Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Штукиной Н.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Управляющая компания <адрес>» о признании действий по исчислению платежей за коммунальные услуги в виде «корректировки» не соответствующими действующему законодательству РФ, взыскании излишне уплаченных денежных сумм за отопление, горячее водоснабжение, электроэнергию мест общего пользования с учетом индексации, установил: ФИО1 обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Управляющая компания <адрес>» о признании действий по исчислению платежей за коммунальные услуги в виде «корректировки» не соответствующими действующему законодательству РФ, взыскании излишне уплаченных денежных сумм за отопление, горячее водоснабжение, электроэнергию мест общего пользования с учетом индексации. Свои требования истец мотивировал следующим. Истец является собственником <адрес>. ОАО «<данные изъяты> обслуживает многоквартирный дом, в котором находится квартира. В квартире имеются индивидуальные (квартирные) приборы учета электроэнергии, газа, холодной и горячей воды по одному на два стояка трубопроводов. Ответчик не представил информацию о наличии в доме коллективных (общедомовых) прибора учёта любых типов ресурсов. С июня 2010 года ответчик в платёжном документе ежемесячно включает дополнительную плату за коммунальные услуги: «Корректировка» оплаты за горячее водоснабжение в размере <данные изъяты> <данные изъяты> оплаты за отопление в размере <данные изъяты> Истцом в соответствии с пп. «р» п. 49, п.п. «г» п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (Правил №) и ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, были направлены письменное обращение ответчику и копия этого обращения в Государственную жилищную инспекцию <адрес> с требованием разъяснить действия по начислению корректировки за отопление и горячее водоснабжение за июнь, июль, август и сентябрь месяцы 2010 года и при отсутствии регламентирующих документов произвести перерасчёт платы за отопление и горячее водоснабжение. Полученный ответ истца не удовлетворил. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в ОАО «Управляющая компания <адрес>» с более подробными требованиями. Просил произвести сверку платы за коммунальные услуги и выдать документы, подтверждающие правильность начисления платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг, требованиям законодательства Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней); Разъяснить порядок начисления выставленных сумм (с указанием формулы и фактических значений, применяемых при начислении платы); Разъяснить, что включается в понятие «корректировка» платы, порядок начисления, их количество в течение года, руководящие и регламентирующие документы; предоставить информацию о наличии в доме коллективных (общедомовых) приборов учёта, отопления, электроэнергии и горячего водоснабжения. При наличии в доме общедомовых приборов учёта, предоставить для ознакомления журнал учёта показаний и информацию о (об): объёмах общедомового потребления, на основании которого истцу выставлена плата за отопление, горячее водоснабжение и электроэнергию в местах общего пользования; опломбировке коллективных (общедомовых) приборов учёта, их проверке, о наличии паспорта, позволяющего определить, какой он имеет режим (однотарифный или двухтарифный); - каким образом снимаются показания общедомовых приборов учёта, с какой периодичностью; принимает ли участие ресурсоснабжающая организация в снятии показаний общедомовых приборов учёта; подключены ли нежилые помещения (если таковые имеются в доме или на территории дома) к общедомовому прибору учёта; при отсутствии документов регламентирующих корректировку за отопление и горячее водоснабжение: произвести перерасчёт оплаты горячего водоснабжения за июнь, июль, август, сентябрь месяцы 2010 года с возвратом денежных средств, оплаченных по квитанции за «корректировку» в размере <данные изъяты>.; произвести перерасчёт оплаты отопления за июнь, июль, август, сентябрь месяцы 2010 года с возвратом денежных средств, оплаченных по квитанции за «корректировку», в размере <данные изъяты>. На указанные требования ОАО «Управляющая компания <адрес>» ответ не дала. Истец считает, что его права в получении от ответчика информации об объемах и качестве коммунальных услуг в горячей воде и отопления, изменении размера платы и порядке их оплаты в соответствии с Правилами № нарушены, тем самым нанесён материальный ущерб семейному бюджету за оплату несуществующей услуги. По мнению истца, в период с июня по декабрь 2010 года за отопление им излишне уплачено <данные изъяты> и за горячее водоснабжение <данные изъяты>, с учётом индекса потребительских цен на январь 2011 г. составляет <данные изъяты> коп. соответственно. Далее истец указывает, что с сентября 2008 года ответчик ежемесячно включает плату за электроэнергию мест общего пользования в оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из 28 кВт/ч., а с января 2009 года - 14 кВт/ч на одного человека. Включение платы за пользование электроэнергией в местах общего пользования в оплату жилищно-коммунальных услуг истец считает незаконным. По мнению истца, с сентября по декабрь 2008 год излишне им уплачено <данные изъяты>., за 2009 год -<данные изъяты>., за 2010 год - <данные изъяты> Всего за период