о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении вне очереди жилого помещения



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кобзевой И.В.,

при секретаре Баркаловой Ю.В.,

с участием адвоката Колбасиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении вне очереди жилого помещения.

УСТАНОВИЛ:

Волчанская К.М. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении вне очереди жилого помещения. В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>.

В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО6 Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ее попечителем и опекуном ее сестры ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения была назначена ФИО8, умершая в 2005 году. В период с 2003 года по 2006 год Волчанская К.М. обучалась в ГОУ НПО «Профлицей » <адрес> и проживала в <адрес> в общежитии лицея, в период с 2006 год по 2009 год обучалась в ФГОУ СПО <данные изъяты> и проживала в общежитии техникума в <адрес>. Впоследствии ей стало известно, что за ней и ее сестрой постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ год № 504 было закреплено право пользования жилым домом, в котором ранее они проживали вместе с родителями, расположенном по адресу: <адрес>, в настоящее время дому присвоен номер 55. В данном доме зарегистрированы она, двое ее несовершеннолетних детей, ее брат и сестра. Однако проживать в данном домовладении невозможно из-за его ветхости и непригодности для постоянного проживания.

В 2008-2010 годах она неоднократно обращалась в <данные изъяты> сельскую администрацию, администрацию <данные изъяты> муниципального района с заявлениями о признании вышеуказанного жилого дома непригодным для проживания, о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с правом на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма как лицу из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом непригодный для постоянного проживания был признан ветхим. Однако в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было отказано в связи с достижением возраста 23 лет.

Также Волчанская К.М. указывает, что в настоящее время является матерью - одиночкой, на ее иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, которые проживают вместе с ней, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Считая отказ незаконным, истица просила суд обязать Департамент труда и социального развития <адрес> поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставить ей вне очереди жилое помещение по месту жительства пригодное для постоянного проживания по установленным нормам.

Впоследствии истица уточнила заявленные исковые требования, просила суд признать за ней право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Департамент труда и социального развития <адрес> поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вне очереди после предоставления ею заявления и пакета документов, предусмотренных ст. <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», а также обязать Департамент труда и социального развития <адрес> принять решение о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с ней договор социального найма жилого помещения по месту ее постоянного жительства в <адрес> на состав семьи три человека: Волчанскую Катерину Михайловну, Волчанскую Диану Руслановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Волчанскую Камиллу Руслановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не менее 18 кв.м общей площади на одного члена семьи.

Истица, надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истцы по доверенности и ордеру - адвокат Колбасина Т.П. поддержала уточненные исковые требования и просила суд удовлетворить их.

Представитель ответчика Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности Байдакова Ю.С. исковые требования не признала, просила суд оставить их без удовлетворения, пояснив, что в установленном законом порядке, с заявлением о принятии на учет до достижения возраста 23 лет истица не обращалась, в связи с чем у Департамента отсутствуют правовые основания для принятия ее на соответствующий учет. Кроме того, Департамент труда и социального развития <адрес>, действуя в пределах собственных полномочий, не правомочен вынести решение о предоставлении жилого помещения без выделения департаментом имущественных и земельных отношений фактического жилого помещения, с указанием адреса его расположения, а также размера общей и жилой площади предоставляемого жилого помещения.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по доверенности Слесарева И.М., также просила суд оставить заявленные исковые требования без удовлетворения, пояснив, что в настоящее время свободных жилых помещений в собственности области, на территории <адрес> не имеется, в связи с чем, предоставить истице жилье, а также заключить с ней договор социального найма при отсутствии свободных жилых помещений не представляется возможным.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, не оспорено ответчиками, что Волчанская К.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 15).

Как следует из доводов истицы, изложенных в исковом заявлении, подтверждено материалами дела, что за Волчанской К.М. и ее сестрой постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, в котором истица зарегистрирована, что подтверждается выпиской из домовой книги. В данном домовладении также зарегистрированы две ее несовершеннолетние дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 39, 53).

На основании заявления Волчанской К.М. (л.д. 36), постановлением Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом был признан ветхим – непригодным для проживания (л.д. 16). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 17).

