о признании права собственности на жилое помещение



Дело

ФИО4 Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Штукиной Н.В.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, к Департаменту имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства Обороны Российской Федерации, Управлению жилищного фонда Департамента муниципальной собственности Администрации городского округа <адрес>, Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации,

установил:

ФИО1., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства Обороны Российской Федерации, Управлению жилищного фонда Департамента муниципальной собственности Администрации городского округа <адрес>, Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности на жилые помещение в порядке приватизации.

Свои требования истец мотивировала следующим.

ФИО1. является нанимателем и проживает в двух изолированных комнатах и , расположенных по адресу: <адрес>. Указанными комнатами пользуется на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и Воронежской КЭЧ МВО Министерства Обороны РФ. Совместно с истцом на основании указанного Договора в спорных комнатах проживают дочь ФИО2 и муж ФИО3.

Желая приватизировать вышеуказанное жилое помещение, ФИО1 обратилась в Управление жилищного фонда с заявлением. Однако в заключении договора на передачу указанной квартиры в собственность в порядке приватизации ей было отказано по причине того, что комнаты , 112 в <адрес> находятся в ведении и на балансе ответчика в лице Федерального Государственного квартирно-эксплуатационного учреждения Воронежской квартирно-эксплуатационной части района и в муниципальную собственность не передавались.

Как указывает истец, ответчики в лице Департамента муниципальной собственности, Управление жилищного фонда, и Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в сложившейся ситуации в силу ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и ст. 13 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ не могут выступать сторонами по договору передачи квартиры в собственность. В то же время ответчик в лице ФГКЭЧ «Воронежская КЭЧ района» также не имеет права выступать стороной по договору передачи квартиры в собственность, поскольку не входит в ограниченный круг юридических лиц, обозначенных в статье 6 Закона РФ и имеющих на то право.

ФГКЭЧ «Воронежская КЭЧ района», уклоняясь от передачи жилого фонда в муниципальную собственность, от переоформления прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимое для внесения в федеральный реестр Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в <адрес>, препятствует в реализации истцом конституционных прав.

Считая свои права нарушенными, ФИО1 в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 обратилась в суд с данным исковым заявлением и просит суд признать право собственности ФИО1 и ФИО2 по ? доле за каждой на комнаты в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>: комната , общей площадью 12,2 кв.м, и комната , площадью 17,9 кв.м., в порядке приватизации.

В судебном заседании истец, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, заявленные требования поддержала и просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Ответчики - Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства Обороны Российской Федерации, Управление жилищного фонда Департамента муниципальной собственности Администрации городского округа <адрес>, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в <адрес> - своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени слушания дела извещены в установленном законом порядке, о чем имеются сведения в материалах настоящего гражданского дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие в суд не поступало. В связи с этим на основании ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным, с учетом мнения явившегося в судебное заседание истца, рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке ФИО4 судопроизводства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, исследовав все представленные доказательства, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным Государственным квартирно- эксплуатационным учреждением «Воронежская КЭЧ района» МО РФ и ФИО1 был заключен договор социального найма жилого помещения и в <адрес> (л.д. 24-25).

В настоящее время в указанных жилых помещениях, а именно, в комнатах и , <адрес>, зарегистрированы и проживают на условиях договора социального найма истица ФИО1, ее муж ФИО3 и их несовершеннолетняя дочь ФИО2, что следует из по квартирной карточки и справки. На регистрационном учете в <адрес> семья ФИО1 состоит с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 и несовершеннолетняя ФИО2 в приватизации жилых помещений не принимали участия.

Согласно ответу Управления жилищного фонда Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1. было отказано в заключении с ней договора на передачу жилых помещений в собственность, поскольку здание общежития по <адрес> реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственность не передавалось (л.д. 16).

При обращении в Воронежскую КЭЧ истцу также было отказано в приватизации вышеуказанных помещений по причине того, что ФГКЭУ «Воронежской КЭЧ района» не является надлежащим лицом по распоряжению имуществом Министерства обороны РФ (л.д. 13).

Согласно уведомлению Управления Росреестра по <адрес> сведения о правах на объект недвижимого имущества: комнаты, адрес: <адрес>, к.. , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отсутствуют (л.д. 14, 15).

Как следует из выписки из реестра федерального имущества Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ , здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГ КЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ (л.д. 18).

Таким образом, при изложенных обстоятельствах до передачи комнат в государственную или муниципальную собственность истец не имеет реальной возможности их приватизировать, тем самым нарушается его конституционное право на жилище.

Статьей 40 Конституции РФ закреплено право гражданина на жилище, которое относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущих или иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.

Право граждан на бесплатную передачу в их собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, закреплено Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, что регламентировано ст. 18 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьёй 2 названного Закона предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Статья 18 указывает, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности граждане - наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе и право на приватизацию жилых помещений.

В силу разъяснения, содержащегося в пунктах 5 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе и долевую. При этом гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемых им жилых помещений на не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Кроме того, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О Конституция РФ, провозглашая РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).

Пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривает, что установление права на приватизацию осуществляется публичной властью, и государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами.

Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Данным положениям Закона отвечают и пункты 6,7 Постановления Воронежской городской Думы «Об утверждении Положения о приватизации жилищного фонда», согласно которым передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется Комитетом по управлению жилищным <адрес> – по жилым помещениям муниципального жилищного фонда <адрес>; предприятием или учреждением в отношении государственного жилищного фонда, за которыми закреплен государственный жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или передан в оперативное управление.

Введение в действующее законодательство ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем.

Распространение законодателем на указанные жилые помещения действия норм ЖК РФ о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитий органам местного самоуправления и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод, поскольку направлено исключительно на реализацию положений, закрепленных в ст. 40 Конституции РФ.

Между тем данных о том, что спорное имущество в установленном законом порядке передано в федеральную или муниципальную собственность в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, о признании за ней в порядке приватизации право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилые помещения , общей площадью 12,2 кв.м, и , общей площадью 17,9 кв.м, в <адрес> и признании за несовершеннолетней ФИО2, 1995 года рождения, в порядке приватизации право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилые помещения , общей площадью 12,2 кв.м, и , общей площадью 17,9 кв.м, в <адрес>– в порядке приватизации подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8 и 35 Конституции РФ) во взаимосвязи со статьей 2 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

При этом суд учитывает, что зарегистрированный и проживающий в спорных комнатах ФИО3 выразил свое согласие, оформленное в нотариальном порядке, на приватизацию данных жилых помещений без его участия (л.д. 17).

Руководствуясь ст. ст. 234-238 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за ФИО1 в порядке приватизации право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилые помещения общей площадью 12,2 кв.м и общей площадью 17,9 кв.м в <адрес>.

Признать за несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке приватизации право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилые помещения общей площадью 12,2 кв.м и общей площадью 17,9 кв.м в <адрес>.

Ответчиками может быть подано в суд, принявший ФИО4 решение, заявление об отмене данного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления

Судья Н.В. Штукина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200