с сентября 2008 года по декабрь 2010 года за электроэнергию мест общего пользования излишне уплачено <данные изъяты>, что с учётом индекса потребительских цен на январь 2011 г. составляет <данные изъяты> Указывает, что общая сумма излишне уплаченных денежных средств за жилищно -коммунальные услуги за период с июня 2008 г. по декабрь 2010 г. составляет <данные изъяты> В соответствии п.1, п.2 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 2 ст. 15 ГК с учётом индекса потребительских цен на январь месяц 2011 года ущерб в виде переплаты за жилищно - коммунальные услуги составляет - <данные изъяты>. и с учётом затрат связанных с оформлением документов для искового заявления общий ущерб составляет <данные изъяты>. Истец просит суд признать действия ОАО «Управляющая компания <адрес>» по начислению платежей за коммунальные услуги в виде «корректировки» отопления, горячего водоснабжения и платы за электроэнергию мест общего пользования не соответствующими действующему законодательству. Взыскать с ответчика с учетом индекса потребительских цен в его пользу излишне уплаченные деньги: в период с июня по декабрь 2010 года за отопление - в размере <данные изъяты>, за горячее водоснабжение - <данные изъяты>., в период с сентябрь 2008 г. по декабрь 2010 г. – за электроэнергию мест общего пользования, а также <данные изъяты> в счет расходов, связанных с оплатой предоставления статистической информации «Воронежстат». Общую сумму излишне уплаченных денежных средств с учетом индекса потребительских цен в размере <данные изъяты>. истец просил перечислить на его расчетный счет в Банке. В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям. Представитель ответчика ОАО «Управляющая компания <адрес>» по доверенности ФИО3 против удовлетворения требований истца возражал по основаниям, указанным в письменных отзывах. Третье лицо – ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. Привлеченное в качестве третьего лица к участию в деле МУП МИВЦ (л.д. 194) своего представителя в судебное заседании не направило, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представив подробный письменный ответ на запрос суда с расчетом и корректировкой коммунальных платежей по кВ.29 в <адрес> (л.д. 201-206 т.2). Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, с учетом мнения сторон, полагающих представленные ими доказательства в соответствии со статьей 56 ГПК РФ достаточными в обоснование заявленных требований и представленных возражений, суд, рассматривая дело в рамках заявленных истцом требований и по имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему. Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат 4/5 долей в праве общей долевой собственности на <адрес>, ФИО4 – 1/5 доля в праве общей долевой собственности на указанную квартиру (л.д. 13-14). Согласно представленным истцом платежным документам потребителями коммунальных услуг в указанной квартире являются 5 человек, что истцом не оспаривается. Оплату за потребляемые коммунальные услуги ФИО1 производит ежемесячно по предъявляемым ОАО «Управляющая компания <адрес>» квитанциям. Согласно материалам дела, в многоквартирном жилом <адрес> отсутствует общедомовой прибор учета электрической энергии, тепловой энергии. В квартире истца, как он указывает, стоят индивидуальные приборы учета электроэнергии, а также холодной и горячей воды (по 2). Полагая свои права нарушенными, истец по существу оспаривает действия исполнителя по начислению коммунальных платежей за электроэнергию, их корректировке за отопление, горячее водоснабжение. Истец обращался в ОАО «Управляющая компания <адрес>» с требованиями о разъяснении действий ответчика по начислению корректировки за отопление и горячее водоснабжение за июнь, июль, август и сентябрь месяцы 2010 года и при отсутствии регламентирующих документов перерасчёте платы за отопление и горячее водоснабжение (л.д. 15, 16-17 т.1). На его обращения ответчиком были даны письменные разъяснения (л.д. 19-20, 21-22 т.1).. Действия ОАО «Управляющая компания <адрес>» по начислению и корректировке оплаты за коммунальные услуги регулируются нормами федерального законодательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (Правила (№)). Пунктом 19 Правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения – в соответствии с пунктом 3 пункта 1 приложения № к указанным Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит один раз в квартал, а если это предусмотрено договором – один раз в год корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № к данным Правилам (пп.»б»). В подпункте 4 пункта 1 приложения № к Правилам приведены формулы корректировки размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством РФ в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В соответствии с порядком расчета размера платы за коммунальные платежи, установленным Правилами, размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем (п. 19, 21, 23, 25). Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором – 1 раз в год) корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления. В силу положений Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (часть 4 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ (ч.1 ст. 157). