о признании недействительными действий



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Маньковой Е.М..,

при секретаре Лазаревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению ФИО1 о признании недействительными налоговые уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц ДД.ММ.ГГГГ и перерасчете налога за ДД.ММ.ГГГГ года, о признании незаконными действия Бюро технической инвентаризации <адрес> по определению инвентаризационной стоимости нежилого здания без применения физического износа и с применением зонального коэффициента – <данные изъяты> о возложении обязанности на Бюро технической инвентаризационной стоимости нежилого здания с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год с обязательным применением физического износа и без учета зонального коэффициента -<данные изъяты>,

установил:

ФИО1 обратился в <данные изъяты> районный суд с заявлением к ИФНС России по <адрес>, БТИ <адрес>, в котором просит признать недействительными налоговые уведомления ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ и перерасчете налога за ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными действия БТИ <адрес> по определению инвентаризационной стоимости нежилого здания без применения физического износа и с применением зонального коэффициента – <данные изъяты>, и обязать БТИ <адрес> осуществить перерасчет инвентаризационной стоимости нежилого здания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, с обязательным применения физического износа и без учета зонального коэффициента- <данные изъяты>

В обоснования заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ им было получено налоговое уведомление ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц (НИЛФ) ДД.ММ.ГГГГ и перерасчет этого налога ДД.ММ.ГГГГ г.г.. Объектом налогооблажения за ДД.ММ.ГГГГ год является нежилое здание по адресу: <адрес> налоговая база по нему – <данные изъяты>. и здание по адресу: : <адрес> с налоговой базой – <данные изъяты> руб. При этом, перерасчет налога ДД.ММ.ГГГГ года сделан по нежилому зданию по адресу: : <адрес>, но налоговая база взята совсем другая -<данные изъяты> причем одинаковая по всем трем годам.

Это вызвало у заявителя сомнения в правильности применения налоговой базы при исчислении налога на имущество физических лиц. Он обратился в БТИ <адрес> и получил справку от ДД.ММ.ГГГГ о том, что инвентаризационная стоимость нежилого здания по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

После этого,ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено другое налоговое уведомление ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате НИЛФ за ДД.ММ.ГГГГ и перерасчет этого налога за ДД.ММ.ГГГГ года по нежилому зданию, по адресу: <адрес>, в нём стояла совсем другая налоговая база: за ДД.ММ.ГГГГ год-<данные изъяты> рублей, а за ДД.ММ.ГГГГ года- <данные изъяты> рублей.

Одновременно с этим, им была получена справка из БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что инвентаризационная стоимость нежилого здания по адресу: : <адрес>, в 2006-2009 года составляла 8284308 рублей, кроме того в ней были указаны применённые коэффициенты при расчете инвентаризационной стоимости этого объекта.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получено из ИФНС России по <адрес> новое налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате НИЛФ ДД.ММ.ГГГГ и перерасчет этого налога за ДД.ММ.ГГГГ. И в нём, по нежилому зданию, по адресу: : <адрес>, налоговая база опять изменена: ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> рублей, а за ДД.ММ.ГГГГ годы – <данные изъяты> рублей. При этом, срок уплаты налога в сумме <данные изъяты> рублей указан-ДД.ММ.ГГГГ год, т.е. «задним числом», что является нарушением налогового законодательства.

В результате, стало совершенно непонятно, какое из трех полученных им налоговых уведомлений является законным и подлежит оплате, так как по всем трем, по одному объекту недвижимости, указаны совершенно разные налоговые базы

В целях разрешения этого противоречия, ДД.ММ.ГГГГ заявителем было направлено заявление руководителю ИФНС России по <адрес> с просьбой пересчитать налог на имущество физических лиц по нежилому зданию <адрес> (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено письмо ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что ими произведен перерасчет сумм НИФЛ и окон­чательный расчет налога сделан исходя из налоговой базы по объекту по <адрес> (<данные изъяты>) - <данные изъяты> руб. за период ДД.ММ.ГГГГ То есть налоговая база, указанная в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ими опять была изменена.

Исходя из него, он полагал, что, для уплаты налога, ему будет направлено новое налоговое уве­домление, т.к. согласно закону РФ «О налоге на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09 декабря 1991 года, только налоговое уведомление является основанием для уплаты этого налога и создаёт обязанности для налогоплательщика. А данное письмо является не более чем констатацией факта и не создает для него никаких обязанностей.

