о предоставлении жилого помещения



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Востриковой Г.Ф.,

при секретаре Животовой Е.В.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО10 по доверенности Тюниной Ю.Г.

представителя ответчика ФИО11 по доверенности Степановой О.С.

представителя третьего лица ФИО12 по доверенности Криулиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО10, ФИО11 о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к <адрес> городского округа <адрес>, Администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилья.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с рождения лишен попечения родителей. До 7 месяцев находился в областной детской больнице, затем его перевели в Воронежский специализированный Дом ребенка в <адрес>, затем находился в Кантемировском детском доме, откуда переведен в Хреновскую специальную (коррекционную) школу-интернат, которую окончил в 2005 году. Затем он учился в ПУ <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ обучался в ПУ с. Н. Усмань.

Истец утверждает, что в 2001 году он по ходатайству администрации Хреновской школы-интерната был поставлен на учет на предоставление жилья в администрации <адрес> согласно действующему в то время ФЗ №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В 2007 году истец узнал, что при объединении очередников всех районов в одну очередь по <адрес>, он не был внесен в общий список для получения жилья. В 2009 году он был поставлен на очередь по Закону -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма».

Определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащих ответчиков на ФИО10 и ФИО11.

Впоследствии ФИО1 уточнил свои требования, просил обязать ФИО10 принять решение о предоставлении ему жилого помещения, обязать ФИО11 заключить с ним договор социального найма жилого помещения, по тем основаниям, что состоит на очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения, является сиротой.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить их.

Представитель ответчика ФИО10 по доверенности Тюнина Ю.Г. заявленные требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, предоставив письменный отзыв на иск.

Представитель ответчика ФИО11 по доверенности Степанова О.С. заявленные требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, предоставив письменный отзыв на иск.

Представитель третьего лица ФИО12 по доверенности Криулина Е.А. полностью поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот (мать ФИО2 от мальчика отказалась в роддоме(л.д. 23), а ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец ФИО3 лишен родительских прав согласно решению Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21).

До достижения семи месяцев истец находился в областной детской больнице, так как отец ФИО3 его не забирал.

В возрасте семи месяцев истец был направлен в <адрес>.

В соответствии с постановлением главы администрации <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ он был переведен из дома ребенка в дошкольный детский дом и по путевке комитета по образованию администрации <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ истец был направлен в Кантемировский детский дом.

После Кантемировского детского дома истец был переведен в Хреновскую специальную (коррекционную) школу-интернат, которую окончил в 2005 году и поступил учиться в ПУ <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в ПУ <адрес>, которое окончил в июне 2011 года.

На момент рождения истца его родители были прописаны и проживали в <адрес> по адресу: <адрес>,д.11, <адрес>.

Согласно сообщению начальника отдела образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшийся без попечения родителей, был внесен в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилой площади по окончании пребывания в детском государственном учреждении для детей-сирот. Список был направлен в отдел по учету и распределению жилой площади <адрес> (л.д. 17).

В 2004 году Хреновская специальная (коррекционная) школа-интернат направила в отдел учёта и распределения жилой площади администрации <адрес> запрос о подтверждении права на получение ФИО1 льготного жилья по достижении совершеннолетия, на который начальник отдела В.М. Исаева дала положительный ответ за №Ж-137 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Однако, при объединении очередников из всех районов в одну общую очередь по <адрес> ФИО1 не был внесен в общий список для получения жилья.

При обращении администрации ПУ <адрес> в связи с достижением ФИО1 совершеннолетнего возраста в 2007 году управа <адрес> в лице начальника отдела учета и распределения жилого помещения В.М. Исаевой дала письменный отказ о предоставлении ФИО1 жилья в соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании приказа Департамента здравоохранения и социального развития <адрес> /ОД от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма по категории: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.13).

В настоящее время ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> общежитие (л.д. 15).

В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.4 данной статьи, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно пункту 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной выше нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Анализ нормы п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в совокупности с ч.2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ.

В июне 2011 года ФИО1 закончил пребывание в учреждении профессионального образования, опека над ним была снята в связи с достижением в апреле 2007 года совершеннолетия и, следовательно, у него как нуждающегося в жилом помещении возникло право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено. Из пояснений истца в судебном заседании следует, что он временно проживает у своих друзей.

В соответствии с п.3 ст.1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей отнесены к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.

Согласно ст.2 данного Закона, жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти <адрес>, определяемого правительством <адрес>.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, является Главное управление социального развития <адрес>, правопреемником которого является ФИО10.

В соответствии с ч.2 ст.4 Закона -ОЗ гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Верховный Суд Российской Федерации в определении -В08-3 от ДД.ММ.ГГГГ сформулировал свою позицию по вопросу внеочередного предоставления жилья гражданам в соответствии с ч.2 статьи 57 Жилищного кодекса РПФ, указывая, что данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных ФИО1

В целях реализации <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" издан приказ Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1420/ОД "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес> отдельным категориям граждан на основании договора социального найма".

В соответствии с указанным Положением на Департамент труда и социального развития как уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> (далее - уполномоченный орган) возложены следующие полномочия:

- Принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета.

- Формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных пунктами 3 - 4.2 статьи 1 Закона в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма в уполномоченном органе.

- Формирование и утверждение списка граждан из числа определенных Законом, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации.

- Представление в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма конкретному лицу.

ФИО11 согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о ФИО11 наделен полномочием распоряжения государственным имуществом, в связи с чем, обязан заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с ФИО1 на жилое помещение, предоставленное на основании решения ФИО10.

Кроме того, возражения ответчиков суд находит не состоятельными, поскольку отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Толкование пункта 5 статьи <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», примененное ответчиком в лице ФИО11, носит произвольный характер и фактически сводится к тому, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья поставлено в зависимость от наличия свободного жилья. Однако отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в иске.

Следовательно, при удовлетворении иска истца суд учитывает компетенцию ответчиков, урегулированную законодательно на уровне субъекта Российской Федерации, по предоставлению жилья, и в соответствии с полномочиями последних удовлетворяет иск по заявленным требованиям.

В соответствии со ст.22 ГПК РФ. суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск ФИО1 к ФИО11 и Департаменту ФИО10 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством удовлетворить.

Обязать ФИО10 принять решение о предоставлении вне очереди ФИО1 жилого помещения по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством.

Обязать ФИО11 заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с ФИО1 на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд.

Судья-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200