о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Востриковой Г.Ф.,

при секретаре Косаревой Е.В.,

с участием:

истца ФИО5,

представителя ответчика ФИО11 по доверенности Бабаян Ю.С.

представителя ответчика ФИО12 по доверенности Глуховой М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО11, ФИО12 о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с вышеназванным иском.

В обоснование заявленных требований истица указала, что является ребенком-сиротой;

ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать ФИО7, которая являлась матерью-одиночкой(отец записан по указанию матери);

Постановлением главы администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Коми от 24. 07.2001 года над ней была учреждена опека, опекуном назначена родная тётя - ФИО9;

закреплённого жилого помещения она не имеет и временно зарегистрирована по месту жительства тёти ФИО9 по адресу: <адрес>;

в 2009 году она окончила МОУ СОШ <адрес> и поступила на 3 курс Воронежского базового медицинского колледжа «Сестринское дело»;

в связи с достижением в 2008 году совершеннолетия, опека над ней была снята. В настоящее время ей приходится снимать жилое помещение по адресу: <адрес>;

имеющийся доход не позволяет ей приобрести какое-либо жилое помещение, так как она получает только пенсию по случаю потери кормильца в размере 6375 руб. и стипендию в размере 4800 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ФИО11 по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма по категории: лица, из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и той же датой принята на учет; номер очереди в списке граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем из государственного жилищного фонда области – 365.

Ссылаясь на ст.ст.49,57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.1,2,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», ФИО2 просит обязать ФИО11 принять решение о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать ФИО12 заключить с ней договор социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, предоставляемого на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>.

В судебном заседании истица ФИО2 поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их.

Представитель ответчика ФИО11 по доверенности Бабаян Ю.С. заявленные требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, ссылаясь на отсутствие свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде <адрес>, представила письменные возражения по иску.

Представитель ответчика ФИО12 по доверенности Глухова М.Е. заявленные требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, предоставив письменный отзыв на иск.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истица ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(л.д.20). 02.03. 2001 года умерла её мать ФИО7, которая являлась матерью-одиночкой (отец записан по указанию матери)(л.д.18-19).

Постановлением главы администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Коми от 24. 07.2001 года над ФИО2 была учреждена опека, опекуном назначена родная тётя истицы - ФИО9(л.д.17).

Так как у истицы не имеется закреплённого жилого помещения, она временно зарегистрирована по месту жительства тёти ФИО9 по адресу: <адрес>(л.д.20,12).

В 2009 году ФИО2 окончила МОУ СОШ <адрес> и поступила на 3 курс Воронежского базового медицинского колледжа «Сестринское дело»(л.д.13-14,16).

В связи с тем, что в 2008 году ФИО2 достигла совершеннолетия, опека над ней была прекращена. В настоящее время ФИО2 снимает жилое помещение по адресу: <адрес>.

Имеющийся доход не позволяет ФИО2 приобрести какое-либо жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ФИО11 по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Согласно письму заместителя руководителя ФИО11 Данилова И.Н. за исх. от ДД.ММ.ГГГГ истица ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма по категории: лица, из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; номер очереди в списке граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем из государственного жилищного фонда области – 365(л.д.10-11).

В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.4 данной статьи, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно пункту 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной выше нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончание пребывания в образовательных или иных учреждениях.

В силу абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Анализ нормы п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в совокупности с ч.2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ.

В соответствии с п.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей отнесены к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.

Согласно ст.2 данного Закона, жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти <адрес>, определяемого правительством <адрес>.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, является Главное управление социального развития <адрес>, правопреемником которого является Департамент труда и социального развития <адрес>.

В соответствии с ч.2 ст.4 Закона -ОЗ гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Верховный Суд Российской Федерации в определении -В08-3 от ДД.ММ.ГГГГ сформулировал свою позицию по вопросу внеочередного предоставления жилья гражданам в соответствии с ч.2 статьи 57 Жилищного кодекса РПФ, указывая, что данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В 2009 году ФИО2 окончила МОУ СОШ <адрес> и поступила на 3 курс Воронежского базового медицинского колледжа «Сестринское дело». В связи с достижением в 2008 году совершеннолетия, опека над истицей была снята и, следовательно, у нее как нуждающейся в жилом помещении возникло право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.

Не смотря на указанное, по состоянию на дату рассмотрения дела ФИО2 состоит в очереди в списке граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем из государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма, номер очереди – 365, чем нарушается ее законное право, гарантированное государством.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных ФИО2

В целях реализации <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" издан приказ Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1420/ОД "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес> отдельным категориям граждан на основании договора социального найма".

В соответствии с указанным Положением на Департамент труда и социального развития как уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> (далее - уполномоченный орган) возложены следующие полномочия:

- принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета;

- формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных пунктами 3 - 4.2 статьи 1 Закона в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма в уполномоченном органе;

- формирование и утверждение списка граждан из числа определенных Законом, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации;

- представление в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма конкретному лицу.

Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о Департаменте имущественных и земельных отношений <адрес>» наделен полномочием распоряжения государственным имуществом, в связи с чем, обязан заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с ФИО2 на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>.

Кроме того, возражения ответчиков суд находит не состоятельными, поскольку отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Толкование пункта 5 статьи <адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», примененное ответчиком в лице Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, носит произвольный характер и фактически сводится к тому, что право гражданина на внеочередное предоставление жилья поставлено в зависимость от наличия свободного жилья. Однако отсутствие свободного жилья не может являться основанием для отказа в иске.

Следовательно, при удовлетворении иска истца суд учитывает компетенцию ответчиков, урегулированную законодательно на уровне субъекта Российской Федерации, по предоставлению жилья, и в соответствии с полномочиями последних удовлетворяет иск по заявленным требованиям.

В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск ФИО2 к ФИО12 и Департаменту ФИО11 о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - удовлетворить.

Обязать ФИО11 принять решение о предоставлении ФИО2 вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать ФИО12 заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, предоставленного на основании решения Департамента труда и социального развития <адрес>.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд.

Судья-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200