о предоставлении временного убежища на территории РФ



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

07 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего – судьи Доровских И.А.

при секретаре Высоцкой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мохаммад Икбал Фарзан о признании решения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации незаконным,

установил:

Мохаммад Омер Мохаммад Икбал Фарзан, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований Мохаммад О.И.Ф. указал, что является гражданином Республики <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ заявитель прибыл в Российскую Федерацию на основании визы по приглашению ООО ФИО10 на работу. Его желание работать в Российской Федерации было обусловлено тем обстоятельством, что в <адрес> невозможно найти мирную и легальную работу, кроме того, жизнь каждого афганца постоянно находится под угрозой из-за непрекращающихся военных действий и террористических атак талибов.

Позже заявитель обратился в УФМС России по <адрес> с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации.

Однако решением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Мохаммад О.И.Ф. было отказано в признании беженцем. Заявитель не стал обжаловать указанное решение и обратился в УФМС России по <адрес> с заявлением о предоставлении временного убежища. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему также было отказано и в предоставлении временного убежища.

Мохаммад О.И.Ф. полагает что данное решение является незаконным поскольку исходя из существующей в Республики <адрес> социально-политической обстановки он имеет право на предоставление временного убежища из гуманных побуждений. Дедушка заявителя ФИО11, в период правления президента Наджибулы, являлся членом НДПА и занимал должность военного судьи, вследствие чего, в случае его возвращения на родину он может подвергаться риску преследования со стороны населения и движения «Талибан». Кроме того на территории <адрес> проходят боевые действия, что также создает угрозу его жизни.

На основании вышеизложенного заявитель просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в предоставлении временного убежища и обязать Управление Федеральной миграционной службы России по <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение права предоставив ему временное убежище в установленном законом порядке.

В судебном заседании заявитель Мохаммад О.И.Ф. свои требования поддержал в полном объеме.

Представитель по доверенности УФМС РФ по Воронежской об­ласти Смолеева Н.Г. против удовлетворения заявленных требований возражала, указывая, на то что оснований для предоставления заявителю временного убежища предусмотренных пункт 2 ст. 12 Федерального закона РФ «О беженцах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» не имеется.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного заседания, гражданин Исламской Республики <адрес> Мохаммад Омер Мохаммад Икбал Фарзан ДД.ММ.ГГГГ прибыл в Российскую Федерацию на основании визы по приглашению ООО ФИО10 на работу.

До прибытия в Россию заявитель в Республики <адрес> в городе <адрес>.

На территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ заявитель проживал в <адрес>, был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Затем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, так как он не соответствует определению «беженец» согласно подпункту 1 пункта 1 статьи - 1 Федерального закона «О беженцах». Данное решение заявителем в установленном порядке обжаловано не было.

ДД.ММ.ГГГГ Мохаммад О.И.Ф. обратился в УФМС России по <адрес> с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации. В своем заявлении он просит предоставить ему временное убежище, в связи с обстановкой, которая сложилась в <адрес>.

Решением Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Мохаммад О.И.Ф. было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 12 Федерального закона РФ «О беженцах» устанавливает, что временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным Законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 12 вышеуказанного нормативного акта предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» предусмотрено предоставление временного убежища в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывании лица на территории Российской Федерации.

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются:

- тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда это лицо должно быть выдворено, ему не будет оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности;

- реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда лицо должно быть выдворено;

реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Суд не может принять во внимание доводы заявителя относительно того, что поскольку дедушка заявителя в период правления президента Наджибулы, являлся членом НДПА и занимал должность военного судьи, то в случае его возвращения на родину он может подвергаться риску преследования со стороны населения и движения «Талибан», поскольку заявителем не представлено каких либо доказательств нахождения его в родственных отношениях с ФИО11.

Свидетельские показания допрошенных в судебном заседании ФИО20 и ФИО21 суд считает не допустимым доказательством подтверждения факта родственных отношений при рассмотрении дела вытекающего из публичных правоотношений, поскольку установление данного факта предполагает иной судебный порядок. Документальных же доказательств наличие родственных связей с ФИО11 заявителем не представлено.

Кроме того, из ответа на запрос суда о социально-политической обстановке в Республике <адрес> Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ не следует что родственники бывших высокопоставленных членов бывшей Народно-демократической партии <адрес> (НДПА), бывших должностных лиц правительства коммунистического режима, включая органы безопасности, могут подвергаться риску преследования со стороны населения, а также вооруженных антиправительственных формирований и руководителей моджахедов.

