Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего - судьи Кобзевой И.В., при секретаре Баркаловой Ю.В., с участием адвоката Потапова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению <данные изъяты> региональной общественной организации <данные изъяты> о признании незаконным предупреждения Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ : <данные изъяты> региональная общественная организация <данные изъяты>» обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предупреждения Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указывает, что в сентябре 2010 года комиссией Управления министерства юстиции РФ по <адрес> была проведена плановая документальная проверка соответствия деятельности <данные изъяты> региональной общественной организации <данные изъяты>» ее уставным целям. По результатам указанной проверки был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено Предупреждение № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было предписано устранить противоречие между п. 2.1 Устава и ч. 1 ст. 5 Закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ. В частности было указано, что одна из уставных целей заявителя – «обеспечение населения Российской Федерации высококвалифицированной специализированной эндокринологической, диабетологической и иной медицинской помощью, лекарственными препаратами, современными диагностическими системами, медицинским оборудованием», противоречит положениям ч. 1 ст. 5 Закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, на том основании, что данная цель деятельности «направлена не на защиту общих интересов объединившихся граждан, а на оказание услуг в определенной сфере деятельности». Также в Предупреждении указано, что цель деятельности, направленную на оказание услуг в определенной сфере могут преследовать организации, созданные в иных организационно-правовых формах (общественное или частное учреждение, автономная некоммерческая организация) и, следовательно, цели, отраженные в п. 2.1 Устава не соответствуют организационно правовой форме общественной организации. <данные изъяты> региональная общественная организация <данные изъяты>» указывает, что Заявитель относится к иной организационно-правовой форме некоммерческих организаций – общественным организациям и оказание услуг не указано в числе его уставных целей. Таким образом, «Оказание услуг» не выступает и не может выступать как уставная цель Заявителя, услуги (некоммерческого характера) подлежат оказанию Заявителем в порядке реализации иных декларированных в Уставе целей. Исполнение требований оспариваемого предупреждения и исключение из текста Устава цели обеспечения населения медицинской помощью приведет к невозможности осуществления заявителем надлежащим образом лицензированной медицинской деятельности, осуществляемой на некоммерческой основе, а также нарушит право <данные изъяты> общества эндокринологов и диабетологов, предусмотренное действующим законодательством, самостоятельно определять цели, объединяющие его членов и создавать организацию, преследующую самостоятельно определенные, не противоречащие закону цели, а также нарушит права заявителя, связанные с защитой интересов лиц, не являющихся членами общества. Кроме того, оспариваемое предупреждение было вынесено с нарушением требований действующего законодательства. В частности, проверке подлежало соответствие деятельности общества его уставным целям, в действительности же, проверке были подвергнуты сами уставные документы ранее неоднократно прошедшие государственную регистрацию (перерегистрацию). Также указывают, что предупреждение содержит основанное на произвольном толковании законодательства требование изменения уставных целей заявителя. С учетом этого, <данные изъяты> региональная общественная организация <данные изъяты> просит суд признать незаконным Предупреждение Управления министерства юстиции по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Воронкова Н.М. и представитель по ордеру адвокат Потапов А.Ю., поддержали заявленные требования в полном объеме и просили суд удовлетворить их. Представитель заинтересованного лица Управления министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> по доверенности Федюнин А.В. заявленные требования не признал, просил суд оставить их без удовлетворения, сославшись на доводы изложенные в письменных возражениях. Также пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с определенным перечнем. Однако п. 2.1 Устава общества в частности предусмотрено, что одной из ее целей является обеспечение населения Российской Федерации высококвалифицированной специализированной эндокринологической, диабетологической и иной медицинской помощью, лекарственными препаратами, современными диагностическими системами, медицинским оборудованием. Из положений данного пункта устава следует, что целью деятельности общества является оказание услуг в медицинской сфере, как непосредственно врачебной помощи или иной. Однако положения ч. 1 ст. 8 ФЗ № 82-ФЗ и п. 1 ст. 117 ГК РФ предусматривают иную цель создания общественной организации – защита общих интересов и удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей. Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что на основании Приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> региональной общественной организации «<данные изъяты>» была проведена плановая документальная проверка соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям (л.д. 30-33). По результатам проверки был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено предупреждение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-45, 46-47), о необходимости соблюдения требований части 1 статьи 5 Закона № 82-ФЗ и устранении выявленного нарушения в течение одного месяца с момента получения указанного предупреждения, в связи с тем, в процессе проведения плановой документальной проверки соответствия деятельности <данные изъяты> региональной общественной организации <данные изъяты>», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, было выявлено нарушение части 1 статьи 5 Закона № 82-ФЗ, согласно которой общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Согласно п. 2.1 Устава, целью Общества является обеспечение населения РФ высококвалифицированной специализированной эндокринологической, диабетологической и иной медицинской помощью, лекарственными препаратами, современными диагностическими системами, медицинским оборудованием. Данная цель деятельности <данные изъяты> региональной общественной организации <данные изъяты>» направлена не на защиту общих интересов объединившихся граждан, а на оказание услуг в определенной сфере деятельности, которую могут преследовать организации, созданные в иных организационно-правовых формах (общественное или частное учреждение, автономная некоммерческая организация). В соответствии с п. 2.1 Устава <данные изъяты> региональной общественной организации «<данные изъяты> одной из целей общества является обеспечение населения Российской Федерации высококвалифицированной специализированной эндокринологической, диабетологической и иной медицинской помощью, лекарственными препаратами, современными диагностическими системами, медицинским оборудованием (л.