о признании кредитного договора незаключенным



Дело

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,

при секретаре Баркаловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Суровикиной Натальи Леонидовны к открытому акционерному обществу <данные изъяты> о признании кредитного договора незаключенным,

УСТАНОВИЛ:

Суровикина Н.Л. обратилась в суд с иском к ОАО <данные изъяты> о признании кредитного договора незаключенным.

В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между АКБ <данные изъяты> (ЗАО) (Банк) и Суровикиной Н.Л. (Заемщик) был заключен кредитный договор на потребительские цели , по условиям которого, банк обязуется предоставить заемщику денежные средства в сумме 300000 рублей на срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно под 20% годовых на потребительские цели. При этом заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты за пользование кредитом.

Сумма кредита в размере 300000 рублей была предоставлена Суровикиной Н.Л., что подтверждается расходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Суровикина Н.Л. во исполнение кредитного договора возвратила сумму кредита в размере 159803 руб., что подтверждается приходными кассовыми ордерами.

Суровикина Н.Л. указывает, что в кредитном договоре не отражено такое существенное условие как порядок его расторжения, что является существенным нарушением норм действующего законодательства, а именно, ч. 2 ст. 30 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которой, в договоре между банком и гражданином должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

С учетом этого, Суровикина Н.Л. просит суд признать кредитный договор на потребительские цели от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный между Суровикиной Н.Л. и АКБ <данные изъяты> (ЗАО) незаключенным.

В судебном заседании истица Суровикина Н.Л. и ее представитель по доверенности Музыря Д.В. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме и просили суд удовлетворить их.

Представитель ответчика ОАО <данные изъяты> по доверенности Трибой И.В. исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, также пояснила, что истицей пропущен срок исковой давности.

Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АКБ <данные изъяты> (ЗАО) (Банк) и Суровикиной Н.Л. (Заемщик) был заключен кредитный договор на потребительские цели (л.д. 7-9), согласно п. 1.1 которого, банк обязуется на условиях настоящего договора предоставить заемщику денежные средства (кредит) в сумме 300000 рублей на срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно под 20% годовых. Банк предоставляет кредит заемщику путем перечисления суммы кредита на счет заемщика (п. 4.1). При этом заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты за пользование кредитом (п. 1.1).

Кредит в сумме 300000 рублей был предоставлен банком заемщику, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из лицевого счета заемщика (л.д. 48, 49-54).

Суровикина Н.Л. частично погасила задолженность по кредиту на сумму 159803 руб., что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

Как следует из доводов истицы, изложенных в исковом заявлении и пояснений данных в судебном заседании, кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ не содержит такое существенное условие, как порядок его расторжения, поэтому считается незаключенным.

В соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В силу ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ч. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Исходя из вышеуказанных норм права, к существенным условиям кредитного договора относятся условие о цене, о сроках и условиях кредитования, размере и порядке уплате процентов за пользование кредитом

Статьей 30 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень условий, которые должны указываться в договоре оказания банковских услуг: процентные ставки по кредитам и вкладам, стоимость банковских услуг, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, порядок расторжения договора, другие существенные условия договора.

Исходя их анализа данной статьи, в ней речь идет об условиях всех договоров, на основе которых осуществляются отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами, а не о существенных условиях кредитного договора, как того требует ч. 1 ст. 432 ГК РФ. Следовательно, исходя из существа отношений по кредитному договору, условия, перечисленные в статье 30 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», не могут считаться существенными для данного вида договора. Кроме того, если допустить, что согласно ч. 2 ст. 30 названного закона существуют и другие существенные условия договора (как это отражено в тексте указанной статьи), то любой банковский договор можно заведомо признавать незаключенным в силу отсутствия соглашения по всем другим существенным условиям, поскольку закон о банках и банковской деятельности не предусматривает исчерпывающий перечень всех договоров, подпадающих под смысл ст. 30 этого Закона, следует руководствоваться нормами ГК РФ, который в свою очередь не предусматривает существенные условия, подобные указанным в статье 30 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» № 147-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из самого Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законам, должны соответствовать настоящему кодексу.

Таким образом, нормы статьи 30 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» не могут иметь приоритета по сравнению с нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации, поскольку последний имеет высшую юридическую силу и нормы гражданского законодательства, содержащиеся в иных нормативных актах, не должны противоречить Гражданскому кодекса РФ.

Таким образом, кредитный договор, составленный в установленной форме и подписанный обеими сторонами без замечаний и возражений, свидетельствует о достижении между сторонами соглашения по всем его существенным условиям. В данном случае об этом свидетельствует также исполнение договора как со стороны кредитора, путем перечисления суммы займа на счет заемщика в полном объеме, так и со стороны заемщика Суровикиной Н.Л. путем частичного погашения суммы основного долга и процентов за пользование кредитом.

Исполнение договора одной из сторон и принятие этого исполнения другой стороной и (или) встречное исполнение свидетельствуют о наличии общей воли сторон на возникновение гражданских прав и обязанностей путем совершения определенных действий, а, следовательно, свидетельствует о наличии сделки.

Кроме того, условие о порядке расторжения договора не является существенным условием, поскольку кредитный договор может существовать и без включения в него этих условий. В этом случае будут применяться общие положения законодательства РФ о порядке расторжения договора, а именно ч. 2 ст. 450 ГК РФ, согласно которой каждая из сторон вправе требовать в судебном порядке расторжения договора при его существенном нарушении со стороны контрагента. Следовательно, отсутствие в кредитном договоре условия о порядке его расторжения не может повлечь за собой признания кредитного договора незаключенным. Также истицей не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения ее прав со стороны ответчика.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных Суровикиной Н.Л. требований о признании кредитного договора незаключенным не имеется.

Кроме того, статья 195 ГК РФ устанавливает, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п.1 ст.179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Согласно ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

На основании ст.205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.) нарушенное право подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев в течение срока давности.

В данном случае должны применяться общие нормы об исковой давности с учетом положений ст. 181 ГК РФ.

Принимая во внимание то, что при заключении кредитного договора истица была ознакомлена со всеми его условиями, поскольку данный договор был подписан ею, что она и не оспаривала, судом достоверно установлено то обстоятельство, что об отсутствии в договоре, по мнению истицы, такого существенного условия как порядок его расторжения, ей стало известно с момента подписания вышеуказанного документа, экземпляр которого был получен истицей в день его подписания, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, срок исковой давности для оспаривания договора от ДД.ММ.ГГГГ пропущен истицей, т.к. в суд с иском она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-5).

Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд истица не представила, ходатайства о восстановлении срока для обращения в суд не заявляла.

В соответствии со ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Суровикиной Натальи Леонидовны к открытому акционерному обществу <данные изъяты> о признании незаключенным кредитного договора на потребительские цели от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного между Суровикиной Натальей Леонидовной и акционерным коммерческим банком <данные изъяты> (закрытое акционерное общество), отказать.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200