Однако, никаких новых налоговых уведомлений об уплате налога на имущество физических лиц заявителю прислано не было.

В целях прояснения данной ситуации, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была послана жалоба в ИФНС России по <адрес>, в которой он просил представить окончательный правильный расчет в виде налогового уведомления на уплату налога на имущество физических лиц по форме, ут­вержденной приказом ФНС России от 31 октября 2005 года № САЭ-3-21/551, но на эту жалобу никакого налогового уведомления не поступило.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по объекту <адрес>, первоначально было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которое заявитель не получал. А затем, после получения из БТИ, уточненной стоимости объекта по адресу: <адрес>, налоговым органом произведен оконча­тельный расчет налога на указанное имущество за ДД.ММ.ГГГГ г.г., исходя из налоговой базы <данные изъяты> руб. и направлено в его адрес налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Но это не соответствует действительности и противоречит обстоятельствам, изложенным в этом же письме, и в письме от ДД.ММ.ГГГГ. В налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ расчет налога произведен исходя из налоговой базы <данные изъяты> руб. только за ДД.ММ.ГГГГ год, а за ДД.ММ.ГГГГ г.г. из налоговой базы <данные изъяты> руб., а в письмах ИФНС от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ прямо указано, что окончательный расчет нало­га на указанное имущество за ДД.ММ.ГГГГ г.г. произведён, исходя из налоговой базы <данные изъяты> руб.

Не имея достаточных знаний для разрешения данных противоречий и понимая, что налоговая инспекция никаких иных разъяснений давать не будет, заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратился за консультацией в <данные изъяты> межтерриториальную коллегию адвокатов. И именно тогда он узнал, что действия ИФНС России по <адрес> и БТИ <адрес> нарушают его пра­ва и свободы. До этого момента он считал, что действия налогового органа и БТИ правомерны, исходя из чего, осуществил оплату НИФЛ по указанным ими срокам.

По мнению заявителя, незаконность действий ИФНС России по <адрес> и БТИ <адрес> подтверждается следующими основаниями.

Согласно п. 8 ст. 5 закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09 декабря 1991 года, уплата НИФЛ за налоговый период осуществляется на основании налогового уведомления. В наруше­ние этого, ФИО1, по одному объекту недвижимости, за один налоговый период, было направлено три разных налоговых уведомления, содержащих различные налоговые базы.

Более того, все полученные им налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат исполнению.

Согласно ч. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные тре­бования налогового органа. Неправомерность вышеуказанных налоговых требований обусловлена тем, что в них указана незаконная налоговая база, с которой производилось начисление налога.

В письмах ИФНС РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ прямо указано, что окончательный расчет НИФЛ по объекту <адрес>, за ДД.ММ.ГГГГ произведён, исходя из налоговой базы <данные изъяты> руб., а налоговые уведомления содержат иную на­логовую базу, в т.ч. и налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылается ИФНС.

Налогового уведомления с окончательным расчетом НИФЛ, исходя, из правильной налоговой базы ему до настоящего времени не поступало.

Более того, налоговые уведомления содержат перерасчет НИФЛ за ДД.ММ.ГГГГ г.г., как пояснила налоговая инспекция, ранее они НИФЛ не начисляли из-за отсутствия инвентаризационной стоимости здания и, получив сведения из БТИ <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ они и осуществили данный перерасчет. При этом, справок, на основании которых налоговый орган сделал эти расчеты, ФИО1 предоставлено не было.

Но эти их действия противоречат п.2 ст. 5 закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» <данные изъяты> согласно которого налог исчисляется на основании данных об инвента­ризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, а не по одной справке за не­сколько предыдущих лет.

БТИ предоставило в налоговую инспекцию сведения об инвентаризационной стоимости нежи­лого здания по адресу: <адрес>, только один раз, в феврале ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. по состоя­нию на 01 января ДД.ММ.ГГГГ Ранее справки об инвентаризационной стоимости, по состоянию на 1 января пре­дыдущих лет, ими не предоставлялись. Это подтверждается справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Также, ФИО1 считает, что БТИ <адрес> допущено нарушение его прав тем, что они неправильно рассчитали инвентаризационную стоимость нежилого здания по адресу: <адрес>.

