Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре Кавешниковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофановой Александры Николаевны к Департаменту труда и социального развития Воронежской области о признании права и обязании выдать свидетельство на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,
установил :
Митрофанова А.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития Воронежской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании выдать свидетельство о предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в установленном законом порядке.
Указала, что в годы Великой Отечественной войны находилась в фашистском концлагере. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № поставлена на учет для получения жилых помещений, как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, согласно ст.49,51,52 Жилищного Кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», после чего обратилась в Департамент труда и социального развития Воронежской области по вопросу улучшения жилищных условий как лицо, отнесенное к категории несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
В ответе от 29.09.2010 г. Митрофановой А.Н. отказано во включении в общий список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов».
Митрофанова А.Н. считает отказ Департамента труда и социального развития Воронежской области незаконным, указывая следующее.
Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (п. 1).
Льготы, указанные в пункте Настоящего Указа, предоставляются за счет источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п. 2).
Постановлением Минтруда РФ от 7 июля 1999 г. №20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» (с изменениями от 25 июня 2009 г.) разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, Митрофанова А.Н. полагает, что ей как несовершеннолетнему узнику концлагеря, являющейся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ.
Далее истец указывает, что в соответствии с п/п 4 п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995г. инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 3). Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п/п 2 п. 3).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п/п 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в п/п 3 п, 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1).
По мнению истца, каких-либо исключений из указанных категорий граждан закон не предусматривает.
Во исполнение п. 11, 11.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Приказом Главного управления труда и социального развития Воронежской области от 13.04.2007 № 123/ОД утвержден Порядок оказания мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в виде безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в виде субвенций в составе федерального фонда компенсаций.
Согласно п. 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком перечислены Категории граждан, имеющих право на получение субсидий на приобретение жилого помещения. Право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде безвозмездной субсидии имеют граждане, определенные Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 66-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до 1 января 2005 года".
В семьях, имеющих детей - инвалидов, право на предоставление безвозмездной субсидии имеют совместно проживающие родители и нетрудоспособные (несовершеннолетние) братья (сестры) в возрасте до 18 лет.
В семьях погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий право на предоставление безвозмездной субсидии имеют нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего), состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В семьях, имеющих в составе семьи несколько граждан из числа отдельных
категорий, определенных Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 66-ОЗ, право на
предоставление безвозмездной субсидии имеет каждый из них.
Митрофанова А.Н. полагает, что разъяснение Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010г. №10496-СК/07, на которое в своем письме ссылается Департамент труда и социального развития Воронежской области, не может быть принято во внимание суда как основание к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку не является официальным разъяснением норм закона, не было опубликовано в установленном порядке.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Байдакова Ю.С. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении в связи с отсутствием правовых оснований, представила письменные возражения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Митрофанова А.Н. является несовершеннолетним узником концлагеря, инвалидом 2 группы по общему заболеванию (л.д.11).
Постановлением Управы Ленинского района городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ № Митрофанова А.Н. поставлена на учет для получения жилых помещений, как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, согласно ст.49,51,52 Жилищного Кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д.9).
В ответ на обращение истца по вопросу улучшения жилищных условий как лица, отнесенного к категории несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, Департамент труда и социального развития Воронежской области письмом от 29.09.2010 г. отказал Митрофановой А.Н. во включении в общий список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (л.д.10).
Суд полагает, что истец ошибочно относит себя к лицам, на которых распространяет действие Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов».
Как следует из названия и текста Указа, Президент РФ подписал его в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны. Указом постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Правительству Российской Федерации:
а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра;
б) предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;
в) обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
Предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Таким образом, исходя из прямого толкования Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2008 №714, он распространяет свое действие только на ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
При этом законодатель, наделяя указанных лиц правом на предоставление ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот, установленных для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, не приравнивает их к таковым в полном объеме.
Таким образом, отсутствуют правовые основания обеспечения Митрофановой А.Н. жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.09.2008 №714.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В Воронежской области формой предоставления указанных мер социальной поддержки является безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 10.11.2010г. №956 «Об утверждении порядка предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан», безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения предоставляется согласно единому списку граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, в порядке очередности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, соответственно безвозмездная субсидия без включения в единый список и установления очередности не может быть предоставлена.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Митрофановой А.Н. к Департаменту труда и социального развития Воронежской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и обязании выдать свидетельство на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Митрофановой Александре Николаевне в иске к Департаменту труда и социального развития Воронежской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и обязании выдать свидетельство на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение 10 дней.
Судья Н.В. Штукина
Решение не вступило в законную силу.