Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Маньковой Е.М.,
с участием транспортного прокурора ФИО2,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению- <данные изъяты> об обязании незамедлительного устранения нарушений законодательства в безопасности движения поездов и дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению- <данные изъяты> в лице филиала- <данные изъяты> и просит обязать Федеральное бюджетное учреждение - <данные изъяты> незамедлительно устранить нарушения законодательства о безопасности движения поездов и дорожного движения, а именно на переездах по <адрес>: устранить неисправности светофорной переездной сигнализации, установить сигнальные столбики с обеих сторон переезда на участке от 2,5 до 10,0 м от крайних рельсов, через каждые 1,5 м, восстановить уровень настила внутри колеи. На переездах по <адрес>: восстановить уровень настила внутри колеи, устранить неисправности светофорной переездной сигнализации, восстановить дорожную разметку 1.1 на расстоянии 10 метров от крайнего рельса в обе стороны. На переезде по <адрес>: нанести горизонтальную дорожную разметку 1.1 на расстоянии 10 метров от крайнего рельса в обе стороны, установить сигнальные столбики с обеих сторон переезда на участке от 2,5 до 10,0 м от крайних рельсов, через каждые 1,5 м, восстановить уровень настила внутри колеи. Кроме того на всех проверяемых переездах необходимо организовать наличие дежурного по переезду и дорожных знаков 1.1 или 1.2, указывая, что транспортной прокуратурой проведена совместно с заместителем начальника отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения проверка соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных переездах, расположенных на железнодорожном пути необщего пользования <данные изъяты> в <адрес>, <данные изъяты>.
Проверкой установлено, что выявлено нарушение ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой установлена обязанность владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенных в границах переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования) в соответствии с техническими регламентами, устанавливающими обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов.
Проверкой установлено, что данные по обустройству железнодорожных переездов указанным в технической документации, в частности «Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования войсковой части 23326 (станция примыкания Воронеж- Курский ЮВжд)», не соответствуют фактической действительности - на переездах отсутствуют дежурные по железнодорожным переездам. Кроме того, в соответствии с п. 3.10 ЦП-566 на подходах к переездам со стороны автомобильных дорог перед шлагбаумами, а где их нет - перед дорожным предупреждающим знаком 1.3.1 или 1.3.2 устанавливаются дорожные предупреждающие знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума». На проверяемых переездах знаки 1.1 и 1.2 отсутствуют.
В соответствии с п. 3.13 Инструкции, ФИО8 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее ФИО8 51256-99), для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы движения в обоих направлениях, перед переездами наносится горизонтальная дорожная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части, устанавливающие определенные режимы и порядок движения) 1.1 от ближнего рельса до разметки 1.12 (стоп- линия) и на расстоянии 100 м от разметки 1.12. Разметка 1.12 наносится на расстоянии не менее 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии - на расстоянии не менее 10 м от ближнего рельса. Проверкой установлено, что на переездах по <адрес> указанная дорожная разметка отсутствует, перед переездом по <адрес> разметка требует восстановления. На проверяемых переездах по <адрес> светофорная переездная сигнализация находится в неисправном состоянии. В нарушение п. 3.5 ЦП-566 на всех проверяемых переездах уровень настила внутри колеи не соответствует предъявляемым требованиям - настил занижен. В соответствии с п.8.2.2 ФИО8 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее ФИО8 52289-2004), сигнальные столбики должны быть установлены на железнодорожных переездах с обеих сторон переезда на участке от 2,5 до 16,0 м от крайних рельсов, через каждые 1,5 м. Однако количество установленных направляющих столбиков на проверяемых переездах менее требований по нормативам по обе стороны переездов. Воронежский транспортный прокурор указывает, что эксплуатация железнодорожных переездов по <адрес>, Ворошилова и Матросова, которые являются объектами повышенной опасности, при неработающей переездной сигнализации (с учетом интенсивного движения автотранспорта на автомобильной дороге магистрального назначения, пересекающей переезд), отсутствии дежурных по переездам, наличии повреждений в покрытии настила внутри колеи и отсутствия необходимых дорожных знаков и разметки может привести не только к нарушениям объектов железнодорожного транспорта, но и автомобильным авариям, связанным с порчей имущества и причинением вреда здоровью и жизни граждан.
Таким образом, считает, что сложившаяся ситуация угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, экологическим требованиям, жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании транспортный прокурор ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика <данные изъяты> по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, указывая, что войсковая часть не является надлежащим ответчиком по делу, согласно совместному приказу МО РФ и Минтранса России НР 413/146 от ДД.ММ.ГГГГ содержание железнодорожных путей производится специализированным подразделением, которое находится в штатах Министерства обороны РФ».
Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании командир <данные изъяты> ФИО4 и представитель <данные изъяты> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 в суде, не признавая заявленные требования, указывали, что в связи с полным отсутствием финансирования по соответствующей статье расходов сметы МО РФ в 2010-2011 года на текущее содержание железнодорожного подъездного пути <данные изъяты> невозможно устранить вскрытые недостатки силами части, при этом обращали внимание суда на то, что владельцами данных железнодорожных путей они не являются, являются лишь пользователями. Кроме того, <данные изъяты> не является юридическим лицом. Каких-либо иных документов предписывающих выполнять указанную транспортным прокурором обязанность у них не имеется.