Согласно их письма от ДД.ММ.ГГГГ при расчете инвентаризационной стоимости с ДД.ММ.ГГГГ г. ими применён зональный коэффициент - <данные изъяты>, в соответствии с распоряжением руководителя управы <адрес> городского округа <адрес> -П от ДД.ММ.ГГГГ.

Но эти их действия являются незаконными, т.к. противоречат закону РФ «О налоге на имущест­во физических лиц» от ДД.ММ.ГГГГ который не предусматривает введение зональных коэф­фициентов для расчета инвентаризационной стоимости объектов.

Более того эти действия противоречат и постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О введении коэффициентов для расчета инвентаризационной стоимости строе­ний, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, согласно решению <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об утверждении положений об управах районов городского округа <адрес>», у глав управ районов нет прав на введение зональных коэффициентов для расчета инвентаризационной стоимости объектов.

Также, согласно их письма от ДД.ММ.ГГГГ, с <данные изъяты> года применялся функциональный из­нос 0,6 на сооружения с ДД.ММ.ГГГГ Но, как видно из приведенных сумм инвентаризационной стоимости нежилого здания по адре­су: <адрес>, никакого физического износа не применялось, что является нару­шением п. 3.2 и п. 3.2.2 Приказа Минстроя РФ от 04 апреля 1992 года № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».

Результатом этих нарушений явилось неправильное (завышенное) определение инвентаризаци­онной стоимости нежилого здания по адресу: <адрес>, и как следствие - возложе­ние на ФИО1 обязанности уплачивать НИФЛ в значительно большем размере, чем должно быть.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО3 по доверенности поддержали заявленные требования, дополнив обоснованиями, изложенными в заявлении, и просили суд их удовлетворить.

Представитель ФИО6» по доверенности ФИО4 требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.

Заинтересованные лица - ИФНС по <адрес>, БТИ <адрес>, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах не явки суду не сообщили. Ранее предоставляли суду отзывы на заявление, в котором просили в удовлетворении требований ФИО1 отказать. Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку в соответствии со ст. 257 ч.2 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено судом, ФИО1 является собственником нежилого здания - <данные изъяты> в ? доли с ДД.ММ.ГГГГ и здание <данные изъяты> в ? доли с ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, и является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно сведений, которые представило БТИ <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> (инвентаризационная стоимость)

ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> (инвентаризационная стоимость)

ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> (инвентаризационная стоимость)

ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>инвентаризационная стоимость)

ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году было направлено налоговое уведомление , в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.. В данном уведомлении был указан установленный законодательством срок исполнения такой обязанности.

Не согласившись с налоговой базой (инвентаризационная стоимость) налогоплательщиком предоставлены справки из БТИ <адрес>. Инвентаризационная стоимость, по которым составила за:

ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>инвентаризационная стоимость)

ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>инвентаризационная стоимость)

ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> (инвентаризационная стоимость)

ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> (инвентаризационная стоимость)

ИФНС России по <адрес> на основании предоставленных справок произведен перерасчет и направлено уведомление .

ДД.ММ.ГГГГ ода налогоплательщиком была представлена еще одна справка из БТИ, где оценочная стоимость составляла:

ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> (инвентаризационная стоимость)

ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> (инвентаризационная стоимость)

ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> (инвентаризационная стоимость)

ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> (инвентаризационная стоимость)

Чтобы уточнить инвентаризационную стоимость налоговым органом был сделан запрос в БТИ <адрес>. На основании ответа от ДД.ММ.ГГГГ был сделан перерасчет и направлено уведомление .

Расчет налога за ДД.ММ.ГГГГ.

Год.

Налоговая база (руб.)

доля

Налоговая ставка

Кол-во месяцев

Сумма налога (руб.)

ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

1/2

2

12

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

1/2

2

12

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

1/2

2

12

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1/2

2

12

<данные изъяты>

Итого:

<данные изъяты>

<данные изъяты> руб. =<данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком был уплачен налог в сумме <данные изъяты> руб. Поэтому в налоговом уведомлении сумма к доплате составила <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 2 закона РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в редакции, действовавшей на момент рассмотрения настоящего дела, объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.

