Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Хрячкова И.В., при секретаре Харлановой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Черных ФИО11 к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на льготы и предоставление мер социальной поддержки и компенсаций, о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и выдаче соответствующего удостоверения с указанием дозы облучения, установил: Черных Е.А. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права на льготы, установленные федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне». В обоснование заявленных требований истица указала, что с самого рождения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес> бывшей Казахской ССР с матерью, ФИО4 1928 года рождения, сестрой – ФИО51950 года рождения, братом - ФИО6 1954 года рождения, отцом - ФИО7 1918 года рождения, который проходил военную службу с февраля 1948 года по октябрь 1969 года в воинской части №, входившей в состав в/ч №, расположенной в непосредственной близости от <адрес> ядерного полигона в <адрес>, и был непосредственным участником испытаний ядерного оружия. В исковом заявлении истица указывает, что проживая в городе <адрес> Казахской ССР с даты рождения по ДД.ММ.ГГГГ подвергалась хроническому радиационному облучению в течение 12 лет 7 месяцев и острому облучению радиацией от аварийного ядерного взрыва, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год и получила суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения 27 сЗв (бэр). Истица, считая, что ей на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", должны быть предоставлены льготы и компенсации и выдано удостоверение установленного законодательством РФ образца, обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Департамент труда и социального развития <адрес> о включении её данных в государственный реестр лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на <адрес> полигоне в период ДД.ММ.ГГГГ год категории свыше 25 бэр и последующего их направления в МЧС РФ с представлением об оформлении и выдаче удостоверения единого образца. Однако ответчик, обязанный в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) осуществлять сбор, проверку, оформление и направление соответствующих документов в МЧС России для выдачи таких удостоверений, в удовлетворении требований истцу отказал, мотивируя тем, что <адрес>, где проживала истица, включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на <адрес> полигоне ДД.ММ.ГГГГ, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5сЗв, но не более 25 сЗв, в удовлетворении требования истицы о включении в единый по <адрес> реестр граждан, подвергшихся воздействию радиации на <адрес> полигоне, для оформления удостоверения единого образца граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие испытаний на <адрес> полигоне, с суммарной (накопленной) эффективной дозой свыше 25сЗв (бэр) отказано из – за отсутствия правовых оснований. Полагая отказ ответчика несправедливым и связанным с чисто формальными основаниями, без учета конкретных фактических обстоятельств, истица обратились в суд с вышеуказанным иском о признании её подвергшийся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, просила обязать Департамент труда и социального развития <адрес> внести в отношении её сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр), и направить реестр в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) для оформления удостоверения единого образца, подтверждающего право на льготы, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне».Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выдать Черных ФИО11 удостоверение единого образца, подтверждающее право на льготы, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» как гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне. Ранее решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Черных Е.А. к Департаменту труда и социального развития <адрес>, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на льготы и предоставление мер социальной поддержки и компенсаций, о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и выдаче соответствующего удостоверения с указанием дозы облучения отказано, поскольку ею не подтвержден сам факт получения суммарной дозы облучения 25 бэр и более. Справки, представленные истицей в обоснование заявленных требований, выданы уполномоченными органами Республики Казахстан на основании удостоверений, которые, в свою очередь, выдавались гражданам на основании Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на <адрес> ядерном полигоне», поскольку эти документы получены истицей на основании законодательства иностранного государства. В судебном заседании представитель истицы Зайцева Л.Н. поддержала ранее заявленные уточненные исковые требования в полном объеме, пояснив, что Черных Е.А. в Федеральном государственном учреждении «<данные изъяты>» в <адрес>, было пройдено цитогенетическое исследование клеток крови для определения и подтверждения полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения в период проживания в <адрес> (<адрес>) бывшей Казахской ССР (республика Казахстан) в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний на <адрес> испытательном ядерном полигоне с 1949 по 1990 годы. Результаты исследования подтвердили полученную ею суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), соответственно 27 бэр. Представитель ответчика Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности Бабаян Ю.