д. 10-25). В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ, право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Согласно ст. 5 ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). В соответствии со ст. 15 Закона, общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. В соответствии со ст. 37 вышеуказанного закона, общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Аналогичные нормы содержит ст.117 ГК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 24 вышеуказанного закона, некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. В оспариваемом предупреждении Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> указывает, что предусмотренная п. 2.1 Устава <данные изъяты> региональной общественной организации <данные изъяты> цель деятельности - обеспечение населения РФ высококвалифицированной специализированной эндокринологической, диабетологической и иной медицинской помощью, лекарственными препаратами, современными диагностическими системами, медицинским оборудованием, направлена не на защиту общих интересов объединившихся граждан, а на оказание услуг в определенной сфере деятельности, которую могут осуществлять организации, созданные в иных организационно-правовых формах (общественное или частное учреждение, автономная некоммерческая организация). Однако с данным выводом заинтересованного лица суд не может согласиться по следующим основаниям. <данные изъяты> региональная общественная организация «<данные изъяты>» относится к иной организационно-правовой форме некоммерческих организаций – общественным организациям, и оказание услуг не указано в числе его уставных целей, в связи с чем, оказание услуг не выступает и не может выступать как уставная цель Заявителя, услуги (некоммерческого характера) подлежат оказанию заявителем в порядке реализации иных декларированных в уставе целей. Исполнение требований оспариваемого Предупреждения и исключение из текста Устава цели обеспечения населения медицинской помощью приведет к невозможности осуществления Заявителем надлежащим образом лицензированной медицинской деятельности, осуществляемой на некоммерческой основе и нарушению прав Заявителя, установленных ст. 24 Закона РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ. Помимо принципа соответствия характера деятельности некоммерческой организации ее уставным целям, действующее законодательство не содержит формальных критериев отнесения той или иной деятельности организации к уставной. В том, что Заявитель – общественная организация медиков оказывает в рамках своих уставных целей медицинские услуги на некоммерческой основе нет противоречия ч. 1 ст. 5 Закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ. Правоприменительная практика идет по пути признания услуг, оказываемых населению общественной организацией, деятельностью, не имеющей характера предпринимательской. Термины «медицинская деятельность, предусматривающая выполнение работ (услуг)» и «обеспечение высококвалифицированной специализированной медицинской помощью, препаратами, диагностическими системами, оборудованием» не идентичны по своему содержанию, последний термин шире по своему смыслу. «Обеспечение», указанное в п.2.1. Устава, включает в себя комплекс научно-исследовательских, просветительских мероприятий и общественных инициатив, вытекающих из ст. 27 Закона «Об общественных объединениях» №82-ФЗ, которые не могут быть охвачены понятием лицензированной «услуги» в контексте Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В Уставе Заявителя речь идет об осуществлении широкой общественно-полезной деятельности, вытекающей из профессиональных и общественных интересов, обусловленных клятвой врача и ст.60 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан РФ». Ставя перед собой цель обеспечения больных качественной медицинской помощью, Заявитель получает законную возможность борьбы за это, и эта борьба не сводится к непосредственному оказанию медицинских услуг населению. Само по себе, наличие клинической базы для испытания прогрессивных препаратов и методик лечения эндокринологических заболеваний является необходимым условием для повышения квалификации членов Общества и надлежащей реализации ими своего общественного долга, вытекающего из клятвы врача. Обсуждая в ходе научно-практических конференций результаты данных испытаний, они получают возможность применить апробированные новинки на практике и, используя возможности Общества, согласованно выступать за их скорейшее внедрение в медицинских учреждениях города и области, обеспечивая тем самым повышение качества медицинской помощи эндокринологическим больным. Это согласованное выступление медиков-членов Общества от его лица не может быть расценено как лицензированная услуга в контексте Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Борьба против снижения уровня доступности услуг диабетологов и эндокринологов в лечебных учреждениях, и связанным с этим повышением нагрузки на специалистов, чреватой медицинскими ошибками – это тоже борьба за «обеспечение» населения высококвалифицированной специализированной медицинской помощью, которая не может быть расценена как лицензированная услуга в контексте Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> необоснованно исходит из того, что положение п. 2.1 Устава, а именно одна из уставных целей – обеспечение населения Российской Федерации высококвалифицированной специализированной эндокринологической, диабетологической и иной медицинской помощью, лекарственными препаратами, современными диагностическими системами, медицинским оборудованием», подразумевает такую форму реализации, как оказание медицинских услуг населению. В действительности же указанная цель