Порядок направления налогового уведомления установлен ч.4 ст. 52 НК РФ, в силу, которой налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 3 закона РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

---------------------------------------T-------------------------¬

¦ Стоимость имущества ¦ Ставка налога ¦

+--------------------------------------+-------------------------+

¦До 300 тыс. рублей ¦До 0,1 процента ¦

¦От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей ¦От 0,1 до 0,3 процента ¦

¦Свыше 500 тыс. рублей ¦От 0,3 до 2,0 процента ¦

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ и Закона РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В силу п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами коммунального хозяйства, а в случае, если таковая не определялась, - по стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию этих строений, помещений и сооружений.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

В соответствии с п. 4 ст. 5 РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», органы коммунального хозяйства, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, а также государственные инспекции по маломерным судам и другие организации, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны по требованию налоговых органов представлять сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц в сроки, установленные налоговыми органами.

Постановление Верховного Совета №2004-1 от 09 декабря 1991 года «О порядке введения в действие Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» Правительству РФ поручено до 01 февраля 1992 года привести нормативные акты Правительства РФ, министерств, государственных комитетов и ведомств РФ в соответствии с Законом РФ « о налогах на имущество физических лиц», а также до 01 июля 1992 года обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Во исполнения пункта 3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 09 декабря 1991 года №2004-1, распоряжением Правительства РФ № 469 от 12 марта 1992 года Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 04 апреля 1992 года принят приказ №87 «об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».

Согласно пункту 1.4 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также данным Порядком оценки.

В силу пунктов 3.1, 3.2 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости, определение которой для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимости выражения физического износа на момент оценки.

Пунктом 3.2.1 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» предусмотрено, что определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим перерасчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года № 94 и письмами Госстроя СССР от 06 сентября 1990 года №14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 №15-148/6 и №15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санк-Петербурга.

Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношение показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

При недостаточности в сборниках укрупненных показателей номенклатуры аналогов бюро технической инвентаризации разрабатывает их и представляет заказчику на утверждение.

В соответствии с пунктом 3.3 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» инвентаризационная стоимость помещений, других площадей определенного функционального назначения рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости строения или сооружения, неотъемлемой частью которого они являются, по соотношению показателей (погонных метров, метров квадратных, метров кубических) помещения и объекта в целом.

В силу п. 3.4 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога принимается равной их стоимости, определенной при приватизации.

Таким образом, установлено судом, что органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно п. 3 Инструкции МНС России от 02 ноября 1999 года №54 по применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Действительная инвентаризационная стоимость определяется БТИ в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Минстроя России от 04 апреля 1992 года №87 (п. 5.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации). Согласно п. 1.4 данного Порядка оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации, а также данным Порядком оценки.

Согласно п. 3.2.1, переоценка инвентаризационной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения осуществляется путем применения индексов и коэффициентов, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

Таким образом, для целей налогообложения налогом на имущество физических лиц индексация инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, осуществляется один раз в год по состоянию на 1 января соответствующего года, за который исчисляется налоговая база по данному налогу.

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей с ее последующим перерасчетом по индексам и коэффициентам (ст.3.2.1 Приказа министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04 апреля 1992 года №87).

Для расчета инвентаризационной стоимости здания <данные изъяты> по <адрес> применены таблицы из сборника укрупненных показателей восстановительной стоимости жилых, общественных зданий и сооружений коммунально-бытового назначения для переоценки бытовых фондов, где стоимость 1 куб.м <данные изъяты> определена как <данные изъяты> рублей, стоимость <данные изъяты> как <данные изъяты> рублей. Объем Лит. <данные изъяты> составляет <данные изъяты> куб.м., следовательно стоимость <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> - базовая цена. Объем Лит.<данные изъяты> куб.м., стоимость <данные изъяты> - базовая цена.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Методика оценки и переоценки недвижимого имущества физических лиц на территории <адрес> для налогообложения в ДД.ММ.ГГГГ году, где определены индексы цен перехода от базовых цен к ценам на ДД.ММ.ГГГГ год. А именно для кирпичного здания с железобетонными перекрытиями, каким является лит.<данные изъяты> по <адрес><данные изъяты>. Отсюда стоимость <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей. Стоимость <данные изъяты> соответственно - <данные изъяты> рублей. Итого восстановительная стоимость здания Лит.<данные изъяты> в ценах ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты> рублей.

Ежегодно в связи с инфляцией Распоряжением администрации <адрес> вводятся повышающие коэффициенты:

с ДД.ММ.ГГГГ год - коэф.- <данные изъяты> по Распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ год - коэф. - <данные изъяты> по Распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ год - коэф. - <данные изъяты> по Распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ

с ДД.ММ.ГГГГ год - коэф. - <данные изъяты> по Распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с этими коэффициентами стоимость здания Лит. <данные изъяты> составила:

ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> рублей

ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> рублей

ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> рублей

ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> рублей

ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> рублей.

