Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 октября 2011 года г. Воронеж Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Востриковой Г.Ф. при секретаре Косаревой Е.В., с участием : представителя заявителя ФИО2 по доверенности Чиркова М.Ю. представителя заинтересованного лица ФИО10 доверенности Захаровой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным решения Управления ФИО10 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, у с т а н о в и л : ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФИО10 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. В обоснование ФИО2 указал, что в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ему в собственность для организации крестьянского хозяйства растениеводческого направления был предоставлен земельный участок общей площадью 7 га. Главой крестьянского хозяйства утвержден ФИО2; постановлением администрации Россошанского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № разрешенное использование земельного участка изменено с «для организации крестьянского хозяйства растениеводческого направления» на «для сельскогохозяйственного использования»; в 2011 году участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:27:1000002:15, площадью 70193 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, с местоположением: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала 36:27:1000002. Заявитель утверждает, что указанный земельный участок принадлежит ему на праве собственности; обременений земельного участка не имеется; иных лиц, оспаривающих право собственности заявителя, не имеется; ограничений на предоставление указанного земельного участка в частную собственность не имеется. ФИО2 указывает, что обратившись в орган регистрации с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок в установленном законом порядке с предоставлением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ сообщением № орган регистрации отказал в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок, сославшись на то, что не представлен правоустанавливающий документ на данный объект недвижимого имущества. Полагая, что отказ не соответствует закону, ссылаясь на пп.3-4 статьи 8 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», п.4 Указа Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что правоустанавливающим документом на земельный участок является постановление главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 обратился в суд с настоящим заявлением. ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, передал через своего представителя заявление о согласии на рассмотрение дела в его отсутствие. В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 по доверенности Чирков М.Ю. требование своего доверителя поддержал. В судебном заседании представитель ФИО10 по доверенности Захарова С.В. требование ФИО2 не признала, полагая, что оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации является законным и обоснованным. Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд находит отказ ФИО10 в государственной регистрации права собственности на земельный участок законным и обоснованным, а заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 245 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. При этом статья 249 ГПК РФ возлагает обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» может быть обжалован в суд, арбитражный суд. В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ ( далее - Закон о. регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Согласно пунктам 4,8,10 ч.1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя ФИО2, действующая от его имени на основании доверенности Банных Ю.В., обратилась в Россошанский отдел ФИО10 с заявлением за вх. № о государственной регистрации права собственности на земельный участок с местоположением: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала 36:27:1000002. Согласно имеющейся в деле правоустанавливающих документов расписке, на государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ были представлены в качестве правоустанавливающих документов: - архивная копия Постановления Главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ( далее -Постановление №); Постановление Администрации Россошанского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; -архивная выписка от ДД.ММ.ГГГГ № из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания правления СТОО «Нива» ( далее - архивная выписка); - свидетельство на право собственности на землю серия РФ - XXXI №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ( далее -Свидетельство). Государственным регистратором была проведена правовая экспертиза представленных документов и установлено следующее. В пункте 1 Постановления Главы администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ изложено решение органа местного самоуправления о предоставлении в собственность заявителю земельного участка общей площадью 7,0 га из земель СТОО «Нива», расположенного в границах плана СТОО «Нива». Пунктом 3 названного документа районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству дано указание обеспечить отвод земельного участка в натуре и подготовить документы, удостоверяющие право на землю. Из выше приведенных пунктов следует, что Постановление Главы администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ само по себе не является документом, удостоверяющим право на спорный участок, но поручает районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству подготовить такие документы при условии отвода земельного участка в натуре. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ разрешено формирование земельного участка как объекта недвижимости: определение на местности его границ конфигурации и территориального положения среди иных земель СТОО «Нива», с последующей выдачей правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа на конкретный земельный участок. Указанным постановлением главой хозяйства утвержден ФИО2. Иных сведений о составе участников крестьянского (фермерского хозяйства) заявитель не представил. Согласно ст. 58 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, земельные участки передаются по их желанию в собственность или в аренду. На момент издания постановления действовали нормы ст. 15 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», предусматривающие возникновение между членами крестьянского (фермерского) хозяйства общей совместной либо по соглашению между ними общей долевой собственности на все принадлежащее крестьянскому хозяйству имущество, в том числе и земельный участок. Таким образом, на государственную регистрацию прав ФИО2 должен был представить документ о регистрации крестьянского хозяйства и сведения о составе участников для возможности определения правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц №В/2011 от ДД.ММ.ГГГГ на момент подачи заявления о регистрации права собственности ФИО2 на указанный земельный участок главой крестьянского хозяйства «Придонье» являлось иное лицо – Кадыров Алаудин Баудинович(л.д. ). В целях выяснения указанных несоответствий государственным регистратором были направлены запросы в МИ ФНС РФ № по <адрес> и администрацию Россошанского муниципального района <адрес> о документах-основаниях внесения изменений относительно смены главы КХ «Придонье», о наличии правоподтверждающего документа на данный земельный участок(л.д. ). Согласно п. 1 ст. 8 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства персональное право на земельный участок при работе в коллективном хозяйстве. Размер земельного пая каждого члена колхоза (работника совхоза) определяется по решению коллектива и удостоверяется соответствующим документом. Согласно п.