Представитель третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения <данные изъяты> Минобороны России, привлеченное судом к участию в деле, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в судебном заседании полагалась по разрешению данного иска на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив предоставленные суду доказательства в их совокупности, заслушав заключение транспортного прокурора, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 09 часов по 16 часов Воронежской транспортной прокуратурой совместно с заместителем начальника отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных переездах, расположенных на железнодорожном пути необщего пользования <данные изъяты> в <адрес>, <данные изъяты>
Проверкой было выявлено нарушение ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой установлена обязанность владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенных в границах переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования) в соответствии с техническими регламентами, устанавливающими обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов (л.д. 23-24).
В соответствии с п.1.9 Приказа МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, в котором указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при проездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы. После ввода в эксплуатацию новых объектов, их закрытия или ликвидации владелец железнодорожного пути необщего пользования вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает владельцу инфраструктуры, сообщая ему о всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов.
Действительно, проверкой было установлено, что данные по обустройству железнодорожных переездов указанным в технической документации, в частности «Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути не общего пользования <данные изъяты> не соответствуют фактической действительности - на переездах отсутствуют дежурные по железнодорожным переездам (раздел 4 «инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России» № ЦП-566, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Министром путей сообщения РФ).
Кроме того, в соответствии с п. 3.10 ЦП-566 на подходах к переездам со стороны автомобильных дорог перед шлагбаумами, а где их нет - перед дорожным предупреждающим знаком 1.3.1 или 1.3.2 устанавливаются дорожные предупреждающие знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума». На проверенных переездах знаки 1.1 и 1.2 отсутствуют.
В соответствии с п. 3.13 Инструкции, ФИО8 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы движения в обоих направлениях, перед переездами наносится горизонтальная дорожная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части, устанавливающие определенные режимы и порядок движения) 1.1 от ближнего рельса до разметки 1.12 (стоп- линия) и на расстоянии 100 м от разметки 1.12. Разметка 1.12 наносится на расстоянии не менее 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии - на расстоянии не менее 10 м от ближнего рельса.
Проверкой было также установлено, что на переездах по <адрес> указанная дорожная разметка отсутствует, перед переездом по <адрес> разметка требует восстановления. На проверяемых переездах по <адрес> светофорная переездная сигнализация находится в неисправном состоянии.
В нарушение п. 3.5 ЦП-566 на всех проверяемых переездах уровень настила внутри колеи не соответствует предъявляемым требованиям - настил занижен. В соответствии с п.8.2.2 ФИО8 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст сигнальные столбики должны быть установлены на железнодорожных переездах с обеих сторон переезда на участке от 2,5 до 16,0 м от крайних рельсов, через каждые 1,5 м.
Однако количество установленных направляющих столбиков на проверяемых переездах менее требований по нормативам по обе стороны переездов.
В судебном заседании было установлено, что в соответствии с предписанием <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по устранению недостатков выявленных в ходе проверки железнодорожного подъездного пути необщего пользования войсковой части 23326 по вопросам обеспечения безопасного движения на железнодорожных переездах, а также соблюдению требований нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, которому было выдано командиру войсковой части 23326 –генерал-майору К. Баташову, командование <данные изъяты> приняли исчерпывающие меры по устранению нарушений и снятию запретных мер, а именно:
издан приказ командира <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ,
где определены ответственные лица за организацию безопасности движения при подаче и
уборке вагонов;
отработаны соответствующие временные местные инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов по <адрес>, <данные изъяты> с
определением порядка дежурства и пропуска маневрового состава;
пропуск маневрового состава осуществляется с обязательным привлечением для
перекрытия движения автотранспорта на переездах сотрудников и технических средств ВАИ;
разработана временная инструкция «О порядке обслуживания и организации
движения на железнодорожном пути необщего пользования <данные изъяты>» с
указанием порядка проведения маневровых работ и порядка проезда на дорожных
переездах;
силами и средствами <данные изъяты> изготовлены ручные шлагбаумы для установки
по <адрес> (будут установлены силами части до ДД.ММ.ГГГГ);
необходимость проведенных работ по установке контррельсов и выравниванию
настилов по высоте внутри колеи указана в осеннем акте осмотра пути, соответственно
внесена в задание железнодорожным войскам МО РФ в качестве первоочередной;
отражено в акте осеннего осмотра пути и поданы заявки на соответствующее
оборудование переездов для их перевода в разряд неохраняемых, что позволит в
дальнейшем обходиться без круглосуточного дежурства на них;
заключены договора с ООО <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>» на обучение трех сотрудников части ответственных за погрузку (выгрузку), крепление и размещение грузов в вагонах, контейнерах на железнодорожном транспорте, в том числе применительно к опасным грузам.