Однако с ДД.ММ.ГГГГ года вводится в действие новая Методика расчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений на территории <адрес>, где на нежилые здания вводится применение зонального коэффициента. (Применение зонального коэффициента на жилые здания утверждено Методикой ДД.ММ.ГГГГ года).

Согласно п. 5 Методики расчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений на территории <адрес>, порядок определения инвентаризационной стоимости нежилых зданий, помещений, служебных строений и сооружений производится по формуле:

Си.нз = См3* Ц коэф. *Ко* Vо*(100- Ифиз) *Кз,

100

где: Си.нз- инвентаризационная стоимость нежилых зданий, помещений, строений и сооружений;

См3- стоимость 1 куб. метра измеряется по таблице сборников УПВС ДД.ММ.ГГГГ).

Ц коэф.- поправочный ценностный коэффициент по таблице;

Ко – общие индексы(коэффициенты) цен перехода от базовых цен ДД.ММ.ГГГГ к ценам на ДД.ММ.ГГГГ, по таблице (Ко= Кв1*Кв2*Кв3*Кв4),

Где: Кв1 –индексы (коэффициенты) цен перехода от базовых цен ДД.ММ.ГГГГ к ценам ДД.ММ.ГГГГ г., принимать на основании постановления Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ равным <данные изъяты>

Кв2- индексы (коэффициенты) цен перехода от базовых цен 1984 г. к ценам на ДД.ММ.ГГГГ (без НДС) на основание межрегионального информационно –аналитического бюллетеня КО ИНВЕСТ стр. 29 от ДД.ММ.ГГГГ года;

Кв3- коэффициент перерасчета, равный <данные изъяты>, утвержденный распоряжением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ -р;

Кв4 - коэффициент перерасчета, равный <данные изъяты> утвержденный распоряжением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ

Индексы (коэффициенты) цен на нежилых зданий, служебных строений и сооружений

С наружными ограждающими конструкциями преимущественно из

Индексы (коэффициенты)

Кв1

Кв2

Кв3

1.кирпича, кирпича с засыпкой, шлакобетонных блоков с несущими конструкциями из:

Железобетона и стали

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

древесины

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2. железобетона с несущими конструкциями из:

Железобетона в бескаркасных системах

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Железобетона в каркасных системах

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

стали

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

3.панелей «сендвич» с несущими конструкциями из: стали и железобетона

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

4. древесины с несущими конструкциями из: древесины

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

5. каркасно-засыпные, щитовые, саманного камня, глинобитные, с турлучные, глиновальковые с несущими конструкциями из: древесины

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Распоряжение руководителя управы <адрес> -П от ДД.ММ.ГГГГ утверждены уточненные зональные коэффициенты (<адрес> -<данные изъяты>). Следовательно, стоимость здания лит. <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ год составила <данные изъяты> рублей. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год повышающие коэффициенты не вводились, стоимость не изменялась. Законность принятого руководителем управы <адрес> распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении коэффициентов зон на объекты недвижимости на территории <адрес>» и порядок его применения судом не выяснялось, поскольку ФИО1 оспаривались действия налогового органа и БТИ <адрес>. Судом разъяснялось заявителю право на предъявление в суд соответствующего заявления об оспаривании данного распоряжения, которое, по мнению ФИО1 было принято за пределами компетенции руководителя управы <адрес>, однако таким правом заявитель не воспользовался.

Обосновывая свои требования, ФИО1 ссылается на положение об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ), а именно, где указано, что основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

-обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

-формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении

- обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе и др.

Техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Плановая техническая инвентаризация объектов проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражение этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Внеплановая техническая инвентаризация объектов проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта. А также установление коэффициентов, используемых для определения инвентаризационной стоимости имущества в целях налогообложения, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, и что это право не может входить в пределы компетенции руководителя <адрес>.

Однако согласно п.п. 1.3 устава ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 является коммерческой организацией. В силу п.п. 2.1 предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате своей деятельности и получение прибыли:

-обеспечения полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

-формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информации об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

- осуществления хозяйственного ведения в отношении архива БТИ <адрес>;

- обеспечения полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

-информационного обеспечения функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-информационного обеспечения функционирования системы государственного кадастра объектов недвижимости;

-сбора и предоставления сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета;

-удовлетворения общественных потребностей в результатах деятельности предприятия;

-получение прибыли.

