о признании незаконным налогового уведомления



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Хрячкова И.В.

при секретаре Харлановой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Латушко ФИО6 о признании незаконными действий ИФНС России по <адрес>, выразившихся в не направлении налогового уведомления на уплату транспортного налога за 2009год, и признании незаконным налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога физическим лицом за 2009год,

установил:

Латушко А.А. обратился в суд с заявлением, указывая, что ИФНС России по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> с заявлением о взыскании с него транспортного налога в сумме 65192,00 руб. В обоснование заявленных к нему требований ИФНС указала, что в его адрес было выслано налоговое уведомление № на уплату транспортного налога от ДД.ММ.ГГГГ (за 2009 год), однако, налог в установленный срок им уплачен не был.

Вместе с тем, как указывает заявитель, данное налоговое уведомление в его адрес не поступало, в связи с чем считает, что действия ИФНС России по <адрес>, выразившиеся в нарушении порядка направления уведомления являются незаконными и нарушают его права.

Кроме того, как указывает Латушко А.А., в соответствии с Законом <адрес> № 80-ОЗ от 27.12.2002г. «О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>» (в редакции, действовавшей на момент выставления требования), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплату налога производят в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления. Однако, уведомление было изготовлено налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением сроков, установленных действующим законодательством для оплаты суммы транспортного налога.

В связи с изложенным, Латушко А.А. просит суд признать незаконными действия ИФНС России по <адрес>, выразившихся в не направлении налогового уведомления на уплату транспортного налога за 2009год, а также просит признать незаконным налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога физическим лицом за 2009год.

Заявитель Латушко А.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель заявителя по доверенности Чернова Т.В. требования своего доверителя полностью поддержала.

Представитель по доверенности заинтересованного лица – Нестерова-Переверзева Е.В. против удовлетворения заявленных требований возражала.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обращаясь в суд с указанным требованием, заявитель ссылается на то, что налоговое уведомление в его адрес не поступало, в связи с чем он считает действия ИФНС России по <адрес>, выразившиеся в нарушении порядка направления уведомления, незаконными и нарушающими его права и свободы.

Согласно ч.3 ст. 363 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Порядок направления налогового уведомления установлен ч.4 ст. 52 НК РФ, в силу которой налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Из представленных заинтересованным лицом документов усматривается, что налоговое уведомление было направлено Латушко А.А. заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, что подтверждается реестром почтовых отправлений и штампом почтового отделения связи о принятии заказных писем (л.д. 56).

При этом, согласно отметке в паспорте заявителя, на момент направления налогового уведомления Латушко А.А. был зарегистрирован именно по указанному выше адресу (л.д.______).

Таким образом, доводы заявителя о не направлении ему ИФНС России по <адрес> налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Доводы заявителя о неполучении им налогового уведомления не имеют правового значения для рассмотрения данного дела по существу по следующим основаниям.

В силу ч.4 ст. 52 НК РФ, в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 468-О-О указано: «…Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу».

Т.е. по смыслу вышеуказанного, факт неполучения заявителем налогового уведомления должен доказываться им при рассмотрении судом иска о взыскании с него суммы налога, тем более, что в данном гражданском деле рассматривается заявление Латушко А.А. о признании незаконными действий ИФНС России по <адрес>, выразившихся в не направлении налогового уведомления.

Кроме того, доставка почтовой корреспонденции адресатам осуществляется операторами почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221, в связи с чем факт неполучения заявителем налогового уведомления не может служить доказательством не исполнения налоговым органом своей обязанности по направлению налогового уведомления налогоплательщику.

В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными действий ИФНС России по <адрес>, выразившихся в не направлении налогового уведомления на уплату транспортного налога за 2009год.

Также заявитель просит признать незаконным налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что налоговое уведомление изготовлено налоговым органом с нарушением сроков, установленных действующим законодательством для оплаты суммы транспортного налога.

В соответствии с Законом <адрес> № 80-ОЗ от 27.12.2002г. «О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>», налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплату налога производят в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.

Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как пояснил представитель ИФНС России по <адрес>, на момент расчета налога за 2009 год у налогового органа отсутствовали сведения о зарегистрированных за Латушко А.А. транспортных средствах, в связи с чем направить налоговое уведомление в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлялось возможным. Уведомление на уплату транспортного налога за 2009г. было выставлено налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51), после поступления из ГИБДД и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по <адрес> соответствующих сведений.

Согласно ч.6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Как усматривается из материалов дела, в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ указан срок уплаты налога – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51).

Таким образом, суд не усматривает нарушений прав и свобод заявителя налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не находит оснований для признания указанного налогового уведомления незаконным.

В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд

решил:

Латушко ФИО6 в удовлетворении заявления о признании незаконными действий ИФНС России по <адрес>, выразившихся в не направлении налогового уведомления на уплату транспортного налога за 2009год, и признании незаконным налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога физическим лицом за 2009год, отказать.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в <адрес> областной суд через районный суд.

Судья И.В.Хрячков


-32300: transport error - HTTP status code was not 200