Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего - судьи Кобзевой И.В., при секретаре Шуруповой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Маринина Владимира Андреевича, Шевченко Галины Андреевны, Маринина Сергея Владимировича к Управе Ленинского района городского округа <адрес>, Департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> о включении в Сводный список участников Федеральной программы «Жилище» с даты их постановки на учет как нуждающихся в жилье в миграционной службе, УСТАНОВИЛ : Маринин В.А., Шевченко Г.А., Маринин С.В. обратились в суд с иском к Управе Ленинского района городского округа <адрес>, Администрации городского округа <адрес>, Департаменту архитектуру и строительной политики <адрес> о включении в Сводный список участников Федеральной программы «Жилище» с даты их постановки на учет как нуждающихся в жилье в миграционной службе. В обоснование заявленных требований указывают, что Маринин В.А. вместе с женой Шевченко Г.А. и сыном Марининым С.В. прибыли на территорию РФ из Казахстана в 1998 году как вынужденные переселенцы. Получив соответствующий статус в Управлении ФМС России по <адрес> они были приняты на учет ДД.ММ.ГГГГ и поселились по адресу: <адрес> по договору найма, где и проживают до настоящего времени. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ членами семьи Маринина В.А. были признаны также жена сына Марина С.В. - Маринина С.С. и внук Маринин К.С. ДД.ММ.ГГГГ они были поставлены на учет в Управлении ФМС России по <адрес> как семья в составе трех человек вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье и с той же даты внесены Миграционной службой <адрес> в Сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений. Однако в сформированном Департаментом архитектуры и строительной политики <адрес> Сводном списке граждан-участников подпрограммы, желающих получить жилье в 2011 году они взяты на учет решением <адрес> не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты постановки их на учет <адрес> городского округа <адрес> как граждан нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма. Истцы указывают, что решение <адрес> городского округа <адрес> о включении их в список участников подпрограммы как поставленных на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку противоречит положениям, предусмотренным постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым они имеют право на получение жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета в соответствии с очередностью, соответствующей действительному времени ожидания разрешения их жилищной проблемы, т.е. с даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в получении постоянного жилого помещения территориальными органами ФМС. С учетом этого, истцы просят суд признать право Маринина В.А. и членов его семьи Шевченко Г.А., Маринина С.В., Марининой С.С., Маринина К.С. числиться в Сводном списке участников подпрограммы претендентов на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году с даты постановки на жилищный учет УФМС по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, обязать <адрес> городского округа <адрес> внести изменения в Список граждан получателей ГЖС в 2011 году, представляемый ежегодно в Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> для формирования Сводного списка, в части изменения даты с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, обязать Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> внести изменения в Сводный список граждан участников подпрограммы претендентов на получение ГЖС в 2011 году, в части указания в графе «Дата постановки на учет» дату принятия на жилищный учет органами УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии от истцов поступило ходатайство, в котором они указали, что не поддерживают свои требования к Администрации городского округа <адрес>. В судебном заседании истцы Маринин С.В., Шевченко Г.А. поддержали заявленные исковые требования с учетом заявленного ходатайства и просили суд удовлетворить их. Истец Маринин В.А. надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика Управы Ленинского района городского округа <адрес> по доверенности Панченко С.В. исковые требования не признал, просил суд оставить их без удовлетворения, пояснив, что истцы поставлены на учет с момента обращения в Управу, на настоящий момент не представляется возможным внести изменения в список, поскольку он уже сформирован и направлен в департамент архитектуры и строительной политики <адрес>. Представитель Департамента архитектуры и строительной политики <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснял, что иск не признает, в связи с тем, что Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не формирует списки и не ведет их. Он только систематизирует сводный список, исходя из информации, предоставленной управами районов. Представитель третьего лица Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, в решении данного вопроса полагается на усмотрение суда. Третье лицо Маринина С.С., действующая в своих интересах и с интересах несовершеннолетнего Маринина К.С., надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, не просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно положениям, закрепленным в статьях 17, 18 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О вынужденных переселенцах» установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской федерации. По правилам, установленным ст. 5 вышеуказанного Закона, решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, которое является основанием для предоставления данной категории граждан гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу ст.ст. 6, 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» вынужденные переселенцы имеют право самостоятельно выбирать место жительства на территории Российской Федерации, а при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации и нуждаемости в улучшении жилищных условий - имеют право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исходя из положений п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила выпуска реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», согласно подпункту «ж» пункта 5 которых право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы (п.п. 19, 24 названных Правил). Судом установлено, что истцы имеют статус вынужденных переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ, который решением уполномоченного органа продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-58). Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для получения жилой площади по первоначальному списку Маринина В.А. с семьей 3 человека с момента регистрации заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Маринина В.А. к Управе Ленинского района городского округа <адрес>, Департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> об установлении факта совместного проживания и признания членами семьи, исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Маринина С.