о выселении



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Тисленко А.В.

при секретаре Атанове Е.И.

с участием истца Демина А.С.

представителя истца Сальникова С.И.

представителей ответчиков Сафоновой А.Ю., Коцегуб Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Демина Александра Сергеевича, Деминой Натальи Сергеевны к <данные изъяты> о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма;

по встречному иску <данные изъяты> к Демину Александру Сергеевичу, Деминой Наталье Сергеевне, <данные изъяты> о признании договора социального найма недействительным и выселении,

УСТАНОВИЛ:

Демин Александр Сергеевич, Демина Наталья Сергеевна обратились в суд с настоящим иском, указав в обоснование своих требований, что с мая 2009 г. проживает и является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с ним в указанной квартире проживают: жена Демина Наталья Сергеевна, 1979г.р., сын жены Черноусов Артем Алексеевич, 2000г.р., дочь Демина Арина Александровна, 2009г.р.

Для регистрации права собственности в установленном законом порядке Демин А.С. в ноябре 2009г. обратился в <данные изъяты> с заявлением о разрешении приватизировать жилое помещение. Однако ему в устной форме было отказано, так как квартира в <адрес>, находится в муниципальной собственности и для её приватизации договор социального найма должны выдать ему в Управлении жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа <адрес>. Однако в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче договора социального найма на <адрес> в связи с тем, что Деминым А.С. заключен контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, он и члены его семьи могут быть обеспечены на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями.

Впоследствии, истец уточнил исковые требования и просил суд признать право собственности в порядке приватизации на <адрес> за Деминым Александром Сергеевичем- на 1\4 долю в праве обще- долевой собственности, Черноусовым Артемом Алексеевичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения- на 1\4 долю в праве обще- долевой собственности и Деминой Ариной Александровной, ДД.ММ.ГГГГ рождения – на 1\2 долю в праве обще- долевой собственности.

Кроме того, в суд поступило исковое заявление Администрации ГО <адрес> к Демину Александру Сергеевичу, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Деминой Арины Сергеевны 2009г.р., Деминой Наталье Сергеевне, действующей в своих интересах и интересах Черноусова Артёма Алексеевича 2000 г.р., <данные изъяты> о признании договора социального найма недействительным (ничтожной) сделкой и выселении.

В обоснование заявленных требований Администрации г.о. <адрес> указала, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> заключила с Деминым А.С. договор социального на <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, в соответствии с которым в состав семьи Демина А.С. включена его дочь Демина Арина Александровна.

Однако, данная <адрес> находится в муниципальной собственности с 2001г., что подтверждается выпиской из реестра муниципальной имущества (жилые объекты) от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановлением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов социально - бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность, актом приемки - передачи основных средств от ДД.ММ.ГГГГ У Воронежской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны РФ не было законных оснований для того, чтобы распоряжаться муниципальной квартирой 105 <адрес> и заключать на нее договор социального найма.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истца о признании права собственности в порядке приватизации на <адрес> за Деминым Александром Сергеевичем- на 1\4 долю в праве общей долевой собственности, Черноусовым Артемом Алексеевичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения- на 1\4 долю в праве общей долевой собственности и Деминой Ариной Александровной, ДД.ММ.ГГГГ рождения – на 1\2 долю в праве общей долевой собственности- были удовлетворены, а в удовлетворении встречного иска- отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил признать права пользования спорным жилым помещением, обязать заключить договор социального найма на указанную квартиру.

В судебном заседании истец Демин А.С. и его представитель адвокат Сальникова С.И. поддержали свои исковые требования и просили суд удовлетворить иск в полном объеме. Против требований, изложенных во встречном исковом заявлении возражали, полагая их необоснованными, поскольку право муниципальной собственности на спорную квартиру не доказано. Просили суд в удовлетворении встречного иска отказать.

Истец Демина Н.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена в установленном законом порядке.

Представитель <данные изъяты> <адрес> по доверенности Сафонова А.Ю. против требований истцов возразила, в полном объеме поддержав требования, изложенные во встречном исковом заявлении.

Представитель <данные изъяты> доверенности Коцегуб Л.Н. полагала исковые требования истцов подлежащими удовлетворению, сославшись на то, что договор социального найма жилого помещения с ним был заключен правомерно. В удовлетворении встречных требований администрации городского округа <адрес> полагала необходимым отказать.

Представители <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены в установленном законом порядке.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что Демин А.С. проходил военную службу по контракту в <данные изъяты> <данные изъяты>

Решением жилищной комиссии войсковых частей ДД.ММ.ГГГГ был включен в список очередников на получение жилых помещений в виду улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ приказом командующего войсками <данные изъяты> Дёмин А.С. освобожден от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями и зачислен в распоряжение командующего войсками округа с постановкой на все виды довольствия при военном комиссариате Советского и <адрес>ов <адрес> как нуждающийся в обеспечении жилым помещением.

Решением жилищной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу на состав семьи 3 человека была распределена 2комнатная <адрес>.

Нанимателем <адрес> по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ является Дёмин А.С.

Вместе с ним в данной квартире зарегистрированы и проживают: жена- Демина Наталья Сергеевна и дети Демина Арина Сергеевна 2009 г.р., Черноусов Артём Алексеевич 2000 г.р.

Для регистрации права собственности в установленном законом порядке Демин А.С. в ноябре 2009г. обратился в <данные изъяты> с заявлением о разрешении приватизировать жилое помещение. Ему в устной форме было отказано, так как квартира в <адрес>, находится в муниципальной собственности и для её приватизации договор социального найма должны выдать ему в Управлении жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа <адрес>.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче договора социального найма на <адрес> в связи с тем, что Деминым А.С. заключен контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, он и члены его семьи могут быть обеспечены на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ за занимаемая Дёминым А.С. и членами его семьи квартира по адресу: <адрес>, которая является квартирой находящийся в муниципальной собственности, т.е. статуса специализированного(служебного) жилья не имеет.