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации- городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157), наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной порядок не установлен договором управления (часть 13 статьи 155). Согласно указанным положениям Жилищного кодекса РФ, наймодатель и управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам. Плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается, согласно ч. 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулировании тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. В соответствии с п. 20 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ) предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организаций коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13). Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе, населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1,4 статьи 2). Плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке в сторону увеличения или в сторону уменьшения в силу того, что тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год. В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг - не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13). Так, поставщиком коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» на многоквартирный <адрес> является ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис». Между ОАО «Управляющая компания <адрес>» и ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» в 2008-2010 гг. были заключены договоры на отпуск тепловой энергии и горячей воды, в соответствии с которыми производились расчеты и отпуск тепловой энергии и горячей воды через присоединенную сеть тепловой энергии на отопление и горячую воду для централизованного горячего водоснабжения жилых помещений и мест общего пользования в многоквартирных домах для дальнейшего их использования и оказания коммунальных услуг гражданам-собственникам и нанимателям жилых помещений в этих домах с полной оплатой (л.д. 201-250 т.1, 1-59, 182-183 т.2) В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме….», внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлоено соглашением собственников помещений с исполнителями коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. В силу положений указанной статьи количество полученной тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения определяется на основании данных учета фактического потребления по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета фактического потребления по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента. Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-РМ/07, в соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ, п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды в соответствии спп.1 п. 34 указанных Правил. При отсутствии узла учета объем поставленной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами (ст. 544 ГК РФ), которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей дома индивидуальных приборов учета воды (п. 10, пп. «а п.5, пп. «в» п. 39 Правил №). При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются. Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению, в том числе, по горячему водоснабжению, допускает учет фактического потребления воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета горячей воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов горячего водоснабжения, что также подтверждено Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ВАС-<данные изъяты> В силу п.15 Правил (№) размер платы, в частности, за горячее водоснабжении, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № с учетом положений, указанных в Определении ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВАС-5290/09, с ОАО «Управляющая компания <адрес>» взыскана денежная сумма, исчисляемая из норматива потребления вне зависимости от индивидуальных приборов учета у потребителей коммунальных услуг (л.д. 169-172 т. 1). На основании решения Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был произведен расчет суммы, подлежащей доначислению потребителям, исходя из разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии, предъявленный к оплате с разбивкой в оспариваемом истцом периоде. При этом разность размера платы за тепловую энергию, потреблённую за истекший год во всех помещениях, оборудованных приборами учёта исходя из показаний индивидуальных приборов учёта и размера платы за тепловую энергию, потреблённую в помещениях, не оборудованных приборами учёта, определённой исходя из норматива потребления тепловой энергии, распределилась пропорционально общей площади помещения в многоквартирном доме. Как указывает МУП МИВЦ городского округа <адрес> на запрос суда (л.д. 201 -204 т.2) протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ДК-П9-34пр «О регулировании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги было определено, что рост совокупного фактического размера платежей гражданина за жилое помещение и коммунальные услуги не может быть более 25%, независимо от оснований такого превышения. С учетом указанных требований и по результатам сверки между управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями проведена сверка с поставщиками жилищно-коммунальных услуг за поставленные энергоресурсы в 2009 году, по результатам которой поэтапно были произведены доначисления в размере, не превышающем 25% от сумм начислений декабря 2009 г. ОАО «Управляющая компания <адрес>» был заключен договор с МУП «Воронежская горэлектросеть» на поставку определение объема электрической энергии в 2008 году, пролонгированный на 2009 г., в 2010 г. с ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» (л.