решение об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации



Дело № 2-1504/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Щербатых Е.Г.

при секретаре Шиндригаловой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО10 о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением, указывая, что является <данные изъяты>. По заключению <данные изъяты> ему выдана индивидуальная программа реабилитации, в которой указано, что он нуждается в протезно-ортопедической помощи, а именно в обеспечении ортопедической обувью бессрочно. Ежегодно с необходимыми документами он обращался непосредственно на <данные изъяты> по адресу: <адрес>, где ему изготавливали обувь и своевременно выдавали ее перед началом зимнего сезона. В последний раз его обеспечили двумя парами ортопедической обуви, зимней и летней, ДД.ММ.ГГГГ

Затем в соответствии с соглашением между <данные изъяты> и <данные изъяты> утвержденным распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -р федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов были переданы <данные изъяты>.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) на территории <адрес>" уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) определен ФИО10, который ведет постановку на учет путем формирования реестра лиц, имеющих право на обеспечение техническими средствами, протезами, изделиями.

ДД.ММ.ГГГГ он сдал в филиал <данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, заявление с приложением всех необходимых документов для обеспечения ортопедической обувью в 2010 г., что подтверждается выданной в тот же день распиской - уведомлением с регистрационным номером 1079.

В соответствии с п.2.3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) на территории <адрес>" филиал <данные изъяты> принял документы, проверил их подлинность и в направил личное дело инвалида в <данные изъяты> для принятия решения о постановке ФИО1 на учет для обеспечения техническим средством (о включении в областной реестр).

В соответствии с п. 2.5. того же постановления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 на основании представленного <данные изъяты> личного дела инвалида в течение 10 дней с даты подачи заявления обязан принять одно из решений: о постановке на учет инвалида на обеспечение техническим средством (о включении инвалида в областной реестр), об отказе в постановке на учет инвалида на обеспечение техническим средством (о невозможности включения инвалида в областной реестр) или о выдаче инвалиду технического средства (в случае, если оно имеется в наличии). Принятое решение фиксируется в журнале по установленной форме.

В течение 15 дней с даты подачи заявления ФИО10 обязан уведомить инвалида о принятом решении по специально утвержденной форме и с указанием причин отказа разъяснить порядок обжалования, а также выслать в <данные изъяты> личное дело инвалида и копию уведомления.

Однако на протяжении полугода служащие ФИО10 не уведомляли ФИО1 о принятом решении. Когда подошел срок получать ортопедическую обувь, в начале зимнего сезона, ФИО1 лично обратился в ФИО10 для выяснения создавшейся ситуации, однако там ему в грубой форме указали на то, что он не подавал документы на обеспечение ортопедической обувью. После предъявления расписки-уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о приеме документов, служащие ФИО10 стали ссылаться на то, что сотрудники филиала <данные изъяты> не передали им документы. Позже выяснилось, что документы были своевременно переданы сотрудниками социальной защиты для рассмотрения ФИО10, однако на протяжении полугода находились там без движения. Кроме того, при личном обращении ФИО1 была выдана ксерокопия якобы направлявшегося ему письма, которого он не получал, за подписью заместителя руководителя <данные изъяты> ФИО3, датированного ДД.ММ.ГГГГ, о том, что ФИО1 будет поставлен на учет для обеспечения двумя парами ортопедической обуви с ДД.ММ.ГГГГ

После получения указанного ответа, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 письменно обратился к руководителю ФИО10 ФИО4 с жалобой на служащих ФИО10, не принявших мер к обеспечению его техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, и потребовал в срочном порядке обеспечить зимней ортопедической обувью.

В конце января 2011 г. ФИО1 получил письменный ответ на жалобу, вновь за подписью заместителя руководителя ФИО10 ФИО3, датированный ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он (Булавин) состоит на учете в ФИО10 труда и социального развития <адрес> по обеспечению ортопедической обувью на сложную деформированную стопу и о дате получения указанных технических средств реабилитации он будет проинформирован дополнительно. Также было сообщено, что ФИО10 проводится работа по заключению государственного контракта на оказание услуг по изготовлению протезно-ортопедических изделий инвалидам области.

