Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Спицына Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анцуповым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело
по иску Толстых Николая Николаевича, Толстых Елены Михайловны и Олейникова Александра Дмитриевича
к Администрации городского округа <адрес>, Департаменту муниципальной собственности Администрации городского округа <адрес>, ФГКЭУ ФИО9 Министерства обороны РФ,
о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,
при участии в судебном заседании:
истца Толстых Н.Н.,
представителя истца Толстых Н.Н. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Сальникова С.И.,
представителя ответчика Администрации городского округа <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Сафоновой А.Ю.,
представителя ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации городского округа <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Сафоновой А.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что истец Толстых Н.Н. проходил военную службу по контракту в войсковой части № (<адрес>) в должности заместителя начальника склада горючего (<данные изъяты> округа. Нуждался в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ протокол № был включен в список очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 МВО внесен в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В связи с предстоящим сокращением воинской части и увольнением его с военной службы по организационно-штатным мероприятиям (подпункт «№ :пункта № статьи № Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ ему на состав семьи 3 человека распределена 2-х комнатная квартира № по <адрес>, общ. площадь-54,4 кв.м. соответствующая составу его семьи. Данное решение согласовано с ФИО9 МВО и утверждено <данные изъяты> начальника <адрес> гарнизона. На данный момент истец имел выслугу лет более 10 в календарном исчислении и в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не мог быть уволен без обеспечения его и членов его семьи постоянным жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 МВО с истцом заключен договор социального найма на указанное жилое помещение. Приказом командующего войсками <адрес> военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт № пункта № статьи № Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») с указанием об обеспеченности его жилым помещением по нормам действующего законодательства. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № истец исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. На день увольнения его с военной службы выслуга лет составляла 11 лет и 4 месяца в календарном исчислении. В последующем было выяснено, что спорное жилое помещение от Министерства обороны передано в муниципальную собственность и ФИО9 МВО не полномочно было принять решение о заключении с истцом договора социального найма освободившегося муниципального жилого помещения (ранее занимаемого военнослужащим). Данное решение должна была принять Администрация городского округа <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с письмом в Управление жилищного фонда Департамента муниципальной собственности администрации городско округа <адрес> о заключении с ним договора социального найма жилого помещения на спорную квартиру. С аналогичным представлением обратился начальник ФГКЭУ ФИО9 Министерства обороны РФ. Письмом заместителя директора департамента-руководителя управления жилищного фонда Администрации городско округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора социального найма истцу было отказано со ссылкой на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Просят: 1). Признать за истцами право пользования 2-х комнатной квартирой общей площадью 54,4 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>; 2). Обязать департамент муниципальной собственности Администрации городского округа <адрес> заключить с Толстых Николаем Николаевичем договор социального найма на 2-х комнатную квартиру общей площадью 54,4 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>, с включением в договор социального найма в качестве членов семьи Толстых Елену Михайловну, Олейникова Александра Дмитриевича.
В судебном заседании истец Толстых Н.Н. и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме, пояснили об обстоятельствах как изложено в исковом заявлении.
В судебное заседание истцы Толстых Е.М. и Олейников А.Д. не явились. О слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В связи с изложенным суд на основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание истцов Толстых Е.М. и Олейникова А.Д.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала. Пояснила, что Администрация городского округа <адрес> не является уполномоченным органом, который должен заключать договор социального найма жилья с военнослужащими, увольняемыми в запас, поскольку данная обязанность возложена на федеральные органы исполнительной власти.
Представитель ответчика ФГКЭУ ФИО9 Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела, об истребовании или приобщении дополнительных доказательств, а также каких-либо иных ответчик не представил. В связи с этим, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика ФГКЭУ ФИО9 Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Суд, выслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, исследовав все представленные доказательства, приходит к следующему.
Как следует из послужного списка истца Толстых Н.Н., а также выписок из приказов, он проходил военную службу по контракту в войсковой части № (<адрес>) в должности заместителя начальника склада горючего <данные изъяты> округа. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № истец исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. На день увольнения его с военной службы выслуга лет составляла 11 лет и 4 месяца в календарном исчислении. (л.д. 25-28).