д.90-93 т.1, л.д. 60-65 т.2). В соответствии с п.6.3. договора при отсутствии приборов учета или их несоответствия требованиям, предъявляемым к приборам коммерческого учета электрической энергии, количество принятой электрической энергии определяется: при расчетах за электроэнергию, потребляемую приборами освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления и т.п., технологических потерь - 7 кВт/ч на 1 человека, проживающего в многоквартирном жилом доме, при расчетах за электроэнергию, потребляемую лифтовым оборудованием - 7 кВт/ч на 1 человека, проживающего в многоквартирном жилом доме. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 166-168 т.1) в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающим, что объем электрической энергии при отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии определяется путем умножения норматива потребления на количество проживающих, с ОАО «Управляющая компания <адрес>» была взыскана сумма из расчета оплаты объема электрической энергии по 14 кВт/ч с каждого жителя многоквартирного дома, в котором установлено лифтовое оборудование. Данным решением Арбитражный суд <адрес> подтвердил объем электрической энергии, подлежащей начислению собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома, указав при этом, что действующим законодательством не предусмотрено освобождение жителей, проживающих на 1 и 2 этажах жилых домов, от оплаты стоимости электрической энергии, необходимой для работы лифтов. Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расчет размера платы за электроэнергию на освещение мест общего пользования по дому №А по <адрес> производился исходя из норматива потребления электроэнергии мест общего пользования равному 14,00 квт.ч. Поскольку на многоквартирном жилом <адрес> отсутствует общедомовой прибор учета электрической энергии, электроэнергия мест общего пользования (7 кВт/ч в месяц на 1 человека) и электроэнергия на работу лифтов (7 кВт/ч в месяц на 1 человека) распределена между всеми собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. Согласно материалам дела, Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в связи с обращением гражданина ФИО5 проводилась проверка по соблюдению законодательства в области защиты прав потребителей по взиманию ОАО «Управляющая компания <адрес>» коммунальных платежей по дому № по <адрес>, который относится к домам той же группы, что и дом, в котором проживает истец. Как следует из акта проверки (№ от ДД.ММ.ГГГГ)., Роспотребнадзором были проверены произведенные ОАО «Управляющая компания <адрес>» расчеты и начисления коммунальных платежей по оплате стоимости электрической энергии мест общего пользования, коммунальной услуге «горячее водоснабжение» и «отопление». В результате проверки нарушений законодательства в области защиты прав потребителей не установлено (л.д.231-234 т.2). Поскольку обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, а также коммунальных услуг виде отопления и горячего водоснабжения, лежит на собственнике в соответствии с законом, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу с ООАО «Управляющая компания <адрес>» с учетом индекса потребительских цен излишне уплаченных денежных средств: в период с июня по декабрь 2010 года за отопление - в размере <данные изъяты>., за горячее водоснабжение - <данные изъяты> руб., в период с сентябрь 2008 г. по декабрь 2010 г. – за электроэнергию мест общего пользования, а также расходов по оплате полученной статистической информации. Кроме того, поскольку истец является собственником 4/5 долей в праве общей долевой собственности на кВ. 29 в <адрес>, правомерно требовать взыскания в его пользу излишне уплаченных денежных сумм по коммунальным платежам пропорционально его доле. При вышеизложенных обстоятельствах оснований для признания действий ОАО «Управляющая компания <адрес>» исполнителя по начислению коммунальных платежей за электроэнергию, их корректировке за отопление, горячее водоснабжение у суда не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: ФИО1 к иске к открытому акционерному обществу «Управляющая компания <адрес>» о признании незаконными действий открытого акционерного общества «Управляющая компания <адрес>» по исчислению платежей за коммунальные услуги в виде «корректировки» отопления, горячего водоснабжения и платы за электроэнергию мест общего пользования не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации; взыскании в его пользу с учетом индекса потребительских цен денежных средств в размере <данные изъяты>., в том числе, <данные изъяты> руб., - излишне уплаченных за отопление в период с июня по декабрь 2010 года; <данные изъяты> - руб. излишне уплаченных за горячее водоснабжение в период с июня по декабрь 2010 года; <данные изъяты> руб. – излишне уплаченных за электроэнергию мест общего пользования в период с сентября 2008 г. по декабрь 2010 года; <данные изъяты> руб. – расходов, связанных с оплатой предоставления статистической информации «ВОРОНЕЖСТАТПРОМ», - отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Судья Н.В. Штукина