о предоставлении жилого помещения



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Тисленко А.В.

при секретаре Атанове Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чеснокова Олега Михайловича к <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Чесноков О.М. обратился в суд с иском к <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения как инвалида 2 группы, страдающего заболеванием согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В обоснование искового заявления Чесноков О.М. сослался на то, что он состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий со ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом 2 группы, страдающим заболеванием, подходящим под действие Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», а также в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Истец указывает, что действовавшим на момент постановки его на учет и действующим в настоящее время законодательством предусмотрено его право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако ответчик отказывается принять решение о предоставлении истцу вне очереди квартиры по договору социального найма, соответствующей требованиям жилищного законодательства, а также заключить с истцом договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, поскольку порядок предоставления жилых помещений определен действующим на территории <адрес> законодательством по которому он не имеет право на внеочередное получение жилья.

В судебное заседание истец не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Ягодкин В.П. просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика <данные изъяты> <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени в установленном законом порядке.

Представитель ответчика <данные изъяты> <адрес>, привлеченный к участию в деле определением суда, по доверенности Слесарева И.М. иск не признала, поддержав свои возражения, а также пояснив, что свободных жилых помещений, которые могут быть представлены истцу, нет, а также отсутствуют правовые основания для предоставления жилого помещения вне очереди.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 п.4 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в т.ч.являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в т.ч. гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно ст.109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Чесноков О.М. является инвалидом 2 группы, принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона на территории Чеченской Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части <данные изъяты>

Кроме того, Чесноков О.М. страдает психическим заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения. Данное заболевание указано в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Также, согласно указанных документов, на Чеснокова О.М. распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь».

Чесноков О.М. состоит на жилищном учете в органе местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ и, исходя из этой даты включен в единый по области список отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, номер очереди 881. В соответствии с п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ Чесноков О.М. включен в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем вне очереди за номером 41 (л.д.11).

Истец обратился в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди, однако получил ответ, о том, что жилым помещением из жилищного фонда области Чесноков О.М. будет обеспечен в соответствии с номером очередности, о моменте наступления очереди на улучшение жилищных условий будет уведомлен в установленном порядке.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий» предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего <адрес>, мера социальной поддержки оказывается путем предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Данным законом также обусловлено право инвалидов на получение субсидии на приобретение жилых помещений датой постановки на учет – до ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» определены категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.

К указанной категории граждан, в том числе относятся граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, из числа инвалидов к которым относится и истец, в соответствии с выше указанным Законом.

Однако суд считает, что предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам как лицам, имеющим особый правовой статус.

По смыслу норм о социальной защите инвалидов законодатель обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц; нормы закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов граждан.

При переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями инвалидов и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для обеспечения их жилыми помещениями.

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют свое право на жилище в основном самостоятельно, используя различные способы.

Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ.

Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.

Суд считает, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П).

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем инвалидов и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.

Между тем обеспечение жилыми помещениями только в отношении инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после ДД.ММ.ГГГГ).

Такая дифференциация - при наличии у инвалидов одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что истец, наряду с инвалидами, вставшими на учет до ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии со ст.1 п.2.1 п.п. з) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма".

Согласно ст. 4 указанного закона жилые помещения жилищного фонда <адрес> (далее - жилые помещения) по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Поскольку судом установлено, что истец является инвалидом 2 группы, страдает психическим заболеванием, указанным перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378, стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то он имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Во исполнение закона -ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" принято Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по дого­ворам социального найма», в соответствии с которым исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, определено Главное управ­ление социального развития <адрес>, а исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом <адрес> соци­ального использования, включение жилого помещения в жилищный фонд социального исполь­зования и исключение жилого помещения из указанного фонда установлено Главное управление государст­венного имущества.

Также указанным постановлением определено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда со­циального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной вла­сти <адрес>, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом <адрес> социального использования, заключается на основании решения исполни­тельного органа государственной власти <адрес>, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социаль­ного использования по договорам социального найма.

В настоящее время указанные функции осуществляет Департамент труда и социального развития <адрес>, а заключает договор социального найма Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>.

Таким образом, суд считает правомерным требование истца об обязании Департамента труда и социального развития <адрес>, Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить Чеснокову О.М. жилое помещение- однокомнатную квартиру на состав семьи 1 человек в черте <адрес>, отвечающее санитарно-техническим нормам.

При этом суд не может принять во внимание доводы ответчиков о том, что поскольку жилые помещения для социального использования в настоящее время отсутствуют, предоставление их истцу невозможно, так как право истца на вне очередное получение жилья является безусловным, вследствие чего не может быть поставлено во взаимосвязь с наличием или отсутствием в собственности <адрес> жилых помещений указанного назначения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Чесноковым Олегом Михайловичем право на внеочередное получение жилого помещения как инвалида 2 группы, страдающего хроническим заболеванием, дающим ему право на внеочередное получение жилья в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Обязать <данные изъяты> принять решение о предоставлении вне очереди Чеснокову Олегу Михайловичу благоустроенного жилого помещения в черте <адрес>, отвечающего санитарным и техническим требованиям исходя из норм жилой площади, по договору социального найма, заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с Чесноковым Олегом Михайловичем на квартиру, предоставленную на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в

течение 10 дней.

Судья- А.В. Тисленко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200