Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Соколовой О.В.,
при секретаре Следине М.Ю.,
с участием:
истца Кострюковой А.А.,
ответчиков ДТиСР <адрес>, ДИЗО <адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кострюковой А.А. к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Кострюкова А.А.. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития <адрес> и Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, и просила обязать Департамент труда и социального развития <адрес> принять решение о предоставлении ей жилого помещения на основании договора социального найма, обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с ней договор социального найма жилого помещения, по тем основаниям, что состоит на очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения, является сиротой.
В судебном заседании истица Кострюкова А.А. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их.
Представители ответчиков – Департамента труда и социального развития <адрес> и Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по доверенностям в судебное заседание явились, исковые требования не признали, пояснив суду, что Кострюковой А.А. не отказано в предоставлении жилого помещения. Жилое помещение будет предоставлено Кострюковой А.А. при наличии последнего, в настоящее время свободного жилья у Департамента имущественных и земельных отношений не имеется.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Кострюкова А.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании приказа Департамента труда и социального развития <адрес> №/ОД от ДД.ММ.ГГГГ истица принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма.
В настоящее время Кострюкова А.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за Кострюковой А.А. закреплено право на проживание на территории <адрес>, а также постановлено предоставить ей жилое помещение на территории <адрес>, не ниже установленных социальных норм, после окончания школы-интерната (л.д. 12).
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
При этом пунктом 2 ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кострюкова А.А. завершила обучение в ОГОУ СПО «<адрес> педагогическое училище» (л.д. 10).
В соответствии со ст. 1 Закона <адрес> №-ОЗ т ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" Кострюкова А.А. имеет право на получение жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма как лицо, относящееся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания.
При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма для категорий граждан, к которой относится Кострюкова А.А.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми законодатель сочетает условия предоставления жилья вне очереди.
Таким образом, требование Кострюковой А.А. о предоставлении ей в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди подлежит удовлетворению.
В целях реализации Закона <адрес> №-ОЗ т ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" издан приказ Главного управления социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес> отдельным категориям граждан на основании договора социального найма".
В соответствии с указанным Положением на Главное управление социального развития как уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> (далее - уполномоченный орган) возложены следующие полномочия:
- принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета;
- формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма в уполномоченном органе.
- формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №, имеющих право на внеочередное предоставление жилья жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.
- представление в Главное управление государственного имущества <адрес> копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма конкретному лицу.
Полномочия по заключению договоров социального найма жилого помещения возложены на Главное управление государственного имущества <адрес>.
На основании Указа губернатора <адрес> «О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>» №-у от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление здравоохранения <адрес>, Главное управление социального развития <адрес> и Главное аптечное управление <адрес> были реорганизованы путем их слияния в Департамент здравоохранения и социального развития <адрес>.
В соответствии с указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 163-у "О структуре исполнительных органов государственной власти <адрес>" и от ДД.ММ.ГГГГ N 164-у "О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>" Департамент здравоохранения и социального развития <адрес> был реорганизован путем разделения его на Департамент труда и социального развития <адрес> и Департамент здравоохранения <адрес>.
Указом губернатора <адрес> «О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>» №-у от ДД.ММ.ГГГГ главное управление государственного имущества <адрес> преобразовано в департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, ему переданы функции преобразуемого Главного управления государственного имущества <адрес>.
Следовательно, при удовлетворении иска истца суд учитывает компетенцию ответчиков, урегулированную законодательно на уровне субъекта Российской Федерации, по предоставлению жилья, и в соответствии с полномочиями последних удовлетворяет иск по заявленным требованиям.
Кроме того, возражения ответчиков суд находит не состоятельными, поскольку отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Толкование пункта 5 статьи 4 Закона <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», примененное ответчиком в лице Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, носит произвольный характер и фактически сводится к тому, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья поставлено в зависимость от наличия свободного жилья. Однако отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в иске, в противном случае имеет место умаление права гражданина вопреки статьям 2 и 40 Конституции Российской Федерации. При этом ответчик порядок предоставления жилых помещений согласно статье 5 названного Закона отождествляет с условиями возникновения права, которые по своей сути сводятся к тому, что при отсутствии свободного жилья у гражданина нет и права на предоставления жилья вне очереди. Однако данная позиция не соответствует действующему законодательству.
При изложенных обстоятельствах и принимая во внимание, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от условий по механизму ее реализации; законодателем внеочередное предоставление жилья категориям детей-сирот не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия жилья, равно как от наличия или отсутствия очередности, возможностей и усмотрения органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации по реализации прав данной категории граждан, к которой относится истица, что в совокупности с вышеизложенным влечет удовлетворение иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Кострюковой А.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> и Департаменту труда и социального развития <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством удовлетворить.
Обязать Департамент труда и социального развития <адрес> принять решение о предоставлении Кострюковой А.А. жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить Кострюковой А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям действующего законодательства, и заключить договор социального найма.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес>.
С у д ь я О.В. Соколова