Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Штукиной Н.В., при секретаре ФИО3, с участием адвоката ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма, установил: ФИО1 обратилась в Железнодорожный районный суд <адрес> с иском к Военному авиационному инженерному университету Министерства обороны Российской Федерации <адрес>, Жилищной комиссии Военного авиационного инженерного университета Министерства Обороны Российской Федерации <адрес>, в котором просила признать её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать ответчика поставить её на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении. В ходе рассмотрения дела по существу представителем истца по ордеру адвокатом ФИО4 (л.д. 60) было заявлено ходатайство о принятии к производству суда, в порядке ст. 39 ГПК РФ, изменённых исковых требований, предъявленных только к Департаменту труда и социального развития <адрес>, о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и постановке на учет, мотивировав тем, что в связи с вступлением в силу ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, полномочия по обеспечению членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы жилыми помещениями в собственность бесплатно, жилыми помещениями по договору социального найма или предоставлению им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, были переданы органам государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Положением «О департаменте труда и социального развития <адрес>», утвержденного Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, одной из функций Департамента является формирование и ведение единого списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. В связи с изменением исковых требований истцом было заявлено ходатайство о замене ненадлежащих ответчиков - Военного авиационного инженерного университета Министерства обороны Российской Федерации <адрес>, Жилищной комиссии Военного авиационного инженерного университета Министерства обороны Российской Федерации <адрес> надлежащим - Департаментом труда и социального развития <адрес>. В результате настоящее гражданское дело направлено по подсудности – в суд по месту нахождения ответчика, и ДД.ММ.ГГГГ принято Ленинским районным судом <адрес> к своему производству (л.д. 100). При рассмотрении дела Ленинским районным судом <адрес> истица вновь уточнила ранее заявленные требования, указав в качестве ответчиков Департамент труда и социального развития <адрес>, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, <адрес>. (л.д. 111-112). В обоснование уточненных требований истец указывает следующее. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица признана нетрудоспособной и ей определена вторая группа инвалидности. Принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение признано непригодным для проживания. В том же году ее родной сын капитан ФИО2 Владимирович перевёз ее в свою семью, в <адрес>, где она находилась на его иждивении. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 погиб. Смерть наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. До ДД.ММ.ГГГГ действовал пункт четвёртый статьи 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором говорилось, что за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» Министерство Обороны РФ обязано предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих,. проходивших военную службу по контракту погибших (умерших) в период прохождения службы жилые помещения во внеочередном порядке на основании условиях, предусмотренных законодательством РФ и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего». В октябре 2010 года истица обратилась к начальнику ФИО2 с просьбой предоставить ей жилое помещение в городе Воронеже, но ей было отказано. Истица указывает, что, исходя из содержания Инструкции о предоставлении военнослужащим гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма (приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) с ДД.ММ.ГГГГ предоставление жилья в Министерстве обороны РФ возложено на Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Также с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, в статье третьей которого отмечено, что Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов РФ для осуществления полномочия по обеспечению членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы жилыми помещениями в собственность бесплатно, жилыми помещениями по договору социального найма или предоставлению им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В п.п. 1. 4 ст. <адрес> отмечено, что <адрес> является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти <адрес> по вопросам, отнесенным к его полномочиям, ответственно перед населением <адрес> за разрешение социально-экономических вопросов. В ч.1 и п.11 ч.2 ст. 43 названного Устава говорится, что <адрес> разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития <адрес>, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, социального обеспечения. Формирование исполнительных органов государственной власти <адрес> и утверждение положений о них относится к полномочиям указанного правительства. Согласно пункту 3.1.6 Положения о Департаменте труда и социального развития <адрес> одной из функций этого департамента является формирование и ведение единого списка граждан, имеющих право на меру поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. ФИО1 просит суд признать ее нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма. Обязать ответчика – Департамент труда и социального развития <адрес> принять ФИО1 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель по ордеру – адвокат ФИО4 поддержали заявленные требования по указанным в иске основаниям. Представитель ответчиков - Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенностям ФИО6 против удовлетворения исковых требований возражала. Ответчик – Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени слушания дела извещены в установленном законом порядке Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обозрев личное дело погибшего сына истца ФИО5, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных случаев. Согласно ч. 2 этой же статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Как известно, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отсылает к законам, определяющим категории граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации. Одной из таких категорий, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и заключившие контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), а также совместно проживающие с ними члены их семей. Правом на обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда Российской Федерации военнослужащих и членов их семей как отдельную категорию граждан наделяет именно специальный закон - Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а не ЖК РФ, так как в нормах указанного Закона содержатся социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим. Таким образом, для определения круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, следует обращаться именно к его нормам. В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. Приказом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» установлены основания и порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих. .