По смыслу ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.1 ст.15).

Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет (п.2 ст.15).

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей (п.5 ст.15).

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п.6 ст.15).

Таким образом, анализируя приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению военнослужащим, в том числе, уволенным в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, жилых помещений, возложена законом на федеральные органы исполнительной власти, притом, что жилые помещения должны находится в федеральной собственности. При этом военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями на момент прохождения военной службы, заключают с <данные изъяты> (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения, в котором определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Жилые помещения предоставляются военнослужащим на срок службы. После увольнения по указанным в законе основаниям, у военнослужащего возникает право на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном ст.15 Закона «О статусе военнослужащих».

Действуя в рамках предоставленных законом полномочий, ДД.ММ.ГГГГ (т.е. на момент прохождения истцом военной службы) Воронежская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа Министерства обороны РФ заключила с Деминым А.С. договор найма служебного жилого помещения, вселив его в указанное жилое помещение вместо выбывшего военнослужащего.

Однако заключать с Деминым А.С. договор социального найма жилого помещения в период прохождения им военной службы у <данные изъяты> не имелось.

Приходя к такому выводу, суд руководствуется, в частности, положениями ст.60 ЖК РФ, согласно которой по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В нарушение данного положения, в названном договоре в качестве собственника жилого помещения указано <данные изъяты>, а его п.1 содержит указание на то, что жилое помещение находится в государственной собственности.

Вместе с тем, из представленных суду документов усматривается, что постановлением Воронежской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ -I утвержден перечень объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность. В названный перечень включена и спорная <адрес>. При этом в преамбуле постановления указывается, что объекты в утверждаемом перечне (на момент издания самого постановления) относятся к объектам муниципальной собственности.

Во исполнение указанного постановления, и на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> принят от <данные изъяты> <адрес>. Пунктом 15 названного постановления от ДД.ММ.ГГГГ за Воронежской КЭЧ МВО сохранено право повторного заселения передаваемых в муниципальную собственность квартир, занимаемых военнослужащими.

Согласно акту приемки-передачи от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> принят на баланс <данные изъяты> <адрес>.

Право муниципальной собственности на спорную квартиру подтверждается также представленной выпиской из реестра муниципального имущества.

При этом суд не принимает во внимание доводы Демина А.С. и его представителя о том, что спорная квартира не может относиться к муниципальной собственности, поскольку право на неё не зарегистрировано в установленном законом порядке. Представленная выписка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на спорную <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, сама по себе может свидетельствовать лишь об отсутствии регистрации прав на указанную квартиру, однако не опровергает оснований возникновения права муниципальной собственности на неё и не может доказывать факт принадлежности спорной квартиры к государственной собственности, а также обосновывать правомерность действий <данные изъяты>, заключившей договор социального найма спорной квартиры, как находящейся в государственной собственности, от имени <данные изъяты>.

Суд также учитывает, что в силу ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной. В рамках настоящего судебного разбирательства сторонами не было представлено каких-либо доказательств с достоверностью свидетельствующих о моменте возникновения права муниципальной собственности на спорную квартиру. В то же время, ни одно из вышеуказанных постановлений и сам факт передачи спорной квартиры в муниципальную собственность, к настоящему моменту, кем-либо не оспорены.

Доводы истца о том, что спорная квартира не была переведена в разряд служебных в установленном законом порядке, суд также не может принять в качестве доказательства обоснованности действий <данные изъяты>, поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что спорная квартира изначально предоставлялась истцу именно в качестве служебной, что в полной мере соответствовало требованиям Закона «О статусе военнослужащих».

Согласно ст.102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

В силу п.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии со ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, в силу положений ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» и ст.ст.102-104 ЖК РФ в их взаимосвязи, Демин А.С. и члены его семьи были обязаны освободить занимаемое ими жилое помещение, при этом Демин должен был быть обеспечен жилым помещением в порядке, предусмотренном ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» за счет жилищного фонда, относящегося к государственной (федеральной) собственности, либо иным образом за счет средств федерального бюджета. В свою очередь, в силу названного выше постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> оставалось право повторного заселения данной квартиры военнослужащими.

В противном случае, при ином толковании приведенных положений закона, обязательства, возложенные законом на Российскую Федерацию, будут исполняться за счет муниципальной собственности, что недопустимо в силу п.2 ст.8 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии со ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

При изложенных выше обстоятельствах, судом усматриваются основания для признания договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Воронежской квартирно-эксплуатационной части <данные изъяты> и Деминым А.С. недействительным, в связи с чем, суд находит исковые требования истцов о признании права пользования спорным жилым помещением, обязании заключить договор социального найма не подлежащими удовлетворению, а требования администрации городского округа <адрес>, изложенные во встречном исковом заявлении – обоснованными, в силу чего, они подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Демина Александра Сергеевича, Деминой Натальи Сергеевны к <данные изъяты> о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма – отказать.

Встречный иск <данные изъяты> к Демину Александру Сергеевичу, Деминой Наталье Сергеевне, <данные изъяты> о признании договора социального найма недействительным и выселении- удовлетворить, признав договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <данные изъяты> и Деминым Александром Сергеевичем - недействительным.

Выселить Демина Александра Сергеевича, Демину Наталью Сергеевну, Черноусова Артема Алексеевича, Демину Арину Александровну из жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200