подразумевает иные формы реализации в рамках законных правомочий заявителя. Термин «цель» имеет толкование как осознанное индивидом (группой индивидов) и поддающееся вербальному описанию представление о предполагаемом результате, на достижение которого направлена деятельность. С точки зрения русского языка п. 2.1 Устава не содержит ссылки на оказание услуг как цели его уставной деятельности. Общие уставные цели членов общественной организации не ограничены законом совокупностью частных интересов его членов и могут быть связаны с защитой законных прав и интересов граждан, не являющихся членами общественной организации. Цель обеспечения населения медицинской помощью может быть достигнута общественной организацией не только в форме непосредственного предоставления услуг заинтересованным лицам, но и в результате обращения к органам государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями, наделенными соответствующей компетенцией и взаимодействия с ними. Согласно п. 1.1 Устава, <данные изъяты> региональная общественная организация <данные изъяты> является добровольным общественным объединением в состав которого входят специалисты в области эндокринологии, диабетологии и смежных дисциплин, а также специалисты в области организации специализированной эндокринологической помощи населению РФ. Следовательно, деятельность членов общества как специалистов в определенной области непосредственно связана с обеспечением населения РФ высококвалифицированной специализированной эндокринологической, диабетологической и иной медицинской помощью, лекарственными препаратами, современными диагностическими системами, медицинским оборудованием. Данная цель является общей для всех членов общества и относится к сфере их интересов как специалистов. Таким образом, вывод о несоответствии содержания п. 2.1 Устава ч. 1 ст. 5 Закона «Об общественных объединениях» сделан без учета специфики общих интересов его членов. В частности, снижение уровня доступности услуг диабетологов и эндокринологов в муниципальных лечебных учреждениях затрагивает не только интересы больных, но и профессиональные интересы специалистов – членов организации. Использовать такое средство как оказание услуг общественная организация имеет право в силу ст.ст. 6, 24 Закона РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ, ст. 37 Закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, поскольку это соответствует достижению уставных целей. Медицинская деятельность, предусматривающая выполнение работ (услуг)», в контексте Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании медицинской деятельности» является не уставной целью, а одним из видов деятельности общества. В Уставе Общества в п.3.1 гл. III «Права и обязанности Общества, виды деятельности» предусматривается право осуществления предпринимательской деятельности, а именно «всех видов медицинской деятельности, на которые общество имеет право получить лицензии», такие лицензии были получены заявителем в установленном законом порядке. Между тем, общая уставная цель - «обеспечение населения Российской Федерации высококвалифицированной специализированной эндокринологической, диабетологической и иной медицинской помощью, лекарственными препаратами, современными диагностическими системами, медицинским оборудованием» на одном-единственном виде деятельности не замыкается и законным предпринимательством не исчерпывается. Эта общая цель неразрывно связана с повышением качественного уровня оказания медицинской помощи населению. А обеспечение населения медицинской помощью, повышение качественного уровня оказания медицинской помощи населению, внедрение в практику современных технологий и препаратов – общая задача членов Общества – врачей. Никакого противоречия между уставной целью, отраженной в п.2.1. Устава заявителя и п.3.1 Устава не имеется. Для проведения исследований свойств разрешенных лекарственных препаратов (бесплатных для пациентов) необходима медицинская база и осуществление деятельности, требующей, с точки зрения государства, лицензий на предоставление медицинских услуг. Таким образом, внедрение новых, высокоэффективных лекарственных препаратов подразумевает оказание медицинских услуг населению. Все виды деятельности Общества, в конечном счете, преследует единую цель – обеспечение качественной медицинской помощи населения. Более того, согласно Приказу ВРИО начальника Управления министерства юстиции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), проверке подлежало соответствие деятельности Общества его уставным целям. В действительности же, проверке были подвергнуты сами уставные документы, ранее неоднократно прошедшие государственную регистрацию (перерегистрацию), что выходило за пределы полномочий проверяющего. Устав организации прошел правовую экспертизу в Управлении министерства юстиции РФ по <адрес> и был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, претензий к редакции Устава не имелось. Кроме того, Устав воспроизводит положения официально зарегистрированного в 1996 году Устава Ассоциации эндокринологов и диабетологов России, который содержит такой же пункт отражающий одну из целей его деятельности, а именно, обеспечение населения Российской Федерации высококвалифицированной специализированной эндокринологической помощью, лекарственными препаратами, современными диагностическими системами, другим медицинским оборудованием, в соответствии с таким же пунктом Устава действуют и иные региональные организации. Таким образом, доводы заинтересованного лица относительного того, что п.2.1 Устава противоречит ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях» не нашли подтверждения в судебном заседании. Доказательств того, что <данные изъяты> региональная общественная организация <данные изъяты>» была создана не для удовлетворения нематериальных потребностей ее членов, не для реализации общих целей ее членов, деятельности для защиты их общих интересов, суду не представлено. С учетом этого, оспариваемое предупреждение является не соответствующим закону, нарушает права заявителя, в связи с чем, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Требования <данные изъяты> региональной общественной организации <данные изъяты>» удовлетворить, признать незаконным предупреждение Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес <данные изъяты> региональной общественной организации «<данные изъяты>». Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья И.В. Кобзева