Таким образом, оснований для предоставления заявителю временного убежища на территории РФ, в связи с его нахождением в родственных отношениях с ФИО11, являвшегося в свою очередь, бывшим военным судьей в период правления президента Наджибулы, не имеется.

В то же время, как указано в ответе на запрос суда Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев: «Обострение и расширение масштабов вооруженного конфликта в <адрес> в 2009 году повлекло за собой огромные жертвы среди гражданского населения, и в течение первой половины 2010 года ситуация продолжала ухудшаться. По имеющимся данным в 2009 году было убито и ранено 5,978 гражданских лиц. Это самый высокий годовой показатель потерь среди мирного населения со времени падения режима Талибан в 2001 году. За шесть первых месяцев 2010 года было зарегистрировано 3,268 жертв, что на 31% больше, чем за тот же период 2009 года. По сравнению с предшествующими годами и вопреки сезонным тенденциям, в первой половине 2010 года наблюдался значительный рост числа нарушений безопасности. Этот рост отчасти обусловлен расширением масштабов военных операций в южном регионе страны, начиная с февраля 2010 года, а также активными действиями вооруженных антиправительственных формирований в юго-восточных и восточных регионах <адрес>. По поступающим сообщениям вооруженные антиправительственные формирования по-прежнему несут ответственность за наибольшее число потерь среди гражданского населения, будь то в результате целенаправленных ударов или нападений без выбора целей.

Сохраняющаяся нестабильность в <адрес> привела к сужению гуманитарного пространства, ограничивая присутствие и деятельность гуманитарных работников и НПО. Растет число связанных с конфликтом нарушений прав человека, в том числе в регионах, считавшихся ранее относительно стабильными. Эскалация конфликта между афганскими и международными вооруженными силами с одной стороны и силами Талибана и других вооруженных групп - с другой в значительной мере привела к ограничению доступа населения к медицинской помощи и образованию, особенно в южных и юго-восточных регионах страны. Многочисленные категории гражданских лиц, в том числе старейшины местных общин, гуманитарные работники, врачи, учителя и строители являются объектами нападений антиправительственных элементов.

За двенадцать последних месяцев связанное с конфликтом насилие достигло в некоторых регионах <адрес> такого высокого уровня, что можно говорить о существовании там обстановки всеобщего насилия. Вооруженный конфликт резко обострился в южном регионе и даже распространяется на территории, прежде считавшиеся стабильными. С учетом широкого географического района действий некоторых вооруженных антиправительственных группировок, у лиц, подвергающихся риску преследований со стороны этих групп, может отсутствовать реальная альтернатива бегства или перемещения внутри страны. В этой связи особенно важно отметить, что об оперативных возможностях Талибана (в том числе сети Хаккани), Хезб-и-Ислами (Гульбеддин) и других вооруженных группировок в южном, юго-восточном и восточном регионах свидетельствуют не только крупномасштабные вылазки вроде (комплексных) атак террористов-смертников, но также перманентное внедрение их людей в некоторые общины и регулярные рассылки «ночных писем» с угрозами. Более того некоторые негосударственные агенты преследования - в частности, организованные преступные группировки, полевые командиры нерегулярных или военизированных формирований, а также Талибан и Хезб-и-Ислами (Гульбеддин) поддерживают контакты либо тесно связаны с влиятельными должностными лицами в местной и центральной администрации. В результате они действуют практически безнаказанно, а их сфера влияния может простираться далеко за пределы территории, находящейся под их непосредственным (де-факто) контролем».

На факт наличия на территории <адрес> военных действий и в связи с этим наличие угрозы жизни мирному населению также указано в представленной в судебном заседании представителем заинтересованного лица справке Федеральной миграционной службы России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.158).

Исходя из указанной оценки социально-политической обстановки в Республики <адрес> суд считает, что Мохаммад Омер Мохаммад Икбал Фарзан имеет право на предоставления ему временного убежища на территории Российской Федерации из гуманных побуждений в связи с тем что существует реальная угроза для его жизни и свободы вследствие внутреннего или международного конфликта (пункт 2 ст. 12 Федерального закона РФ «О беженцах»).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Мохаммад Икбал Фарзан в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по <адрес> предоставить Мохаммад Икбал Фарзан временное убежище на территории Российской Федерации сроком на один год в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней

Судья И.А.Доровских

-32300: transport error - HTTP status code was not 200