С. и несовершеннолетний Маринин К.С., 2007 года рождения были признаны членами семьи Маринина В.А., также суд обязал <адрес> городского округа <адрес> в установленном порядке принять решение об изменении состава семьи и включении в число членов семьи на получение ГЖС Маринину С.С. и несовершеннолетнего Маринина К.С. (л.д. 14-16). Истцы постоянным жильем не обеспечены, в настоящее время проживают на условиях найма по адресу: <адрес> (л.д. 9-10). Следовательно, в силу вышеназванных законодательных норм истцы имеют право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года. Как следует из материалов дела, Маринин В.А. включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году по городскому округу <адрес> (л.д. 71-73). В сформированном ответчиками Списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году, дата постановки Маринина В.А. на учет указана ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-73). Истцы указывают, что ответчиками существенно нарушены их права на своевременное получение государственного жилищного сертификата, поскольку в Сводном списке неверно указана дата из постановки на жилищный учет. Они считают, что дата постановки их на учет должна быть указана ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.п. 24, 26 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее – сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению №, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане – участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день указываются в сводном списке по алфавиту. Таким образом, получение вынужденным переселенцем государственного жилищного сертификата напрямую зависит от даты постановки его на жилищный учет. Из содержания вышеназванных норм материального права следует, что обязанность по включению вынужденного переселенца в список граждан на получение жилья, в том числе и список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. При этом в силу п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. В соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», которым Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации предписано считать действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением. Пункт 3.3 приказа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» предусматривает включение в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных территориальными органами упраздненной ФМС России, с сохранением даты принятия на учет. Более того, пунктом 3.4 вышеуказанного Приказа, предусмотрено, что вынужденных переселенцев, состоящих на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, необходимо включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет. Рассматривая названные законодательные нормы в их системной связи, суд приходит к выводу, что в сводном списке граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению №, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, должна быть указана дата первичной постановки вынужденного переселенца на жилищный учет. Судом установлено, что решением территориального органа упраздненной ФМС РФ по <адрес> истцы впервые были поставлены на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-58). Следовательно, в Сводном списке граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. истцы вправе числиться с даты их первоначальной постановки на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов дела, в сформированном ответчиками Сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году, дата постановки истцов на жилищный учет указана иная – ДД.ММ.ГГГГ, что существенно нарушает права истцов на своевременное получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата. При изложенных обстоятельствах, требования истцов о признании за ними права числиться в качестве граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы, как вынужденных переселенцев, нуждающихся в постоянном жилье, с даты принятия их на жилищный учет в территориальном органе Минфедерации РФ – УФМС <адрес>, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, а также о внесении изменений в сформированный ответчиками Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году, суд находит обоснованными подлежащими удовлетворению. Доводы представителя Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> о том, что департамент является ненадлежащим ответчиком, суд не может принять во внимание, т.к. согласно п.1.3, 3.2.1 Положения о Департаменте архитектуры и строительной политики <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент обладает правами юридического лица и предоставляет государственные услуги по выдаче государственных сертификатов, обеспечивает реализацию федеральных и областных целевых программ в пределах компетенции. Согласно пункту 29 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, формирует и утверждает сводный список граждан – получателей сертификатов в планируемом году. Формирование указанных списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан – участников подпрограммы. С целью недопущения возможного нарушения прав истцов при формировании Департаментом архитектуры и строительной политики <адрес> списка граждан получателей сертификатов в 2011 году, суд, с учетом вышеизложенных доводов, находит подлежащими удовлетворению требования истцов о возложении на Департамент архитектуры и строительной политики <адрес>, обязанности при составлении Сводного списка граждан-получателей сертификатов на 2011 год исходить из постановки на жилищный учет Маринина В.А. с членами его семьи - ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требования Маринина Владимира Андреевича, Шевченко Галины Андреевны, Маринина Сергея Владимировича к Управе Ленинского района городского округа <адрес>, Департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> о включении в Сводный список участников Федеральной программы «Жилище» с даты их постановки на учет как нуждающихся в жилье в миграционной службе удовлетворить. Признать за Марининым Владимиром Андреевичем, Марининым Сергеем Владимировичем, Шевченко Галиной Андреевной право числиться в качестве граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как вынужденных переселенцев, нуждающихся в постоянном жилье, с даты принятия их на жилищный учет в территориальном органе Минфедерации РФ УФМС <адрес>, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управу Ленинского района городского округа <адрес> внести изменения в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. по <адрес> на 2011 год, изменив в нем дату постановки на учет Маринина Владимира Андреевича с членами его семьи с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> внести изменения в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по <адрес>, изменив в них дату постановки на учет Маринина Владимира Андреевича с членами его семьи с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в <данные изъяты> облсуд через райсуд. Судья