Между тем, как следует из положения о филиале <данные изъяты> федерального бюджетного учреждения – <данные изъяты>, филиал - <данные изъяты> – федерального бюджетного учреждения –<данные изъяты> создан на основании приказа Министра обороны РФ 2009 года № для осуществления функции управления войсковым звеном некоммерческого характера. Филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим часть его функций. Филиал действует и осуществляет сделки от имени юридического лица на основании доверенности и положения о филиале, утверждаемого федеральным <данные изъяты>. Филиал осуществляет виды деятельности, предусмотренные Положением о федеральном бюджетном учреждении – <данные изъяты>. Филиал осуществляет в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ следующие виды деятельности (ОКВЭД – 75.22):
обеспечение организации боевого дежурства, боевой и мобилизационной подготовки, проведения учений, оперативных тренировок и иных мероприятий в соответствии с утвержденными планами и в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ;
обеспечение функционирования закрепленных и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы;
организацию и осуществление всех видов боевого, технического, тылового, финансового, медицинского и морально-психологического обеспечения иных видов деятельности в соответствии со своим функциональным предназначением.
Имущество Филиала формируется за счет:
имущества, закрепленного собственником за Филиалом на праве оперативного управления;
материальных ценностей, поступивших и (или) приобретенных в порядке централизованного снабжения;
средств федерального бюджета;
иных доходов, предусмотренных законодательством РФ. Имущество Филиала закрепляется на его отдельном балансе и находится одновременно на сводном балансе Учреждения (л.д.12-19).
В ч.2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлены обязанности владельцев железнодорожных путей (Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" вместо понятия "владелец железнодорожных путей" использует понятия "владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" и "владелец железнодорожных путей необщего пользования"):
оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения;
содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 метров от ближайшего рельса по пути следования).
Как указано в данной норме закона, при этом владельцы железнодорожных путей обязаны руководствоваться обязательными требованиями к эксплуатации железнодорожных переездов, установленными техническими регламентами. С учетом нормы ч. 8 ст. 62 Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежит применению Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, введенная в действие указанием Министерства путей сообщения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N В-1041у. Которая устанавливает:
общие положения, классификацию и порядок определения категорийности переездов;
требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту переездов;
порядок организации работы и обязанности дежурного по переезду;
основные требования при проезде транспортных средств и прогоне скота через переезд и под искусственными сооружениями железных дорог.
Однако таким владельцем данных железнодорожных путей необщего пользования, расположенных в <адрес>, <данные изъяты> ответчик не является.
Хотя в судебном заседании было установлено, что все железнодорожные переезды, расположенные на железнодорожном пути необщего пользования <данные изъяты> с постоянными маршрутами пассажирского транспорта, что на территорию <данные изъяты> по указанным железнодорожным переездам осуществляется подача и уборка подвижного состава, но в материалы дела суду были предоставлены сведения о недвижимом имуществе, за подписью должностного лица Заместителя руководителя территориального управления Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, о том, что правообладателем объекта - железнодорожный путь, местоположение <адрес>, реестровый номер федерального имущества (РНФИ) № от ДД.ММ.ГГГГ, является ФГКЭУ <данные изъяты> Министерства обороны РФ – 81 Карта №.1. №, документы основания возникновения права собственности РФ права оперативного управления.
Более того, в ходе разрешения дела по существу, ДД.ММ.ГГГГ в Воронежскую транспортную прокуратуру поступило письмо врио руководителя Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ, в соответствии с которым владельцем железнодорожного пути необщего пользования <данные изъяты> является Главное командование Военно-воздушных сил, однако, предоставить в Воронежскую транспортную прокуратуру заверенные копии документов, подтверждающих право собственности Главного командования Военно-воздушных сил на подъездной железнодорожный путь необщего пользования <данные изъяты> не предоставляется возможным, поскольку во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №сс «О составе Вооруженных Сил РФ», директивы Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Д-011 «Об организационных мероприятиях, проводимых в Военно-воздушных силах в 2010 году» и указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, 1 Командование ВВС и ПВО исключено из состава Военно-воздушных сил и включено в состав Западного <данные изъяты> входит в состав 1 Командования ВВС и ПВО.
В связи с изложенным, Федеральное бюджетное учреждение – <данные изъяты> в лице филиала – <данные изъяты> не является надлежащим ответчиком по делу как лицо, (не юридическое), пользующееся данными железнодорожными путями необщего пользования.
В ходе рассмотрения дела, судом истцу предлагалось высказать суду свою позицию относительно замены с его согласия, как истца в порядке ст. 41 ГПК РФ ненадлежащего ответчика надлежащим, однако, истец своего согласия на замену ненадлежащего ответчика надлежащим не дал.
В соответствии с ч.2 ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований Воронежского транспортного прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению- войсковой части № в лице филиала- войсковой части № об обязании незамедлительного устранения нарушений законодательства в безопасности движения поездов и дорожного движения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске <данные изъяты> прокурора, поданного в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению - <данные изъяты> в лице филиала - <данные изъяты> об обязании незамедлительного устранения нарушений законодательства в безопасности движения поездов и дорожного движения, — отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Манькова Е.М.