Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Востриковой Г.Ф., при секретаре Животовой Е.В., с участием: истца ФИО1, представителя ответчика ФИО9 по доверенности Тюниной Ю.Г. представителя ответчика ФИО10 по доверенности Слесаревой И.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО9, ФИО10 о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с вышеназванным иском. В обоснование заявленных требований истица указала, что является ребенком-сиротой. В 2004 году умерла ее мать ФИО4, а в 2005 году - отец ФИО5 Постановлением администрации Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ней закреплено право пользования жилой площадью домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по 2007 год она являлась воспитанницей Новоусманской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей-сирот VIII вида, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год она обучалась в ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» и проживала в общежитии лицея в <адрес>, с 2010 по июнь 2011 год она обучалась в ОГУ ОУ НПО «Профессиональное училище № <адрес>» и проживала в общежитии училища в <адрес>. Постановлением администрации Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом по результатам обследования межведомственной комиссии признан ветхим и непригодным для проживания. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/од она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма. Ссылаясь на ст.ст.49,57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.1,2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», Постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», ФИО1 просит обязать ФИО9 принять решение о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать ФИО10 заключить с ней договор социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, предоставляемого на основании решения ФИО9 В судебном заседании истица ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их. Представитель ответчика ФИО9 по доверенности Тюнина Ю.Г. заявленные требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, ссылаясь на отсутствие свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде <адрес>. Представитель ответчика ФИО10 по доверенности <данные изъяты> заявленные требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, предоставив письменный отзыв на иск. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот. В 2004 году умерла ее мать ФИО4, а в 2005 году - отец ФИО5 Постановлением администрации Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за истицей закреплено право пользования жилой площадью домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Колодезянского сельского поселения Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом по результатам обследования межведомственной комиссии признан ветхим и непригодным для проживания. В период с ДД.ММ.ГГГГ по 2007 год ФИО1 являлась воспитанницей Новоусманской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей-сирот VIII вида. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год истица обучалась в ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» и проживала в общежитии лицея в <адрес>. С 2010 по июнь 2011 год истица обучалась в ОГУ ОУ НПО «Профессиональное училище № <адрес>» и проживала в общежитии училища в <адрес>. В соответствии с приказом ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ №/од ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма. В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч.4 данной статьи, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно пункту 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу приведенной выше нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончание пребывания в образовательных или иных учреждениях. В силу абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Анализ нормы п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в совокупности с ч.2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ. В соответствии с п.3 ст.1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей отнесены к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма. Согласно ст.2 данного Закона, жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти <адрес>, определяемого правительством <адрес>. В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, является Главное управление социального развития <адрес>, правопреемником которого является Департамент труда и социального развития <адрес>. В соответствии с ч.2 ст.4 Закона №-ОЗ гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди. Верховный Суд Российской Федерации в определении №-В08-3 от ДД.ММ.ГГГГ сформулировал свою позицию по вопросу внеочередного предоставления жилья гражданам в соответствии с ч.2 статьи 57 Жилищного кодекса РПФ, указывая, что данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 закончила пребывание в учреждении профессионального образования - ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>», опека над ней была снята в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ совершеннолетия и, следовательно, у нее как нуждающейся в жилом помещении возникло право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. Не смотря на указанное, по состоянию на дату рассмотрения дела ФИО1 состоит в очереди в общем списке на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма, чем нарушается ее законное право, гарантированное государством. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных ФИО1 В целях реализации <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" издан приказ Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1420/ОД "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес> отдельным категориям граждан на основании договора социального найма". В соответствии с указанным Положением на ФИО9 как уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> (далее - уполномоченный орган) возложены следующие полномочия: - принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета; - формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных пунктами 3 - 4.2 статьи 1 Закона в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма в уполномоченном органе; - формирование и утверждение списка граждан из числа определенных Законом, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации; - представление в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма конкретному лицу. ФИО10 согласно постановлению <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о ФИО10» наделен полномочием распоряжения государственным имуществом, в связи с чем, обязан заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с ФИО1 на жилое помещение, предоставленное на основании решения ФИО9. Кроме того, возражения ответчиков суд находит не состоятельными, поскольку отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Толкование пункта 5 статьи <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», примененное ответчиком в лице ФИО10, носит произвольный характер и фактически сводится к тому, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья поставлено в зависимость от наличия свободного жилья. Однако отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в иске. Следовательно, при удовлетворении иска истца суд учитывает компетенцию ответчиков, урегулированную законодательно на уровне субъекта Российской Федерации, по предоставлению жилья, и в соответствии с полномочиями последних удовлетворяет иск по заявленным требованиям. В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск ФИО1 к ФИО10 и ФИО9 о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - удовлетворить. Обязать ФИО9 принять решение о предоставлении ФИО1 вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать ФИО10 заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, предоставленного на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>. Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд. Судья-