о признании незаконным действий в части производства выбросов в атмосферный воздух вредных веществ




Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,

при секретаре Бартеневой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий ОАО «<данные изъяты>» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения, обязании ОАО «<данные изъяты>» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда,

установил:

<данные изъяты> межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий ОАО «<данные изъяты>» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения, обязании ОАО «<данные изъяты>» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Свои доводы мотивировал тем, что ответчик допустил нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: отсутствуют разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО5 исковые требования поддержал.

Представитель ОАО «<данные изъяты>» - ген.директор ФИО6 согласился с выявленными нарушениями и пояснил, что в настоящее время проект готов, осталось его согласовать.

Третье лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Выслушав явившихся, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

<данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ОАО «<данные изъяты>маш», расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проведения проверки установлено, что ОАО «<данные изъяты>» допускаются нарушения требований природоохранного законодательства.

Основными видами деятельности ОАО «<данные изъяты>» являются: про­изводство (изготовление и обработка) узлов и деталей производственно-технического назначения, а также специализированного оборудования; осущест­вление проектных, опытно-конструкторских и научно-изыскательских работ.

Предприятием разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО «<данные изъяты>», утвержденный Управлением Ростехнадзора по <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данного проекта, количество источников загрязнения атмосферы по промплощадке предприятия составляет 11, из них 6 организованных и 5 неор­ганизованных источников.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Ростехнадзора по <адрес> ОАО «<данные изъяты>» выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в ат­мосферу стационарными источниками загрязнения № аг, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Данным разрешением установлен перечень и количество загряз­няющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологиче­ским правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружаю­щей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологи­ческого разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребно­стей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области ох­раны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определе­ны Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей сре­ды».

Статьей 3 данного закона определено, что хозяйственная и иная деятель­ность органов государственной власти Российской Федерации, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на ок­ружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: со­блюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии реше­ний об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность про­ведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную дея­тельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую сре­ду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие тре­бованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; до­пустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную сре­ду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Исходя из ч.1 ст.23 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также техно­логических нормативов. В силу ст.ЗО. Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воз­дух.

Согласно ч.1 ст. 12 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях государственного регу­лирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые вы­бросы устанавливаются территориальными органами федерального органа ис­полнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно части 7 той же статьи нормативы выбросов вредных (загряз­няющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласо­ванные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании раз­решения, выданного территориальным органом федерального органа исполни­тельной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допус­тимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воз­действий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разработка предельно допустимых и вре­менно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хо­зяйственной и иной деятельности).

В соответствии с п.5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по надзору в сфере природопользова­ния устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Исходя из ст.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества ок­ружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюде­нии которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных эко­логических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы каче­ства окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается бла­гоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окру­жающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателя­ми воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В силу ст.22 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются сле­дующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормати­вы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В связи с тем, что у ОАО «<данные изъяты>» отсутствуют разработан­ные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воз­дух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружаю­щей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

Так, в соответствии со сведениями об охране атмосферного воздуха за 2010 год (форма № (воздух)) ОАО «<данные изъяты>» за указанный период выброшено в атмосферу 1,5972 тонны загрязняющих веществ.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательст­ва в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие не­определенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>.

В соответствии со ст.ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Феде­рации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским за­конодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восста­новления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского ко­декса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия ОАО «<данные изъяты>» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.

Обязать ОАО «<данные изъяты>» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья Н. В. Лисицкая


-32300: transport error - HTTP status code was not 200