С. исковые требования не признала, пояснив суду, что истице решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении исковых требований к Департаменту труда и социального развития <адрес>, МЧС РФ о включении её в реестр граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и выдачи удостоверения единого образца как лицу, получившему при испытании ядерного оружия на <адрес> полигоне накопительную дозу радиации свыше 25 бэр. Истица просит суд пересмотреть вступившее в законную силу решение. Поэтому она просит суд производство по данному делу прекратить на основании ст. 220 ГПК РФ. Представитель ответчика - Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом. В письменном возражении на иск ( исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) не возражал против рассмотрения дела судом без участия представителя Центрального аппарата Министерства, исковые требования также не признал, указав, что истице <адрес> районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче удостоверения единого образца с указанием дозы облучения свыше 25 бэр отказано. Поэтому ответчик считает, что истец фактически требует отмены и пересмотра вышеуказанного решения суда в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. В качестве нового обстоятельства истица ссылается на справку от ДД.ММ.ГГГГ о проведенном ФГУ «<данные изъяты>» цитогенетическом исследовании и рассчитанной на его основе дозе облучения в 27 бэр. Ответчик считает, что объективных обстоятельств, препятствующих получению данной справки и представлению её в суд к рассмотрению гражданского дела по иску Черных Е.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ не имелось, поэтому нет оснований расценивать её как обстоятельство, которое не могло быть известно заявителю. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что истица проживала в <адрес> (<адрес>) бывшей Казахской ССР (республика Казахстан) в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний на <адрес> испытательном ядерном полигоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При новом рассмотрении гражданского дела истицей в обоснование заявленных требований представлены новые доказательства - результаты цитогенетического исследования клеток крови, проведенного в Федеральном государственном учреждении «<данные изъяты>» Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 -1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне гарантируются меры социальной поддержки. Данный Закон предусматривает различные меры социальной поддержки для лиц, получивших суммарную дозу облучения от 5 до 25 бэр, и лиц, получивших дозу облучения более 25 бэр. Согласно ч. 1 ст. 5 названного Закона № 2-ФЗ гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления; порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством РФ. Во исполнение указанного предписания Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, пунктом 2 которых в полном соответствии со статьей 1 названного Закона № 2-ФЗ установлено, что удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949 – 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с проживанием в 1949-1963 г. в определенных населенных пунктах и суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр). Согласно справке, выданной истце уполномоченными органами Республики Казахстан в сфере социальной защиты населения, истица в период, определенный Федеральным законом № 2-ФЗ (1949 - 1963 года), проживала в <адрес> относящийся к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний. В силу ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О радиационной безопасности населения" граждане имеют право на радиационную безопасность. Этому праву корреспондирует обязанность организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обеспечивать выполнение мероприятий по защите населения от радиационных аварий и их последствий (ст. 20 вышеназванного Закона № 3-ФЗ). В случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной защиты, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и понесенных ими убытков (ст. ст. 25 - 26 этого же Закона № 3-ФЗ). Так, в соответствии со ст. 26 названного Закона № 3-ФЗ граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных указанным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 9 Закона № 3-ФЗ для населения установлены следующие гигиенические нормативы радиационной безопасности (допустимые пределы доз) облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего излучения: средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта. Эти же нормативы закреплены в "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). Санитарные правила. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-99" (утв. Минздравом РФ от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с Международной системой единиц (СИ) единицы излучения эквивалентной дозы измеряются в зивертах (Зв) или бэрах: 1 бэр(сЗв)- 1,0"2 х Ю3в 1 Зв- 100 бэр ( Постановление Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, Приложение 6 «Переводные коэффициенты и приставки СИ). Как следует из представленных истицей документов из Республики Казахстан, истица проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, расположенном на территории <адрес> ядерного испытательного полигона, которая Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан № от ДД.ММ.ГГГГ объявлена зоной экономического бедствия с зоной повышенного радиационного риска с от 7 до 35 бэр. Результаты исследований, проведенных ДД.ММ.ГГГГ в Федеральном государственном учреждении «<данные изъяты>» подтвердили полученную Черных Е.А. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения - 27бэр. (л.д. 31). Суд считает, что Федеральное государственное учреждении «<данные изъяты>», проводившее цитогенетическое исследование клеток крови Черных Е.А., на результаты исследования которого истица ссылается, является специализированной организацией, поскольку имеет выданную ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой Росздравнадзора лицензию № на оказание специализированной медицинской помощи по радиологии. Поэтому у суда нет оснований для признания данной справки недопустимым доказательством. Как указывал Конституционный Суд РФ в своём Определении от ДД.ММ.