Однако ФИО1 указывает, что до настоящего времени ортопедической обувью по вине ФИО10 он так и не обеспечен.

Указанное бездействие ФИО10 заявитель считает незаконным, нарушающими его права и интересы.

ДД.ММ.ГГГГ срок пользования сложной ортопедической обувью, которой в последний раз он был обеспечен ДД.ММ.ГГГГ, истек. Однако вместо того, чтобы принять меры к выдаче новой обуви, хотя бы зимней, со ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был лишь поставлен на учет по обеспечению ортопедической обувью на сложную деформированную стопу, несмотря на то, что законом <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки наступления сезонов при реализации товаров на территории <адрес>: зимний сезон - с 15 ноября до 15 марта, весенний сезон - с 15 марта до 1 мая, летний сезон - с 1 мая до 1 сентября, осенний сезон - с 1 сентября до 15 ноября.

Кроме того, ФИО1 указывает, что поскольку в зимний период 2010-2011 г. он по вине ответчика остался без ортопедической обуви, он испытывал физические и нравственные страдания, поскольку в связи с имеющимися у него заболеваниями, наличием сложной деформированной стопы, пользоваться обычной, не ортопедической обувью, он не может, по этой причине он был вынужден на протяжении всего зимнего периода ходить в старой, изношенной, прохудившейся обуви, которая в сырую погоду протекает. Он переохлаждался и болел простудными заболеваниями. На протяжении длительного периода времени не мог вести обычный образ жизни, старался лишний раз не выходить из дома, хотя в силу хронических заболеваний вынужден регулярно посещать поликлинику и аптеки. Каждый раз он испытывает неудобство и чувство неловкости от того, что люди видят его в дырявой обуви, будто он неполноценный, опустившийся на дно общества, человек. Денежную компенсацию причиненного морального вреда заявитель оценивает в <данные изъяты>.

Впоследствии ФИО1 уточнил заявленные требования, дополнив их следующим. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ от представителя ответчика ему стало известно, что протезно-ортопедическим предприятием, с которым у ответчика заключен контракт, были изготовлены 2 пары ортопедической обуви. Сразу после судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился на предприятие и получил указанную обувь, зимнюю и летнюю. Однако он категорически не согласен с тем, что зимняя ортопедическая обувь, на утепленной подкладке, была выдана ему после окончания зимнего периода, а именно в конце весны 2011 г., когда необходимости в ней уже не было. ФИО1 указывает, что ответчик должен своевременно исполнять свои обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, возложенные на него законом.

В связи с этим, ФИО1 просил суд признать бездействие ФИО10, не обеспечившего его в 2010 г. техническими средствами реабилитации - ортопедической обувью на утепленной подкладке, незаконным; обязать ФИО10 обеспечивать его техническими средствами реабилитации, двумя парами сложной ортопедической обуви, в следующие сроки: одной парой обуви без утепленной подкладки - ежегодно не позднее 15 марта, одной парой обуви на утепленной подкладке - ежегодно не позднее 15 ноября; взыскать с ФИО10 денежную компенсацию причиненного морального вреда в размере <данные изъяты>; взыскать с Департамента труда и социального развития Воронежской расходы по оплате труда адвоката по составлению искового заявления в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель адвокат ФИО5 поддержали заявленные требования, просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ФИО10 по доверенности ФИО6 против удовлетворения требований ФИО1 возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представители третьих лиц <данные изъяты>», филиала <данные изъяты> ФИО7 и ФИО8 полагали завяленные ФИО1 требования необоснованными.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что ФИО1 является <данные изъяты> (л.д.9). ФИО1 выдана индивидуальная программа реабилитации, которой предусмотрено бессрочное обеспечение ФИО1 ортопедической обувью по срокам, согласно действующим нормативам (л.д.10).

В соответствии со ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст.11.1 названного закона протезные изделия, включая ортопедическую обувь, относится к техническим средствам реабилитации инвалидов, используемых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями") обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», в указанный перечень включается ортопедическая обувь.

