Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Соколовой О.В.,
при секретаре Следине М.Ю.,
с участием:
истца Дмитриева С.И.,
ответчиков ДТиСР <адрес>, ДИЗО <адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Дмитриева С.И. к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Дмитриев С.И. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социального развития <адрес>, и просил признать незаконным бездействие ответчика и обязать Департамент труда и социального развития <адрес> предоставить ему жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, вне очереди, в <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной законом <адрес> №-ОЗ о ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» - не менее 33 квадратных метров общей площади.
Определением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истец уточнил заявленные исковые требования, и просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма из государственного жилого фонда области вне очереди по месту проживания, по нормам предоставления благоустроенного жилого помещения в соответствии с законодательством.
В судебном заседании истец Дмитриев С.И. поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить их.
Представитель ответчика – Департамента труда и социального развития <адрес> в судебное заседание явился, исковые требования Дмитриева С.И. не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика – Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в судебное заседание явился, исковые требования Дмитриева С.И. не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Также представители ответчиков пояснили, что Дмитриеву С.И. не отказано в предоставлении жилого помещения. Жилое помещение будет предоставлено истцу при наличии последнего, в настоящее время свободного жилья у Департамента имущественных и земельных отношений не имеется.
Представитель третьего лица – Администрации <адрес> и третье лицо – Калашникова А.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Дмитриев С.И. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании приказа Департамента труда и социального развития <адрес> №/ОД от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма.
В настоящее время Дмитриев С.И. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Рождественско<адрес> квартира № № в жилом доме по <адрес> в <адрес>, признана непригодной для дальнейшего проживания.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
При этом пунктом 2 ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дмитриев С.И. завершил обучение в ОГОУ НПО «Профессиональное училище № <адрес>».
В соответствии со ст. 1 Закона <адрес> №-ОЗ т ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" Дмитриев С.И. имеет право на получение жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма как лицо, относящееся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.
При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма для категорий граждан, к которой относится Дмитриев С.И.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми законодатель сочетает условия предоставления жилья вне очереди.
Таким образом, требование Дмитриева С.И. о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди подлежит удовлетворению.
В целях реализации Закона <адрес> №-ОЗ т ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" издан приказ Главного управления социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес> отдельным категориям граждан на основании договора социального найма".
В соответствии с указанным Положением на Главное управление социального развития как уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> (далее - уполномоченный орган) возложены следующие полномочия:
- принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета;
- формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма в уполномоченном органе.
- формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №, имеющих право на внеочередное предоставление жилья жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.
- представление в Главное управление государственного имущества <адрес> копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма конкретному лицу.
Полномочия по заключению договоров социального найма жилого помещения возложены на Главное управление государственного имущества <адрес>.
На основании Указа губернатора <адрес> «О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>» №-у от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление здравоохранения <адрес>, Главное управление социального развития <адрес> и Главное аптечное управление <адрес> были реорганизованы путем их слияния в Департамент здравоохранения и социального развития <адрес>.
В соответствии с указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 163-у "О структуре исполнительных органов государственной власти <адрес>" и от ДД.ММ.ГГГГ N 164-у "О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>" Департамент здравоохранения и социального развития <адрес> был реорганизован путем разделения его на Департамент труда и социального развития <адрес> и Департамент здравоохранения <адрес>.
Указом губернатора <адрес> «О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>» №-у от ДД.ММ.ГГГГ главное управление государственного имущества <адрес> преобразовано в департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, ему переданы функции преобразуемого Главного управления государственного имущества <адрес>.
Следовательно, при удовлетворении иска Дмитриева С.И., суд учитывает компетенцию ответчиков, урегулированную законодательно на уровне субъекта Российской Федерации, по предоставлению жилья, и в соответствии с полномочиями последних определяет порядок исполнения решения суда в соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, возражения ответчиков суд находит не состоятельными, поскольку отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Толкование пункта 5 статьи <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», примененное ответчиком в лице Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, носит произвольный характер и фактически сводится к тому, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья поставлено в зависимость от наличия свободного жилья. Однако отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в иске, в противном случае имеет место умаление права гражданина вопреки статьям 2 и 40 Конституции Российской Федерации. При этом ответчик порядок предоставления жилых помещений согласно статье 5 названного Закона отождествляет с условиями возникновения права, которые по своей сути сводятся к тому, что при отсутствии свободного жилья у гражданина нет и права на предоставления жилья вне очереди. Однако данная позиция не соответствует действующему законодательству.
При изложенных обстоятельствах и принимая во внимание, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от условий по механизму ее реализации; законодателем внеочередное предоставление жилья категориям детей-сирот не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия жилья, равно как от наличия или отсутствия очередности, возможностей и усмотрения органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации по реализации прав данной категории граждан, к которой относится истица, что в совокупности с вышеизложенным влечет удовлетворение иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Дмитриева С.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> и Департаменту труда и социального развития <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить Дмитриеву С.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям действующего законодательства.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> направить Департаменту труда и социального развития <адрес> сведения о жилом помещении, предоставляемом Дмитриеву С.И. по договору социального найма для издания приказа о выделении жилого помещения Дмитриеву С.И. в соответствии с действующим законодательством.
Обязать Департамент труда и социального развития <адрес> издать приказ о выделении Дмитриеву С.И. по договору социального найма жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с Дмитриевым С.И. договор социального найма на жилое помещение, отвечающее требованиям действующего законодательства..
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес>.
С у д ь я О.В. Соколова