ГГГГ №: «Исходя из статьи 2 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", в силу которой гражданам, проживавшим в населенном пункте <адрес> в 1949 - 1963 годах и получившим в этот период суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр, предоставляются определенные льготы и компенсации, в системном истолковании со статьей 26 Федерального закона "О радиационной безопасности населения", суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными». В Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П указывается, что само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, в установленный Правительством РФ перечень, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний. В качестве доказательств получения доз радиационного облучения в размерах, превышающих максимально допустимые средние эффективные дозы радиационного облучения, истица располагает справками, выданными уполномоченными органами Республики Казахстан в сфере социальной защиты населения Министерства здравоохранения Республики Казахстан: удостоверением, подтверждающим право на льготы, пострадавшему вследствие ядерных испытаний на <адрес> испытательном полигоне серия СП № (л.д.29),справкой, выданной истице о проживании в зоне повышенного радиационного риска от 7 до 35 бэр (л.д.16.) Истицей представлены в суд дополнительные доказательства – документы, полученные на территории Российской Федерации, подтверждающие получение ею суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения соответственно 27 бэр. Суд критически относится к доводам представителя Департамента труда и социального развития <адрес> о том, что результаты цитогенетического исследования клеток крови, проведенного в Федеральном государственном учреждении «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, являются основанием для пересмотра вступившего в законную силу решения <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу, являются, в частности, существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. Под предусмотренными указанной правовой нормой существенными обстоятельствами понимаются факты, имеющие юридическое значение для взаимоотношений сторон. Эти факты уже существовали в момент рассмотрения и разрешения дела, но не были и не могли быть известны ни заявителю, ни суду, рассматривавшему дело. Однако судом при разрешении ДД.ММ.ГГГГ спора по существу исследовались и проверялись обстоятельства, подтверждающие юридические факты, с которыми закон, примененный судом по данному делу, связывает правовые последствия для сторон на момент рассмотрения дела. Цитогенетическое исследование клеток крови истицы проведено в Федеральном государственном учреждении «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, поэтому полученные после вынесения решения суда новые доказательства, подтверждающие или опровергающие факты, исследованные судом, не могут являться основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу ДД.ММ.ГГГГ, для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, ратифицирована Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ), документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения (п. 1). Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон (в данном случае - Республика Казахстан) рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон (в данном случае - Российская Федерация) доказательной силой официальных документов (п. 2). Таким образом, представленные истицей Черных Е.А. доказательства, полученные на территории иностранного государства, в совокупности с доказательствами, полученными в Федеральном государственном учреждении «ФИО1 <данные изъяты>» – на территории Российской Федерации, суд считает достаточными, позволяющими сделать вывод об обоснованности требований истицы. Требования истицы с учетом представленных ею доказательств подлежат удовлетворению на основании Федерального закона № 2-ФЗ в системном толковании с Федеральным законом № 3-ФЗ, а также ст. 42 Конституции РФ, предусматривающих право каждого на благоприятную окружающую среду, радиационную безопасность и на возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу в результате воздействия радиоактивного излучения. Поскольку вред, нанесенный экологической катастрофой, является неисчислимым, само проживание на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, подтверждает причинение вреда здоровью истцов, проживающих на указанных территориях. В целях соблюдения права на получение социальных льгот и компенсаций Черных Е.А., подвергшейся сверхнормативному радиационному облучению, следует обязать Департамент труда и социального развития <адрес> внести в отношении Черных ФИО11 сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр), и направить реестр в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) для оформления удостоверения единого образца, подтверждающего право на льготы, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне». Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выдать Черных ФИО11 удостоверение единого образца, подтверждающее право на льготы, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» как гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать Черных ФИО11 подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне. Обязать Департамент труда и социального развития <адрес> внести в отношении Черных ФИО11 сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр) и направить реестр в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) для оформления удостоверения единого образца, подтверждающего право на льготы, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне». Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выдать Черных ФИО11 удостоверение единого образца, подтверждающее право на льготы, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» как гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр). Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья И.В. Хрячков