? ????????? ????? ?? ????????? ???????? ???????????



Дело ?

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
??.??.???? <?????>

Ленинский районный суд <?????> в составе :

председательствующего судьи Высоцкой Т. И.

с участием прокурора Семенова А. А.

адвоката Мешкова А. И.

при секретаре Кандымовой Г. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кувшинова Олега Николаевича к ОГУ «Управление социальной защиты населения <?????>» о признании права на назначение и получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Кувшинов Олег Николаевич, являясь ветераном подразделения особого риска и инвалидом 2 степени бессрочно, обратился в суд с иском о признании право на назначение и получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренную Законом РФ от ??.??.???? ? «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за счет средств федерального бюджета и обязании назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную компенсации в возмещение вреда с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства в размере 6191,93 руб., с ??.??.????

В ходе рассмотрения дела истец дополнил свои требования, просит назначить ему ежемесячную компенсацию в возмещение вреда с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства в размере 6 594,41 руб., с ??.??.????

Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие

В судебном заседании представитель истца адвокат ???5 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ОГУ «Управление социальной защиты населения <?????>» по доверенности ???6 исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Департамента труда и социального развития <?????> по доверенности ???7 возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица филиала ОГУ «УСЗН <?????>» <?????> в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Кувшинов Олег Николаевич, ??.??.???? года рождения является ветераном подразделений особого риска, что подтверждается удостоверением серия ОРС ?, о праве на меры социальной поддержки, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п/п «в» п.1 Постановления Верховного Совета РФ от ??.??.???? ?, выданным ??.??.???? Министерством обороны РФ (л.д.13).

Санкт- Петербургским региональным межведомственным экспертным советом на заседании ? от ??.??.????0 года была рассмотрена представленная истцом медицинская документация на предмет установления причинной связи полученных заболеваний с воздействием радиационных факторов и сделано заключение о том, что инвалидность связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участи в действиях подразделений особого риска, что подтверждается решением экспертного совета ? от ??.??.????0 года (л.д.9).

На обращение истца о выплате ежемесячной денежной компенсации в соответствии с п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поступившее в филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения <?????>» <?????> ??.??.???? был дан ответ от ??.??.???? ? об отсутствии у истца правовых оснований для назначения и выплаты такой компенсации.

В соответствии с п.1 Постановления Верховного Совета РФ от ??.??.???? ? «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» действие Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на непосредственных участников ликвидации радиационных аварий.

Пунктом 2 указанного Постановления Верховного Совета РФ, в редакции, действовавшей до ??.??.????, предусматривалось, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в п.1 настоящего Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных ст.14, частями 1-3, 7 ст.24, ст.29, ч.1 ст.31 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 25 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции, действовавшей до ??.??.????, гражданам, перенёсшим или получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причинённого здоровью, путём выплаты ежемесячной денежной компенсации.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от ??.??.???? ?-О положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ??.??.???? ? "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в ред. Федерального закона от ??.??.???? № 122-ФЗ) по их конституционно-правовому смыслу не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ??.??.???? ?.

Конституционный Суд Российской Федерации, выявляя конституционно-правовой смысл пункта 2 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, в Определении от ??.??.???? ?-О-П пришел к выводу о том, «что федеральный законодатель, предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ??.??.???? N 179-ФЗ) инвалидам - чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия чернобыльской катастрофы либо ее последствий, и не установив при этом никаких изъятий в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением было распространено действие положений названного Закона, тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью. Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 2 в системе действующего правового регулирования не препятствующим получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, которые имели место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ??.??.???? N 385-О).

Следовательно, все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном статьей 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент признания его инвалидом, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации.

Это вытекает из обязанности государства по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, который относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, а также из конституционного принципа равенства, который предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

При этом дата установления инвалидности в связи с радиационным воздействием, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", гражданам из подразделений особого риска (до или после ??.??.????) не имеет самостоятельного значения для отнесения их к категории ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами. Иное означало бы необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты признания лица инвалидом, что при наличии у ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами вследствие радиационного воздействия, одинаковых оснований для возмещения вреда здоровью - в нарушение конституционного принципа равенства - приводило бы к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия, и не согласовывалось с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ??.??.???? N 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ??.??.???? N 479-О-П).

Таким образом, положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" - в системе действующего нормативно-правового регулирования и в силу сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после ??.??.????, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу данного Постановления».

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", выявленный в данном Определении конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ ? от ??.??.???? «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления во всеми необходимыми документами (п.7).

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от ??.??.???? N 31) размеры выплат, установленные базовым Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

??.??.???? Правительством Российской Федерации принято Постановление ? «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», постановлено осуществить с ??.??.???? индексацию компенсаций и выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,1.

В этой связи на момент обращения истца ??.??.???? ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 ч. 1 ст. 14 Закона) составляла 6594,41руб., что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от ??.??.???? ?«Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (п. 14 Приложение ?).

С учетом правовых позиций, указанных в Определении Конституционного Суда РФ от ??.??.???? N 385-О, в п. 17.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ??.??.???? ? дается разъяснение о том, что Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к указанным категориям граждан применяется в полном объеме, а ранее вынесенные судами решения об отказе в удовлетворении требований граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с катастрофой на ЧАЭС, о предоставлении им льгот и компенсаций, предусмотренных базовым Законом, подлежат пересмотру и при истечении сроков на обжалование в суд надзорной инстанции применительно к порядку, установленному гл. 42 ГПК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Кувшинова О. Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Кувшиновым Олегом Николаевичем, инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска право на назначение и получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренную Законом РФ от ??.??.???? ? «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за счет средств федерального бюджета.

Обязать ОГУ «Управление социальной защиты населения <?????>» назначить и выплачивать Кувшинову Олегу Николаевичу с ??.??.???? за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 6594,41 рублей с последующей ежегодной индексацией в установленном законом порядке.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в <?????? ??????> областной суд через районный суд.

Судья ???2



-32300: transport error - HTTP status code was not 200