Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,
при секретаре Бартеневой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий ОАО «<данные изъяты>» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения, обязании ОАО «<данные изъяты>» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда,
установил:
<данные изъяты> межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий ОАО «<данные изъяты>» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения, обязании ОАО «<данные изъяты>» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Свои доводы мотивировал тем, что ответчик допустил нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: отсутствуют разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО5 исковые требования поддержал.
Представитель ОАО «<данные изъяты>» - ген.директор ФИО6 согласился с выявленными нарушениями и пояснил, что в настоящее время проект готов, осталось его согласовать.
Третье лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Выслушав явившихся, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
<данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ОАО «<данные изъяты>маш», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки установлено, что ОАО «<данные изъяты>» допускаются нарушения требований природоохранного законодательства.
Основными видами деятельности ОАО «<данные изъяты>» являются: производство (изготовление и обработка) узлов и деталей производственно-технического назначения, а также специализированного оборудования; осуществление проектных, опытно-конструкторских и научно-изыскательских работ.
Предприятием разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО «<данные изъяты>», утвержденный Управлением Ростехнадзора по <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данного проекта, количество источников загрязнения атмосферы по промплощадке предприятия составляет 11, из них 6 организованных и 5 неорганизованных источников.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Ростехнадзора по <адрес> ОАО «<данные изъяты>» выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения № аг, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 3 данного закона определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Исходя из ч.1 ст.23 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. В силу ст.ЗО. Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.
Согласно ч.1 ст. 12 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 7 той же статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В соответствии с п.5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Исходя из ст.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
В силу ст.22 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В связи с тем, что у ОАО «<данные изъяты>» отсутствуют разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
Так, в соответствии со сведениями об охране атмосферного воздуха за 2010 год (форма № (воздух)) ОАО «<данные изъяты>» за указанный период выброшено в атмосферу 1,5972 тонны загрязняющих веществ.
Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>.
В соответствии со ст.ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ОАО «<данные изъяты>» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.
Обязать ОАО «<данные изъяты>» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через районный суд в течение десяти дней.
Судья Н. В. Лисицкая