Как следует из материалов дела истица неоднократно обращалась в Администрацию <данные изъяты> городского округа <адрес>, Администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> по вопросу постановки ее на учет нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в Департамент труда и социального развития <адрес>, сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ которого ей было отказано в этом, в связи с тем, что в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью предоставляется до достижения ими 23-летнего возраста. В связи с тем, что Волчанская К.М. уже достигла вышеуказанного возраста, права на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ она не имеет (л.д. 37-38, 47-48).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу ч. 3, 4, 5 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.3 ст.1 <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Верховный Суд Российской Федерации в определении -В08-3 от ДД.ММ.ГГГГ сформулировал свою позицию по вопросу внеочередного предоставления жилья гражданам в соответствии с ч.2 статьи 57 Жилищного кодекса РПФ, указывая, что данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом <адрес> социального использования, заключается на основании решения исполнительного органа государственной власти <адрес>, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма.

Исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на ведение такого учета, является Департамент труда и социального развития <адрес> – правопреемник департамента здравоохранения и социального развития <адрес>, департамента труда и занятости населения <адрес> в части их полномочий соответственно в сфере социального развития и в сфере трудовых отношений (Постановление <адрес> «Об утверждении положения о департаменте труда и социального развития <адрес>»).

Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о Департаменте имущественных и земельных отношений <адрес>» наделен полномочием распоряжения государственным имуществом, в связи с чем, обязан учитывать Волчанскую К.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и заключить с ней договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на квартиру, предоставленную на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>.

При этом суд находит необоснованными доводы Департамента труда и социального развития <адрес> относительно того, что Волчанская К.М. достигла 23 летнего возраста, в связи с чем, утратила свое право на предоставление жилых помещений, поскольку как следует из материалов дела до достижения 23 лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ она неоднократно обращалась с заявлениями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства, но не была поставлена на учет. Таким образом, Волчанская К.М. свою волю на постановку ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья выразила до достижения 23 лет. Поэтому в соответствии с действующим законодательством право истицы, предусмотренное законом, должно быть реализовано. Семья Волчанской К.М. состоит из трех человек, она и двое малолетних детей – дочери Диана ДД.ММ.ГГГГ г.рождения и Камилла ДД.ММ.ГГГГ рождения. При этом, Волчанская К.М. должна быть поставлена на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением вне очереди при предоставлении ею в Департамент труда и социального развития <адрес> ее личного заявления с приложением перечня документов, необходимых для постановки на учет, предусмотренных ст.5 <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма». До настоящего времени, поскольку истице отказывали в постановке на учет, необходимых документов в департамент она не предоставляла.

В силу ч.2 ст. <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» норма предоставления жилой площади жилого помещения по договорам социального найма устанавливается семьям, состоящим из трех и более человек не менее 18 кв.м общей площади на одного члена семьи.

Кроме того, Доводы представителя Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> о том, что нет возможности заключить с истицей договор социального найма, т.к. не имеется в наличии свободных жилых помещений, суд также не может принять во внимание, поскольку законное право истицы на внеочередное обеспечение жильем должно быть реализовано. Кроме того, право истицы может быть реализовано путем приобретения объектов недвижимого имущества в собственность <адрес>, в том числе жилья с целью последующего предоставления, в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которым квартира может быть приобретена по результатам торгов в виде аукциона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Волчанской Катерины Михайловны к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> удовлетворить.

Признать за Волчанской Катериной Михайловной право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Департамент труда и социального развития <адрес> поставить Волчанскую Катерину Михайловну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди при предоставлении Волчанской К.М. заявления и документов, предусмотренных ст.5 <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма».

Обязать Департамент труда и социального развития <адрес> принять решение о предоставлении вне очереди Волчанской Катерине Михайловне жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с Волчанской Катериной Михайловной договор социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на состав семьи три человека: Волчанская Катерина Михайловна и ее несовершеннолетние дети Волчанская Диана Руслановна ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Волчанская Камилла Руслановна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исходя из норм жилой площади по договору социального найма не менее 18кв.м общей площади на одного члена семьи, по месту ее постоянного жительства в <адрес>, предоставленного на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200