Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Соколовой О.В., при секретаре Следине М.Ю., с участием: истца Вилюры Е.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Вилюры Е.В., ответчиков Правительства <адрес>, ДИЗО <адрес>, ДТиСР <адрес>, третьих лиц Департамента финансово-бюджетной политики <адрес>, Отдела опеки и попечительства Управы <адрес>, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Вилюра Е.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Вилюры Е.В., к Правительству <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о предоставлении жилья во внеочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Вилюра Е.В., действуя в интересах несовершеннолетнего Вилюры Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к <адрес> о предоставлении жилья во внеочередном порядке, мотивируя свои требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> при исполнении обязанностей военной службы погиб отец Вилюры Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - ФИО10, который проходил военную службу во внутренних войсках МВД России. В соответствии с п.5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» Вилюра Е.В. является членом семьи погибшего отца – военнослужащего ФИО10 Кроме того, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» и п. 2.1.19 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005г. № 532-ст), в которых нормативно закреплено понятие семьи, Вилюра Е.В., независимо от возраста и семейных отношений своих родителей, является семьей своего погибшего отца. Вилюра Е.В. получает пенсию по потере кормильца и имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О Ветеранах». Законодательством РФ Вилюре Е.В. гарантированы социальные гарантии и компенсации, включая право на внеочередное предоставление жилья в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Вилюра Е.В. и её сын Вилюра Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения фактически проживают в трехкомнатной квартире, принадлежащей родителям Вилюры Е.В. <адрес> указанной квартиры составляет 37,4 кв.м. В данной квартире проживают также родители Вилюры Е.В. и её родная сестра. Согласно заключению комиссии по проверке жилищных условий сын погибшего офицера нуждается в улучшении жилищных условий. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и ст. 25 ФЗ «О статусе военнослужащих» Вилюра Е.В., как член семьи погибшего военнослужащего должен быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета. Несовершеннолетний Вилюра Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учете в Управлении социальной защиты населения по <адрес> в едином списке на внеочередное предоставление жилья с ветеранами, инвалидами и пр. нуждающимися в улучшении жилищных условий по <адрес> с номером в очереди №. В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Как указывает законный представитель истца, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Кроме того, обосновывая свои требования, истица ссылается на п.п. 4 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 21 Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик, действовавших на момент гибели ФИО10 Согласно указанным нормативным актам, жилое помещение вне очереди предоставляется в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Указанный случай был предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21.06.2002г. № 451 «Об усилении социальной защиты членов семьи погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной сласти». Вступившим в законную силу решении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что несовершеннолетний Вилюра Е.В., как сын погибшего ФИО10 который проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России, при признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Этим же решением установлено, что в соответствии с ч.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российкая Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона. Ссылаясь на изложенное, Вилюра Е.В. просил суд обязать Правительство <адрес> предоставить Вилюра Е.В. за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке жилое помещение площадью до 36 кв.м для проживания со своей матерью. В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, Вилюра Е.В. уточнила заявленные исковые требования и просила обязать Правительство <адрес> предоставить вне очереди за счет средств областного бюджета Вилюра Евгению Васильевичу, как члену семьи погибшего отца – военнослужащего ФИО10 жилое помещение (квартиру) общей площадью не менее 36 кв.м. в надлежащем санитарно-техническом состоянии для проживания совместно с его матерью Вилюра Е.В. В судебном заседании Вилюра Е.В., действующая в интересах несовершеннолетнего Вилюры Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поддержала заявленные исковые требования, уточнив их и просила признать незаконными действия (бездействие) Правительства <адрес>, выразившееся в не предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения Вилюре Е.В., как сыну погибшего отца – военнослужащего ФИО10; обязать Правительство <адрес> предоставить Вилюра Е.В., как члену семьи погибшего отца – военнослужащего ФИО10 – жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 36 квадратных метров в <адрес>, в надлежащем санитарно-техническом состоянии, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по <адрес> для проживания совместно со своей матерью Вилюра Е.В. При этом обеспечение жилым помещением просила произвести за счет средств бюджета <адрес> в рамках субвенций, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению указанных в абз. 3 п. 2.1 ст. 15, абз. 3 п. 3.1 ст. 24 Закона № 76-ФЗ граждан жилыми помещениями. Представитель ответчиков – Правительства <адрес> и Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности Николиева Л.Я. возражает против удовлетворения иска, поскольку несовершеннолетний Вилюра Е.В. не имеет права на внеочередное получение жилья. Представитель ответчика – Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по доверенности Крымова Е.Н. возражает против удовлетворения иска, поскольку несовершеннолетний Вилюра Е.В. не имеет права на внеочередное получение жилья. Представитель третьего лица – Департамента финансово-бюджетной политики <адрес> по доверенности Наумова Т.Б. возражает против удовлетворения иска, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилья Вилюре Е.В. вне очереди. Представитель третьего лица – орган опеки и попечительства <адрес> городского округа <адрес> по доверенности Степанова Л.А. просит удовлетворить иск как отвечающий интересам несовершеннолетнего и его праву на предоставление жилья во внеочередном порядке. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, обозрев учетное дело Вилюры Е.В., оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. Установлено, что ФИО10 проходил военную службу по контракту в кадрах внутренних войск МВД РФ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 погиб при исполнении обязанностей венной службы. Вилюра Е.В. и ФИО10 состояли в браке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеют несовершеннолетнего сына – Вилюру Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справке Главного управления внутренних дел <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Вилюра Е.В. получает пенсию по случаю потери кормильца на сына Вилюра Е.В. Установлено, что несовершеннолетний Вилюра Е.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, а также имеет права и льготы, предусмотренные Законом <адрес> «О правовой и социальной защите военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время» от ДД.ММ.ГГГГ №-з, что подтверждается соответствующими удостоверениями. Право несовершеннолетнего Вилюра Е.