РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Тисленко А.В. при секретаре Атанове Е.И. с участием адвоката Щербаковой Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Спирина Виталия Анатольевича к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, взыскании компенсации морального вреда, установил: Спирин В.А. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социального развития <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, взыскании компенсации морального вреда в размере 800000 руб. В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>. В обоснование заявленных требований указывает, что решением Новоусманского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий во вне очередном порядке и включении в соответствующий список вне очередников с ДД.ММ.ГГГГ Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ему жилой <адрес> <адрес>, был признан непригодным для проживания. С ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.А. состоит на учете на улучшение жилищных условий в Департаменте труда и социального развития ВО, но до настоящего времени благоустроенное жилое помещение не предоставлено. Истец указывает, что формально за ним, как инвалидом 2 группы, ответчик признает право на вне очередное получение жилья, однако фактически на протяжении длительного периода времени он вынужден существовать в условиях непригодных для жизни. При обращении истца ДД.ММ.ГГГГ в Департамент труда и социального развития ВО с заявлением о предоставлении жилого помещения во вне очередном порядке был получен отказ и указано, что о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем истец будет уведомлен в установленном порядке, в связи с чем, Спирин В.А. обратился в суд с данным иском. Истец Спирин В.А. в судебном заседании исковые требования с учетом заявленных уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ поддержал, просил суд: обязать Департамент труда и социального развития <адрес> вынести решение о предоставлении Спирину В.А. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда ВО; обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить Спирину В.А. благоустроенное жилое помещение государственного жилищного фонда ВО и заключить с ним договор социального найма; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда по 400000 руб. с каждого; взыскать судебные расходы по оплате услуг адвоката в размере 17000 руб. Представитель истца по ордеру - адвокат Щербакова Т.Н. поддержала уточненные исковые требования и просила суд удовлетворить их. Представитель ответчика Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности Николиева Л.Я. исковые требования не признала, просила суд оставить их без удовлетворения, пояснив, что Департамент труда и социального развития <адрес>, действуя в пределах собственных полномочий, не правомочен вынести решение о предоставлении жилого помещения без выделения департаментом имущественных и земельных отношений фактического жилого помещения, с указанием адреса его расположения, а также размера общей и жилой площади предоставляемого жилого помещения. Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по доверенности Слесарева И.М., также просила суд оставить заявленные исковые требования без удовлетворения, пояснив, что в настоящее время свободных жилых помещений в собственности области, на территории <адрес> не имеется, в связи с чем, предоставить истцу жилье, а также заключить с ним договор социального найма при отсутствии свободных жилых помещений не представляется возможным. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, адвоката на стороне истца, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, не оспорено ответчиками, что Спирин В.А. относится к категории лиц из числа инвалидов, имеющих право на вне очередное обеспечение жильем. Решением Новоусманского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий во вне очередном порядке и включении в соответствующий список вне очередников с ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.А. принят на жилищный учет в <адрес> во вне очередном порядке с ДД.ММ.ГГГГ Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ему жилой <адрес> <адрес>, был признан непригодным для проживания. С ДД.ММ.ГГГГ Спирин В.А. состоит на учете на улучшение жилищных условий в Департаменте труда и социального развития ВО, но до настоящего времени благоустроенное жилое помещение ему не предоставлено. Истец указывает, что за ним, как инвалидом 2 группы, ответчик признает право на вне очередное получение жилья, однако фактически на протяжении длительного периода времени он вынужден существовать в условиях непригодных для жизни. При обращении Спирина В.А. ДД.ММ.ГГГГ в Департамент труда и социального развития ВО с заявлением о предоставлении жилого помещения во вне очередном порядке был получен отказ и указано, что о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем истец будет уведомлен в установленном порядке. В соответствии со ст. <адрес> №-ОЗ т ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" истец имеет право на получение жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма как лицо, относящееся к категории граждан жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди. Таким образом, действующее законодательство предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма для категорий граждан, к которой относится Спирин В.А. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми законодатель сочетает условия предоставления жилья вне очереди. Таким образом, требование Спирина В.