В соответствии с первым абзацем пункта 3.1. статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы. Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до ДД.ММ.ГГГГ принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 2.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно. Из материалов дела следует и установлено в ходе судебного разбирательства, что ФИО1 является инвалидом 2 группы по общему заболеванию (л.д. 8). Решением Новохоперского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения ее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на иждивении своего сына ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69-73). Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Троицкого сельского поселения Новохоперского муниципального района <адрес> (№ от ДД.ММ.ГГГГ) по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, принадлежащий ФИО1 жилой <адрес> в <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания (л.д. 12). На срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована по месту пребывания – по адресу: <адрес> (л.д. 28). Сын истицы ФИО5, проживавший по адресу: <адрес>А/2, кВ. 32, погиб в результате автомобильной катастрофы ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30, 32). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении жилья как член семьи погибшего сына по месту его прежней службы в Воронежское высшее военное авиационное училище (военный институт) Министерства Обороны РФ (л.д. 35). На обращение получила ответ, в котором указано, что данный вопрос ей необходимо решать в администрации района по месту жительства, поскольку на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в ФИО2 (<адрес>) она как член семьи военнослужащего никогда не состояла (л.д. 36). Как следует из справки ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из протокола заседания жилищной комиссии Воронежского ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, обозреваемого в судебном заседании личного дела погибшего ФИО5, записи в его личном деле, на его иждивении находились жена ФИО7, дочь жены Алина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО5 был включен в список военнослужащих училища, нуждающихся в получении служебных жилых помещений, составом семьи 3 человека, с датой учета ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Воронежского ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ ему составом семьи 3 человека (он, жена – ФИО7, дочь жены – ФИО8) выделено служебное жилое помещение - трехкомнатная <адрес> в <адрес> (л.д. 74, 78, 79). Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Воронежского ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ вдове ФИО5 – ФИО7 выделена однокомнатная <адрес> в <адрес> составом семьи 2 чел (она – глава семьи и дочь ФИО8) (л.д. 80). Из материалов дела усматривается, что ФИО1 на дату обращения в ФИО2 и дату подачи иска была зарегистрирована постоянно и фактически проживала в <адрес>, по адресу: <адрес>. В период судебного разбирательства по делу – ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям ОАСР ФМС России по <адрес>, выписана в адрес: <адрес>, кВ. 1. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что истица в качестве члена семьи по месту службы погибшего сына на жилищном учете не состояла. На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления также не состояла, и с заявлением о принятии на учет не обращалась, что истицей не отрицается. В силу положений пунктов 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Департамент труда и социального развития <адрес>, к которому истицей заявлены исковые требования, в том числе, об обязании принять истицу на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан», уполномочен на формирование и ведение единого списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ, а также принятие решения о предоставлении меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения указанной категории граждан, из чего следует, что на дату обращения истицы в суд департамент не был уполномочен на ведение учета категорий граждан, предусмотренных абзацем первым пункта 2.1 статьи 15, абзацем 3 пункта 3.1. статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также членов семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Доказательств постановки на учет в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающейся в улучшении жилых помещений составом семьи с сыном ФИО5 либо самостоятельно истицей в суд не представлено, более того, ею не отрицается, что на таковом учете она не состояла. Поэтому положения, предусмотренные абзацем первым пункта 2.1 статьи 15, абзацем 3 пункта 3.1. статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на нее не распространяются. Право быть признанной нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, после установления факта нахождения ее на иждивении погибшего сына в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГт решением Новохоперского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и признания заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащего ей дома в <адрес> непригодным для постоянного проживания, ФИО1,В. не реализовано, что также усматривается и из документов, представленных в материалах дела. При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании ее нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма; обязании Департамент труда и социального развития <адрес> принять ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: ФИО1 в удовлетворении иска к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма, - отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Судья Н.В. Штукина