В. подтверждается пунктом 4 статьи 36 и пунктом 1 статьи 37 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>". Частью 2 статьи 25 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. Пунктом 4 части 1 статьи 21 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан - членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Вилюра Е.В., действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына Вилюра Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к Главе администрации <адрес> с заявлением о постановке её сына на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как сына погибшего в <адрес> военнослужащего ФИО10 Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> Вилюра Е.В. был принят на учет нуждающихся в общую и льготную очередь на внеочередное получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека. Обращаясь в суд с настоящим иском Вилюра Е.В. просит обязать ответчиком представить её сыну жилое помещение во внеочередном порядке. При этом право на предоставление жилого помещения, основания для предоставления ответчиками не оспаривается. Спор сводится к возражениям ответчиков относительно внеочередного предоставления Вилюре Е.В. жилого помещения. В качестве обоснования своих возражений ответчики указывают, что действующим законодательством, в частности Жилищным кодексом РФ, для данной категории граждан не предусмотрена возможность внеочередного предоставления жилого помещения. Суд не может согласиться с данными доводами, поскольку право на предоставление жилого помещения возникло у Вилюра Е.В. до вступления в действие Жилищного кодекса РФ. Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Учитывая данную норму закона, суд применяет к возникшим правоотношениям Жилищный кодекс РСФСР, который действовал на момент постановки несовершеннолетнего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, в том числе, в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", действовавшим на момент гибели военнослужащего Вилюры В.В. и на момент постановки его несовершеннолетнего сына Вилюра Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий было предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений на основаниях и условиях, предусмотренных законодательством РФ и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника). Таким образом, установлено, что Вилюра Е.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Вывод суда также подтверждается материалами учетного дела, из которых следует, что права истца как сына погибшего военнослужащего подтверждаются удостоверениями, Вилюра Е.В. с составом семьи из двух человек поставлен в очередь нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке, данные акты органа местного самоуправления являются действующими. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Таким образом, требование Вилюра Е.В. о предоставлении её несовершеннолетнему сыну Вилюра Е.В., как сыну погибшего военнослужащего, нуждающемуся в улучшении жилищных условий жилого помещения по договору социального найма вне очереди подлежит удовлетворению. В целях реализации <адрес> №-ОЗ т ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" издан приказ Главного управления социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес> отдельным категориям граждан на основании договора социального найма". В соответствии с указанным Положением на Главное управление социального развития как уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> (далее - уполномоченный орган) возложены следующие полномочия: - принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета; - формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных Законом <адрес> от 09.10.2007 N 93-ОЗ в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма в уполномоченном органе. - формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ, имеющих право на внеочередное предоставление жилья жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма. - представление в Главное управление государственного имущества <адрес> копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма конкретному лицу. Полномочия по заключению договоров социального найма жилого помещения возложены на Главное управление государственного имущества <адрес>. На основании Указа губернатора <адрес> «О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>» №-у от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление здравоохранения <адрес>, Главное управление социального развития <адрес> и Главное аптечное управление <адрес> были реорганизованы путем их слияния в Департамент здравоохранения и социального развития <адрес>. В соответствии с указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 163-у "О структуре исполнительных органов государственной власти <адрес>" и от ДД.ММ.ГГГГ N 164-у "О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>" Департамент здравоохранения и социального развития <адрес> был реорганизован путем разделения его на Департамент труда и социального развития <адрес> и Департамент здравоохранения <адрес>. Указом губернатора <адрес> «О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>» №-у от ДД.ММ.ГГГГ главное управление государственного имущества <адрес> преобразовано в департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, ему переданы функции преобразуемого Главного управления государственного имущества <адрес>. Следовательно, при удовлетворении иска Вилюра Е.В., суд учитывает компетенцию ответчиков, урегулированную законодательно на уровне субъекта Российской Федерации, по предоставлению жилья, и в соответствии с полномочиями последних определяет порядок исполнения решения суда в соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, возражения ответчиков суд находит не состоятельными, поскольку отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Толкование пункта 5 статьи <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», примененное ответчиком в лице Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, носит произвольный характер и фактически сводится к тому, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья поставлено в зависимость от наличия свободного жилья. Однако отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в иске, в противном случае имеет место умаление права гражданина вопреки статьям 2 и 40 Конституции Российской Федерации. При этом ответчик порядок предоставления жилых помещений согласно статье 5 названного Закона отождествляет с условиями возникновения права, которые по своей сути сводятся к тому, что при отсутствии свободного жилья у гражданина нет и права на предоставления жилья вне очереди. Однако данная позиция не соответствует действующему законодательству. При изложенных обстоятельствах и принимая во внимание, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от условий по механизму ее реализации; законодателем внеочередное предоставление жилья данной категории граждан не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия жилья, равно как от наличия или отсутствия очередности, возможностей и усмотрения органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации по реализации прав данной категории граждан, к которой относится истец, то иск истца подлежит удовлетворению в соответствии с полномочиями ответчиков и требованиями статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Департамент труда и социального развития <адрес> принять решение о предоставлении Вилюре Е.В. жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить Вилюре Е.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям действующего законодательства, и заключить договор социального найма. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в <адрес> областной суд в течение десяти дней через <адрес> районный суд <адрес>. Судья О.В. Соколова