А. о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди подлежит удовлетворению. В целях реализации <адрес> №-ОЗ т ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" издан приказ Главного управления социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 16/ОД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес> отдельным категориям граждан на основании договора социального найма". В соответствии с указанным Положением на Главное управление социального развития как уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> (далее-уполномоченный орган) возложены следующие полномочия: - принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета; - формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма в уполномоченном органе. - формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ, имеющих право на внеочередное предоставление жилья жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма. - представление в Главное управление государственного имущества <адрес> копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма конкретному лицу. Полномочия по заключению договоров социального найма жилого помещения возложены на Главное управление государственного имущества <адрес>. На основании Указа губернатора <адрес> «О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>» №-у от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление здравоохранения <адрес>, Главное управление социального развития <адрес> и Главное аптечное управление <адрес> были реорганизованы путем их слияния в Департамент здравоохранения и социального развития <адрес>. В соответствии с указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 163-у "О структуре исполнительных органов государственной власти <адрес>" и от ДД.ММ.ГГГГ N 164-у "О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>" Департамент здравоохранения и социального развития <адрес> был реорганизован путем разделения его на Департамент труда и социального развития <адрес> и Департамент здравоохранения <адрес>. Указом губернатора <адрес> «О реорганизации исполнительных органов государственной власти <адрес>» №-у от ДД.ММ.ГГГГ главное управление государственного имущества <адрес> преобразовано в департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, ему переданы функции преобразуемого Главного управления государственного имущества <адрес>. Следовательно, при удовлетворении иска Спирина В.А., суд учитывает компетенцию ответчиков, урегулированную законодательно на уровне субъекта Российской Федерации, по предоставлению жилья, и в соответствии с полномочиями последних определяет порядок исполнения решения суда в соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, возражения ответчиков суд находит не состоятельными, поскольку отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Толкование пункта 5 статьи <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», примененное ответчиком в лице Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, носит произвольный характер и фактически сводится к тому, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья поставлено в зависимость от наличия свободного жилья. Однако отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в иске, в противном случае имеет место умаление права гражданина вопреки статьям 2 и 40 Конституции Российской Федерации. При этом ответчик порядок предоставления жилых помещений согласно статье 5 названного Закона отождествляет с условиями возникновения права, которые по своей сути сводятся к тому, что при отсутствии свободного жилья у гражданина нет и права на предоставления жилья вне очереди. Однако данная позиция не соответствует действующему законодательству. При изложенных обстоятельствах и принимая во внимание, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от условий по механизму ее реализации; законодателем внеочередное предоставление жилья отдельным категориям граждан не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия жилья, равно как от наличия или отсутствия очередности, возможностей и усмотрения органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации по реализации прав данной категории граждан, к которой относится истец, что в совокупности с вышеизложенным влечет удовлетворение иска. Требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат поскольку вытекают из требований имущественного характера. Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что удовлетворение имущественных требований влечет и возмещение истцу судебных расходов, в пользу истца подлежат взысканию расходы на услуги представителя- 17 000 руб. по 8500 руб. с каждого из ответчиков, согласно ст. ст.98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Спирина Виталия Анатольевича к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить частично. Департаменту труда и социального развития <адрес> принять решение о предоставлении вне очереди Спирину Виталию Анатольевичу по договору социального найма благоустроенного жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> по месту регистрации. Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить вне очереди Спирину Виталию Анатольевичу по месту его регистрации благоустроенного жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> и заключить с ним договор социального найма. Взыскать с Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> в пользу Спирина Виталия Анатольевича понесенные им судебные расходы в размере 8500 руб. Взыскать с Департамент труда и социального развития <адрес> в пользу Спирина Виталия Анатольевича понесенные им судебные расходы в размере 8500 руб. В удовлетворении остальных исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Судья А.В. Тисленко