В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" и п. 4.6. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) на территории <адрес>" сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами, изделиями до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В силу п.п.9,10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления по истечении установленного срока пользования. Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 321 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" срок пользования сложной ортопедической обувью, в том числе одной парой обуви на утепленной подкладке, для взрослых составляет не менее 6 месяцев, а срок пользования малосложной ортопедической обувью (на утепленной подкладке или без нее - по желанию инвалида) для взрослых - не менее 1 года.

При этом по смыслу п.1 названного приказа указанные сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями для определения момента их замены.

Пункт 2 названного выше постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 97 определяет порядок обращения за получением технического средства, услуги, в соответствии с которым обеспечение инвалидов техническими средствами, услугами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом (лицом, представляющим его интересы) в филиал областного государственного учреждения "Управление социальной защиты населения <адрес>" (далее - филиал ОГУ) по месту жительства (пребывания) инвалида с приложением необходимых документов. Филиал ОГУ принимает указанные в пункте 2.2 настоящего Порядка документы, проверяет их подлинность, правильность заполнения, заверяет копии представленных документов и формирует личное дело инвалида. Факт и дата приема документов удостоверяются записью в специальном журнале по форме согласно приложению N 2 к порядку. Подлинники предоставленных документов возвращаются заявителю. Личное дело инвалида филиал ОГУ в течение 5 дней с даты подачи заявления направляет в Департамент для принятия решения:

- о постановке на учет инвалида на обеспечение техническим средством (о включении инвалида в Областной реестр);

- об отказе в постановке на учет инвалида на обеспечение техническим средством (о невозможности включения инвалида в Областной реестр);

- о выдаче инвалиду технического средства (в случае, если оно имеется в наличии).

Департамент на основании представленного филиалом ОГУ личного дела инвалида в течение 10 дней с даты подачи заявления принимает одно из вышеуказанных решений. Департамент в течение 15 дней с даты подачи заявления уведомляет инвалида о принятом решении; высылает в филиал ОГУ личное дело инвалида и копию уведомления.

При наличии необходимого технического средства на складе организации, уполномоченной Департаментом осуществлять хранение и выдачу технических средств, либо организации поставщика, с которой Департаментом в установленном законодательством порядке заключен государственный контракт (далее - Уполномоченная организация), Департаментом принимается решение о выдаче технического средства инвалиду.

Департамент высылает направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации по форме, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 439н, в филиал ОГУ для доставки его инвалиду.

Техническое средство выдается инвалиду (его представителю) на основании паспорта (для представителя - паспорт и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени инвалида) и направления на получение технического средства, выданного Департаментом, бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению. Факт выдачи технического средства удостоверяется личной подписью получателя в журнале по форме согласно приложению N 4 к порядку.

При этом п.4 названного Порядка устанавливает, что сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами, изделиями до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Замена технического средства осуществляется по заявлению инвалида (ветерана), его представителя по истечении срока пользования, установленного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при наличии заключений об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации (протезами, изделиями), выдаваемых врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь инвалиду (ветерану). Замена технического средства реабилитации, протеза, изделия осуществляется по решению Департамента в порядке, установленном для обеспечения инвалидов (ветеранов) техническими средствами (протезами, изделиями).

Между тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что последний раз ФИО1 был обеспечен техническим средством реабилитации – ортопедической обувью ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

В связи с истечением 6-месячного срока, установленного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены", ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в установленном порядке обратился в <данные изъяты> с заявлением о замене технического средства реабилитации с приложением необходимых документов (л.д.12).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было сообщено о постановке его на учет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Однако фактически ФИО1 обувью обеспечен не был, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ он обращался с жалобой на имя руководителя ФИО10 (л.д.14-17).

По результатам данного обращения письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было сообщено, что ФИО10 проводится работа по заключению государственного контракта на оказание услуг по изготовлению протезно-ортопедических изделий инвалидам области, о дате получения указанных технических средств реабилитации он будет проинформирован дополнительно (л.д.18).