Как следует из материалов дела, истец Толстых Н.Н. нуждался в улучшении жилищных условий, в связи с чем решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ протокол № включен в список очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15)
Как следует из решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по делу по иску Толстых Николая Николаевича к ФИО9 Министерства обороны РФ, администрации городского округа <адрес> в лице Управления жилищного фонда и жилищной политики о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации; по встречному иску администрации городского округа <адрес> к Толстых Николаю Николаевичу, Толстых Елене Михайловне, Олейникову Александру Дмитриевичу, Воронежской ФИО9 Министерства обороны РФ о признании договора социального найма недействительным и выселении, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 Министерства обороны РФ – «наймодателем» с одной стороны и Толстых Н.Н. – «нанимателем» с другой стороны, был заключен договор социального найма жилого помещения №, предметом которого является изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире общей площадью 54,4 кв. м, в том числе жилой 30,4 кв.м по адресу: <адрес>. Указанным решением, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Толстых Николая Николаевича к ФИО9 Министерства обороны РФ, администрации городского округа <адрес> в лице Управления жилищного фонда и жилищной политики о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказано; встречный иск администрации городского округа <адрес> к Толстых Николаю Николаевичу, Толстых Елене Михайловне, Олейникову Александру Дмитриевичу, ФИО9 Министерства обороны РФ удовлетворен, договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО9 Министерства обороны РФ и Толстых Николаем Николаевичем признав недействительным; Толстых Николай Николаевич, Толстых Елена Михайловна, Олейников Александр Дмитриевич выселены из жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. (л.д. 29).
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Письмом департамента муниципальной собственности Управления жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Толстых Н.Н. отказано в заключении с ним договора социального найма на спорную квартиру (л.д.12).
По смыслу ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.1 ст.15).
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет (п.2 ст.15).
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей (п.5 ст.15).
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п.6 ст.15).
Таким образом, анализируя приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению военнослужащим, в том числе, уволенным в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, жилых помещений, возложена законом на федеральные органы исполнительной власти, при том, что предоставляемые жилые помещения должны находится в федеральной собственности. При этом военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями на момент прохождения военной службы, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения, в котором определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Жилые помещения предоставляются военнослужащим на срок службы. После увольнения по указанным в законе основаниям, у военнослужащего возникает право на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном ст.15 Закона «О статусе военнослужащих».
Суд критически оценивает довод истца Толстых Н.Н. и его представителя о том, что для решения вопросов об обеспечении военнослужащих, увольняемых с военной службы, может использоваться как государственный, так и муниципальный жилищный фонд, по следующим основаниям. При обосновании своей позиции истец Толстых Н.Н. и его представитель ссылаются на Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 г. № 453-О, в соответствии с которым Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище; осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
В указанном Определении от 25.12.2003 г. № 453-О Конституционный Суд РФ пришёл к выводу об отсутствии какой-либо неопределённости в разрешении вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих, поскольку это составляет прерогативу законодателя и нашло своё отражение в действующем законодательстве.
Анализ же действующего законодательства (ст.15 Закона «О статусе военнослужащих») позволяет суду сделать однозначный вывод о том, что формой участия муниципальных образований в обеспечении военнослужащих жильём является предоставление жилых помещений в качестве служебного жилья на период прохождения ими военной службы, то есть служебного жилья. Такое жильё может предоставляться как из федерального жилищного фонда, так и из фонда муниципального жилья. Кроме того, муниципальные образования вправе предоставлять жильё по договору социального найма военнослужащим на общих основаниях, в соответствии с требованиями ЖК РФ.
В отношении же обеспечения военнослужащих жильём при их увольнении с военной службы законодателем специально и императивно оговорёно в абзаце 12 части 1 статьи 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», что в качестве таковых предоставляются исключительно жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности.
Кроме того, в развитие данной нормы пунктом 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280, специально оговорено, что при заключении договора социального найма жилья, военнослужащий обязан сдать служебное жильё, предоставленное ему ранее.
Как установлено указанным выше решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, спорная квартира предоставлялась ответчику Толстых Н.Н. как служебное жилое помещение.
Из представленных суду документов усматривается, что постановлением <адрес> городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень № объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность. В названный перечень включена и спорная квартира <адрес>. При этом в преамбуле постановления указывается, что объекты в утверждаемом перечне (на момент издания самого постановления) относятся к объектам муниципальной собственности. Во исполнение указанного постановления, и на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, дом № № по ул. <адрес> принят от ФИО9 на баланс МУП ЖКХ и Б <адрес>. Пунктом № названного постановления от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО9 сохранено право повторного заселения передаваемых в муниципальную собственность квартир, занимаемых военнослужащими. Согласно акту приемки-передачи от ДД.ММ.ГГГГ дом № по ул. <адрес> принят на баланс МУП ЖКХ и Б <адрес> Право муниципальной собственности на спорную квартиру подтверждается также представленной выпиской из реестра муниципального имущества (л.д.54-58).
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, а также исходя из приведённых нормативных актов, у ответчиков отсутствует обязанность по заключению с истцами договора социального найма спорной квартиры.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Толстых Николаю Николаевичу, Толстых Елене Михайловне и Олейникову Александру Дмитриевичу в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа <адрес>, Департаменту муниципальной собственности Администрации городского округа <адрес>, ФГКЭУ ФИО9 Министерства обороны РФ, о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в <адрес> областной суд через районный суд в течение десяти дней.
Судья Ю.А. Спицын
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение не вступило в законную силую.