В соответствии с п.п.2.3.10 устава ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, предоставления налоговым органам сведений в порядке и объеме, предусмотренных законодательством РФ. Согласно п.п. ДД.ММ.ГГГГ консультирование граждан и юридических лиц по вопросам технического учета, принадлежащих им объектов капитального строительства, кадастрового учета недвижимости, землеустройства. В силу п.п. 2.4 ФИО6 не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим уставом.

Согласно распоряжению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О проведении переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, для целей налогообложения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год», рекомендовать органам местного самоуправления (администраций) муниципальных районов, поселений и городских округов:

-организовать работу по подготовке и передачи в налоговые органы информации об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества физических лиц на территории соответствующих районов;

- заключить договор с филиалом ФИО6 на проведение работ по переоценке недвижимого имущества физических лиц на территории соответствующих районов;

- определять дифференциацию ставок налога на недвижимое имущество физических лиц в установленных законом пределах в зависимости от типа населенного пункта,, его удаленности от райцентра, наличия в нем необходимой инфраструктуры.

ФИО6 по заявкам органов местного самоуправления провести переоценку состоящих на государственном техническом учете строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с применением повышающего коэффициента К=<данные изъяты> относительно инвентаризационной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением руководителя управы <адрес> -П от ДД.ММ.ГГГГ утверждены уточненные зональные коэффициенты (для <адрес> - <данные изъяты>). Следовательно, стоимость здания <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ. составила <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год повышающие коэффициенты не вводились, стоимость не менялась.

Строительство нежилого здания <данные изъяты> по <адрес> завершено в ДД.ММ.ГГГГ году. Текущая техническая инвентаризация проведена в ДД.ММ.ГГГГ году. Оценка здания произведена на 2001 год. Физический износ здания на ДД.ММ.ГГГГ год - 0 %.Под физическим износом понимается потеря материалами, из которых возведено здание, своих первоначальных качеств. Определение физического износа производится при обследовании здания (осмотре конструктивных элементов здания), то есть при проведении текущей инвентаризации (глава 4 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ , Правила «Оценки физического износа жилых зданий» ВСН-53-86(р) Госгражданстроя СССР). С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года обследование здания не проводилось и процент износа не менялся, так как в соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ № 921 от 04 декабря 2000 года «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (в данном случае физический износ) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации, (то есть проведение инвентаризации носит заявительный характер). Согласно п. 10 Постановления № 921 от 04 декабря 2000 года проведение технической инвентаризации осуществляется по заявлениям граждан или юридических лиц за плату, установленную законодательством РФ. Так как до ДД.ММ.ГГГГ никто из владельцев здания в БТИ <адрес> не обращался по поводу проведения текущей инвентаризации, физический износ здания по инвентаризационному делу оставался прежним. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в БТИ <адрес> по вопросу проведения текущей инвентаризации, связанной с физическим износом здания <данные изъяты>, что и было выполнено. После проведения технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что процент износа изменился и составляет <данные изъяты>%, на основании чего была уточнена инвентаризационная стоимость и сведения переданы в налоговые органы. Однако, как поясняла в судебном заседании представитель ИФНС <адрес>, данная стоимость здания не может быть использована как налоговая база на ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами коммунального хозяйства, а в случае, если таковая не определялась, - по стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию этих строений, помещений и сооружений, и она будет применена к расчету налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год.

Более того, по действующему налоговому законодательству сроки уплаты налогов в связи с последующими перерасчетами остаются без изменения, происходит лишь пропорциональное уменьшение исчисленных ранее сумм налога. В соответствии с п. 11 ст.5 закона РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействительными налоговые уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и перерасчете налога за ДД.ММ.ГГГГ года, о признании незаконными действия Бюро технической инвентаризации <адрес> по определению инвентаризационной стоимости нежилого здания без применения физического износа и с применением зонального коэффициента – <данные изъяты> о возложении обязанности на Бюро технической инвентаризационной стоимости нежилого здания с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год с обязательным применением физического износа и без учета зонального коэффициента -<данные изъяты>,- отказать.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья Е.М. Манькова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200