о признании незаконным предписания



Дело

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Маньковой Е.М.,

при секретаре Лазаревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене Предписания об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с заявлением о признании незаконным и отмене Предписания Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указывает, что основанием для вынесения Предписания явилось Постановление Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которое было отменено Ленинским районным судом <адрес>. Заявитель считает, если нет постановления о назначении об административного наказания, следовательно, нет и не может быть законного предписания, так как последнее всегда принимается в целях устранения допущенного нарушения, которое судебным актом не установлено.А само решение Ленинского районного суда <адрес> об отмене Постановления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдициальное значение в целях установления незаконности предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание заявитель ФИО1, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения заявления, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, с просьбой об отложении дела, не обращалась. В силу ч.2 ст. 257 ГПК РФ ее неявка не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, в ранее поданном отзыве просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Согласно п. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.

Выслушав объяснения представителя заявителя ФИО1 по доверенности ФИО3, исследовав материалы дела и, обозрев в судебном заседании материал по жалобе ФИО1 о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ и административное дело по жалобе ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в отношении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО1 уполномоченным должностным лицом Управления Росреестра по <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении, то есть составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка».

Из материалов административного дела по жалобе ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель было выдано распоряжение о направлении государственного инспектора на земельный участок, ФИО1, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> для проведения проверки соблюдения земельного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства ФИО1 на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. <адрес>

Проверкой установлено, что земельный участок по указанному адресу, <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «индивидуальное жилищное строительство» (кадастровый план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ).

Также установлено, что ФИО1 и ФИО4 на праве общей долевой собственности по ? доли принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>).

Проведенными в ходе проверки замерами установлено, что по фасадной меже земельного участка (<данные изъяты>), со стороны пользования ФИО1, ограждение из сетки-рабицы на металлических столбах размещено за утвержденными границами участка, при этом ограждением занят дополнительный участок общего пользования, площадью около <данные изъяты>.. Указанный участок, площадью около <данные изъяты>., используется ФИО1 для расширения территории с ее стороны домовладения под палисадник.

Правоустанавливающие документы, оформленные надлежащим образом, на дополнительно занятый участок, площадью около <данные изъяты>., как в ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства, так и при возбуждении дела об административном правонарушении, ФИО1 не представлено.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт и ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по использованию и охране земель в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка». Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено за малозначительностью; ФИО1 объявлено устное замечание.

Также по итогам указанной проверки Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в адрес ФИО1 выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить правоустанавливающие документы на используемый земельный участок площадью <данные изъяты>, а в случае неисполнения этого требования – освободить указанный земельный участок. Одновременно было разъяснено о том, что соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей.

Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ и с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 оспорила их в судебном порядке.

Судом установлено и это следует из материалов административного дела по жалобе ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в <данные изъяты> районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным и отмене Предписания об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель, уточнив свои требования, просил рассмотреть заявление в административном порядке, установленном КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ на основании определения судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> производство по заявлению ФИО1 о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено по тем основаниям, что заявление подлежит рассмотрению в ином порядке.

Решением судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено и производство по делу прекращено в связи с истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 подает кассационную жалобу, в которой просит изменить решение судьи, указывая на то, что не разрешен вопрос о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением судьи <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.

При этом в решении судьи <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что, доводы жалобы ФИО1 об изменении решения судьи от ДД.ММ.ГГГГ не признаны обоснованными, поскольку имеется определение судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу, принятое по материалу , которым прекращено производство по заявлению ФИО1 о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, где также было разъяснено заявителю, что он вправе обратиться с заявлением о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства в ином порядке. Определение направлено судом по почте и получено ФИО1 согласно почтового уведомления ДД.ММ.ГГГГ и в настоящей жалобе не оспаривается.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, совершенные при осуществлении производства по этому делу, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации, создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ.

Частью 1 ст. 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

То есть для признании незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Порядок осуществления государственного земельного контроля регламентирован Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 1 указанного положения, этим Положением Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> наделено полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля. Задачей государственного земельного контроля в силу указанной нормы является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

При этом к полномочиям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отнесен контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (п.п. «а» п. 3 Положения о государственном земельном контроле).

Для целей реализации указанных полномочий должностные лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> наделены правом давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий (п.п. «в» п. 9 Положения о государственном земельном контроле).

Оценив текст оспоренного предписания, содержащего требование о приведении правоустанавливающих документов на землю в соответствие с требованиями земельного законодательства, суд приходит к выводу о его относимости к функциям по контролю за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков и использование земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, полномочия по осуществлению которых предоставлены Росреестру и его территориальным органам.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 25 ЗК РФ).

В силу требований п.п. 1,2 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником участка.

Основанием для выдачи оспоренного по настоящему делу предписания послужил вывод Управления Росреестра по <адрес> в нарушении земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка, площадью около 3 кв.м., расположенного с фасадной стороны участка <адрес> <адрес> и его использовании заявителем без правоустанавливающих документов на землю.

Однако, как установлено оставленным без изменения решением <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по заявлению ФИО1 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, указанное постановление было отменено и прекращено производство по делу ввиду того, что оно не отвечает требованиям с. 26.1 КоАП РФ: постановка на кадастровый учет земельного участка <адрес> <адрес> была произведена по геосъемке «Землемер», содержащей фактические ошибки. О наличии ошибки Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> было известно в период административного расследования, однако, каких-либо мероприятий по установлению причин расхождения данных геосъемки с фактическими границами участка не проводилось. Помимо этого, с момента совершения правонарушения прошло более трех месяцев, истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Кроме того, оспоренное предписание вынесено на основании тех же материалов проверки, которые послужили основанием для вынесения в отношении ФИО1 постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении последней в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением ей устного замечания. Которое впоследствии было отменено решением судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при этом, всем без исключения указанным материалам дана оценка вступившим в законную силу судебными актами <данные изъяты> районного суда <адрес> по делу по заявлению ФИО1 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, принятому по спору между лицами, участвующими в настоящем деле, а также решением судьи <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по жалобе ФИО1 на решение судьи ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменено постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В связи с этим, руководствуясь положениями ст. 61 ГПК РФ, суд приходит к выводу о преюдициальном характере указанных судебных актов для целей рассмотрения настоящего спора.

Принимая во внимание, что решением судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по жалобе ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ материалы административного расследования признаны неполными, что препятствовало принятию законного и обоснованного решения, а также с учетом предоставленных данных о том, что ФИО1 принимает необходимые меры к оформлению дополнительного земельного участка, в том числе и участка, площадью около <данные изъяты>., (письмо Департамента имущественных и земельных правоотношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ0 года исх. ), о чем уже было известно при вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу , а иных доказательств такого самовольного занятия земельного участка в материалы настоящего дела не представлено, суд приходит к выводу о недоказанности материалами дела указанного обстоятельства.

При таких обстоятельствах, оспоренное предписание следует признать вынесенным без достаточных оснований, а поскольку эти ненормативным актом на заявителя под угрозой применения мер административного воздействия необоснованно возложена обязанность по совершению определенных действий, суд приходит к выводу о наличии совокупности установленных законом обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.

Руководствуясь ст. ст. 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене Предписания об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Предписание заместителя главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО1, признать незаконным и его отменить.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Манькова Е.М.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200