При этом, как следует из пояснений ответчика и отражено в отзыве на заявление, обувь для ФИО1 была изготовлена в марте 2011 года, в связи с чем, он вызывался за её получением, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Фактически, обувь была получена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, из анализа установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона усматривается, что несвоевременное обеспечение ФИО1 техническим средством реабилитации – ортопедической обувью имело место в результате бездействия ФИО10, которое нельзя признать основанным на требованиях закона либо обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами. Незаконность данного бездействия выразилась, в частности, в несоблюдении сроков обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, установленных названными выше нормативными актами, а также в несоблюдении порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, установленного п.2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) на территории <адрес>", порядка принятия решения о замене технического средства реабилитации по заявлению инвалида. Более того, из отзыва на заявление усматривается, что государственный контракт был заключен с <данные изъяты> и <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Однако объективных причин обеспечения ФИО1 ортопедической обувью весной 2011 года (притом, что он вызывался для получения обуви с ДД.ММ.ГГГГ), при наличии его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и истечения установленных сроков использования технического средства реабилитации ДД.ММ.ГГГГ, не усматривается.

При этом суд не может признать обоснованной позицию ФИО10 о том, что срок использования технических средств реабилитации, установленный нормативными документами не является предельным и означает лишь возможность постановки инвалида на учет для его замены, начиная с указанного срока, а не необходимость самой замены. Указанная позиция противоречит комплексу приведенных выше положений п.п.9,10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", п.1, 8.1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 321 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены"; п.п.2, 4 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) на территории <адрес>".

Статья 151 ГК РФ устанавливает: если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно п.3 ст.1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст.1101 ГК РФ).

Кроме того, при разрешении настоящего гражданского дела суд руководствуется положениями, изложенными в п.п.1, 2, 3, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", согласно которым, при разрешении гражданских дел данной категории суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Разрешая настоящее гражданское дело, суд находит подтвержденным факт причинения морального вреда ФИО1 незаконным бездействием ФИО10, в результате которого ФИО1, являясь инвалидом, лицом, нуждающимся в повышенной социальной защите, был несвоевременно обеспечен техническими средствами реабилитации, получив зимнюю обувь после окончания зимнего сезона. При этом в холодное время года ФИО1 был вынужден пользоваться обувью, полученной им в декабре 2009 г., которая практически пришла в негодность, что было установлено путем осмотра обуви в судебном заседании. Указанные обстоятельства с определенностью причинили ФИО1 нравственные страдания, как с практической, так и с этической точек зрения. В связи с этим, с учетом личности заявителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств, суд оценивает причиненный ФИО1 моральный вред в <данные изъяты>, компенсацию которого необходимо взыскать с ответчика.

Вместе с тем, суд находит не подлежащими удовлетворению требования ФИО1 в части обязания ФИО10 обеспечивать его техническими средствами реабилитации, двумя парами сложной ортопедической обуви, в следующие сроки: одной парой обуви без утепленной подкладки - ежегодно не позднее 15 марта, одной парой обуви на утепленной подкладке - ежегодно не позднее 15 ноября.

Указанные требования основаны ФИО1 на применении по аналогии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ОЗ "О сроках наступления сезонов при реализации товаров на территории <адрес>". Вместе с тем, данный закон издан в целях исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров, а также урегулирования отношений в сфере потребительского рынка при реализации сезонных товаров (далее - товары) на территории <адрес>, в связи с чем, указанный закон не может быть применен при регулировании правоотношений, возникающих по поводу обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. При этом в силу ст.6 ГК РФ аналогия закона может быть применена лишь в случаях, когда конкретные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота. В то же время, сроки и порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации подробно регламентированы приведенными выше нормативными актами, в связи с чем, применение какого-либо другого закона к данным правоотношениям недопустимо.

Кроме того, в силу положений ст.ст.98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию сумма понесенных им судебных расходов по оплате услуг представителя по составлению искового заявления (л.д.20,21,22) в размере <данные изъяты>. Указанный размер соответствует ставкам вознаграждения, действующим с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением совета адвокатской палаты <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФИО10, выразившееся в не обеспечении ФИО1 техническими средствами реабилитации – сложной ортопедической обувью на утепленной подкладке в 2010 году.

Обязать ФИО10 обеспечивать ФИО1 техническими средствами реабилитации – сложной ортопедической обувью в сроки, установленные действующим законодательством.

Взыскать с ФИО10 в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО10 в пользу ФИО1 в счет судебных расходов <данные изъяты>.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.Г. Щербатых

-32300: transport error - HTTP status code was not 200