п. 7,8 Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» для упрощения процедуры наделения земельными участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянские хозяйства, всем сельскохозяйственным предприятиям (кроме учебно - опытных хозяйств) необходимо было определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь, а также в течение одного месяца со дня подачи заявления о создании крестьянского (фермерского) хозяйства руководители хозяйств были обязаны выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре. Выделенный земельный участок оформляется местной администрацией в соответствии с действующим законодательством. Член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам (п. 3 ст. 8 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Представленное на государственную регистрацию Свидетельство на право собственности на землю серия РФ-ХХХI №, выданное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, нельзя считать документом, удостоверяющим право собственности заявителя на спорный участок, поскольку в самом тексте Свидетельства указано о собственности главы крестьянского хозяйства «Придонье» ФИО2 не на земельный участок, а на земельный пай (земельную долю) - то есть долю в праве общей собственности на целый земельный участок без выделения этого пая в натуре на местности. Кроме того, в Свидетельстве указано, что земельный пай, общей площадью 7, 0 га из земель бывших угодий СТОО «Нива», предоставлен для организации крестьянского хозяйства, земли сельскогозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер В00-27-25-2(л.д. ). Согласно данным кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка составляет 7 0193 кв.м. Архивная выписка дополнительно подтверждает, что объектом прав Заявителя является не земельный участок, а земельный пай(л.д. ). Представленный в ходе судебного разбирательства План земельного участка, находящегося в собственности ФИО2 для организации крестьянского хозяйства, площадью 7.0 га, от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение к Свидетельству о праве собственности на землю серия РФ-ХХХI №), на государственную регистрацию не представлялся, правовая экспертиза данного документа государственным регистратором не осуществлялась(л.д. ). Кроме того, данный документ не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, так как он в Управление Росреестра не представлялась, его правовая экспертиза госрегистратором не проводилась, что не препятствует заявителю представить данные документы в регистрирующий орган на правовую экспертизу при новом обращении. В период, относящийся ко времени издания Постановления №, земельный участок не был сформирован, документы, удостоверяющие право ФИО2 на земельный участок не были подготовлены и выданы Заявителю. Об этом свидетельствуют : вышеназванный План земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение к Свидетельству о праве собственности на землю серия РФ-ХХХI №), публикация в газете «Россошанский курьер» за ДД.ММ.ГГГГ №(240) о проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:27:1000002:15 и местоположением: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала 36:27:1000002, о согласовании местоположения границ указанного земельного участка в соответствии с проектом межевого плана(л.д. ). Граждане, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества, по результатам рассмотрения которого оформляется протокол (приказ) руководителя предприятия (п. 4 ст. 8 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). В материалах дела имеются две выписки из двух разных по содержанию и дате проведения протоколов заседания правления СТОО «Нива» о выходе ФИО2 из состава товарищества с выделением земельного и имущественного пая для создания фермерского хозяйства: - от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д. ), -от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д. ). Однако, ни в одной из представленных выписок не указаны ни площадь, ни предполагаемое местоположение выделяемого участка, ни размер земельной доли, причитающейся выделившемуся члену колхоза, а также ее количественные и качественные характеристики (гектары, баллогектары). В представленном ФИО2 кадастровом паспорте земельного участка, в отличие от постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность данного земельного участка, указано иное разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования. При решении вопроса о наличии либо отсутствии у Заявителя права собственности на спорный участок, возникшего до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ ( далее -Закон о регистрации) государственным регистратором учитывалось, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю и выданные до ведения в действие закона о регистрации имеют равную юридическую с записями в ЕГРПН. В соответствии с ч.9 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ признаются действительными и имеют равную юридическую с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Закона о регистрации, но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного(постоянного)пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения». Заявителем не был представлен ни один из вышеперечисленных документов, который бы удостоверял его право собственности на земельный участок, учтенным под кадастровым номером 36:27:1000002:15. Доводы представителя заявителя о том, что без правоустанавливающего документа спорный земельный участок не был бы поставлен на кадастровый учет, необоснованны и не свидетельствуют о незаконности действий госрегистратора. В силу п.9 ст. 4 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:27:1000002:15, с местоположением: <адрес>, юго-восточная часть кадастрового квартала 36:27:1000002, носят временный характе<адрес> сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ. В соответствии с п.4 ст.24 и п.1 ст.25 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка(вновь образованного земельного участка) носят временный характе<адрес> сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ по решению государственного регистратора государственная регистрация права собственности заявителя на спорный участок была приостановлена. Уведомлением о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ Заявителю было предложено представить дополнительные документы, позволяющие устранить сомнения регистратора в наличии оснований для заявленной регистрации. Однако в срок, установленный для приостановления государственной регистрации, не были представлены дополнительные документы в подтверждение возникновения у Заявителя права собственности на спорный участок. По результатам правовой экспертизы документов, представленных Заявителем, государственный регистратор пришел к обоснованному выводу о том, что: - документы, представленные заявителем на государственную регистрацию по своей форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; - правоустанавливающие документы, представленные Заявителем на государственную регистрацию, свидетельствуют об отсутствии у него права собственности на спорный участок; - документы, подтверждающие право Заявителя на спорный участок, на регистрацию не представлены. При проведении правовой экспертизы государственный регистратор правильно применил нормы, действовавшего на момент принятия Постановления администрации Россошанского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О крестьянском(фермерском) хозяйстве, ч.1 ст.257 ГК РФ, а также ч.9 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Обстоятельства, установленные государственным регистратором в ходе правовой экспертизы, являются основаниями для отказа в государственной регистрации права в силу абзацев 4,8,10 ч.1 ст.20 Закона о регистрации. Таким образом, как приостановление так и отказ в государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с местоположением: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала 36:27:1000002, основаны на нормах действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов заявителя, в связи с чем нет оснований для признания данных действий незаконными и возложения на Управление обязанности по совершению указанной регистрации. ФИО2 в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд, р е ш и л : ФИО2 в удовлетворении заявления о признании незаконным решения ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:27:1000002:15 площадью 70193 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, для сельского хозяйственного использования, с местоположением : <адрес>, восточная часть кадастрового квартала 36:27:1000002, - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Воронежский областной суд через районный суд. Судья -