностям Томилина С.С., Лахина Ю.Н. иск не признали, поддержав возражения представителей Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>.

Третье лицо Щеблыкина В.В. заявленный иск поддержала, пояснив, что Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о землепользовании в домовладении № по <адрес> утверждены границы земельного участка общей площадью 618 кв.м.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно договору застройки от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен на право застройки сроком на 50 лет земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 408 кв.м. в описанных в договоре границах (л.д.28).

На основании Решения Исполнительного <адрес> Совета Депутатов трудящихся №-Л от ДД.ММ.ГГГГ был изменен адрес: домовладение № по <адрес> стало значиться как домовладение № по <адрес> (л.д.31).

В настоящее время жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Васильеву А.М. и Щеблыкиной В.В. в равных долях – по ? доле (л.д.30).

ДД.ММ.ГГГГ Васильев А.М. обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером №.

Решением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Васильеву А.М. отказано в осуществлении кадастрового учета, поскольку согласно п.6 ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не представлены необходимые для кадастрового учета копии документов, устанавливающие или удостоверяющие право заявителя на земельный участок, об учете которого представлено заявление. А также, местоположение границ земельного участка в соответствии с Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не считается согласованным, поскольку имеются письменные возражения Департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области.(л.д.38).

Основанием для отказа в согласовании Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес директора филиала БТИ <адрес> ГУП ВО «Воронежское областное управление технической инвентаризации» (л.д.41), явилось следующее.

Представленный БТИ в адрес Департамента межевой план (в том числе, в его составе акт согласования) сформирован на земельный участок площадью 617 кв.м. на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер 30115, где площадь земельного участка указана 408 кв.м.

По сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости относительно данного земельного участка, площадь указана 618 кв.м.

Вместе с тем, границы сложившихся земельных участков в соответствии с ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-Фз определяются исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если данные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрена возможность кадастрового учета земельного участка по фактической уточненной площади, если она превышает площадь, указанную в документах, удостоверяющих права граждан на земельные участки, но не более чем на минимальный размер, установленный правовыми нормативными актами субъекта РФ для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Законом Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» и решением Воронежской городской Думы от 16.05.2007г. № 91-II для индивидуального жилищного строительства минимальный размер земельного участка установлен 300 кв.м.

Однако, изменение площади земельного участка, с учетом установленных Федеральным Законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ требований, предусмотрено в случаях исправления допущенных ошибок в описании земельных участков и не свидетельствует о возможности самовольного захвата земель. Согласно же сведениям, содержащимся в предоставленных материалах, при проведении кадастровых работ, в уточняемый земельный участок были включены земли, государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами землепользования.

Таким образом, изменение описания местоположения границ земельного участка и изменение его площади в сторону увеличения, относительно площади этого земельного участка, сведения о которой содержатся в правоустанавливающем документе, не обусловлено уточнением его границ (л.д.42).

Данный отказ суд считает незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

В силу ч.9 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

(часть первая в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ)

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ)

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками

В соответствии с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе <адрес>.

Пункт 5.38 Положения о департаменте вменяет Департаменту в обязанность согласовывать землеустроительную документацию на земельные участки, находящиеся в городском округе <адрес>, при наличии в смежном землепользовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами землепользования, утверждать землеустроительную документацию на вновь формируемые земельные участки, находящиеся в городском округе <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами землепользования, и т.д.

В силу ч.5 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Отказывая в согласовании местоположения границ спорного земельного участка, Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> исходил из того, что Васильевым А.М. самовольно захвачен земельный участок (площадью, превышающей 408 кв.м., указанных в правоустанавливающих документах), государственная собственность на который не разграничена, в отношении которого Департамент осуществляет полномочия по распоряжению.

При этом, как пояснил представитель Департамента в судебном заседании, они руководствовались письмом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Д23-617, согласно которому ограничения по уточнению размера площади земельных участков предусмотрены ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ, определяющим случаи отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением их границ (ч.5 ст.27). Однако размеры площадей земельных участков, определенных с учетом установленных в соответствии с ФЗ №221-ФЗ требований, не свидетельствуют в пользу возможности самовольно захваченных земельных участков. Они означают исправление ошибок описания земельных участков, допущенных во время проведения земельной реформы. Границы сложившихся земельных участков в соответствии с ч.9 ст.38 ФЗ №221-ФЗ определяются исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Само по себе данное письмо не может быть применено при разрешении настоящего спора, поскольку не является нормативно-правовым актом.

Что касается ссылки на ч.9 ст.38 Федерального закона № 221-ФЗ, которая также обосновывает отказ Департамента в согласовании, то, руководствуясь данной нормой, Департамент, тем не менее, не проверил, существуют ли заявленные истцом границы земельного участка 15 и более лет, и не дал какой-либо оценки данному обстоятельству, что является нарушением ч.9 ст.38 указанного закона и нарушает права истца.

Более того, в ходе судебного разбирательства установлено, что еще в 1999г. Главой администрации <адрес> подписано Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о землепользовании в домовладении № по <адрес> утверждены границы земельного участка общей площадью 618 кв.м. в указанных в постановлении границах.

Наличие данного постановления опровергает доводы Департамента о самовольном захвате истцом части спорного земельного участка и означает необоснованность отказа в согласовании местоположения границ земельного участка.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в согласовании местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> согласовать местоположение границ земельного участка, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>.

Тот факт, что истцом не представлено данное постановление вместе с межевым планом, не может повлиять на решение суда по настоящему делу, поскольку в целях правовой определенности в отношениях сторон по поводу спорного земельного участка, суд принимает решение с учетом Постановления Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которое никем не оспорено и которым утверждены границы и площадь спорного земельного участка в размере 618 кв.м.

В удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра по <адрес> необходимо отказать по следующим основаниям.

Согласно ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Таким образом, Управление Росреестра по <адрес> в силу закона не могло принять иного решения при наличии отказа Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в согласовании местоположения границ земельного участка, в связи с чем его отказом права истца не нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в согласовании местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> согласовать местоположение границ земельного участка, кадастровый номер 36:34:0404005:29, расположенного по адресу: <адрес>.

Васильеву ФИО10 в удовлетворении исковых требований к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, отказать.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд.

Судья: И.А.Доровских

-32300: transport error - HTTP status code was not 200