об отказе во о взыскании задолженности на приобретение продовольственных товаров



Дело № 2-2700/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2011 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Щербатых Е.Г.

при секретаре Шиндригаловой И.С.

с участием прокурора Семенова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО11, ФИО12 о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и разовой ежегодной выплаты на оздоровление,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и разовой ежегодной выплаты на оздоровление, впоследствии уточнив свои требования (л.д.4-11, 30-39). В обоснование своих требований указывает, что участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и является инвали<адрес>-й группы с 2010 года. На основании Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ему положена ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда. С ДД.ММ.ГГГГ данные суммы выплачиваются истцу, как инвалиду группы. При этом до ДД.ММ.ГГГГ сумма полагающихся выплат была рассчитана правильно.

ФИО1 указывает, что согласно справкам с места работы и филиала ФИО11 ему выплачивались следующие суммы:

С ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>.;

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - <данные изъяты> руб.

В то же время, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П; Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О; Определений Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О; от ДД.ММ.ГГГГ -О все компенсационные и иные выплаты, связанные с последствиями участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, отличаются от иных социальных выплат и входят в группу возмещения вреда здоровью, поэтому должны индексироваться также как суммы возмещения вреда здоровью. Однако ФИО1 такая индексация не проводилась.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ содержит разъяснения о том, что индексация ВВЗ начиная с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", неправомерна, поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат.

Судам дано право произвести индексацию сумм ВВЗ за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты груда". Таким образом, суммы возмещения вреда должны индексироваться с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, равного 1,581 (132 : 83,49), а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132).

Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 должны были выплачивать ежемесячно: <данные изъяты> руб. х 1,581 = <данные изъяты> руб.; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно: <данные изъяты> руб. х 1,515 = <данные изъяты> руб.

За 2002-2004 годы способ расчётов сводных годовых индексов определен Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П и подтверждён Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О.

Данные индексы рассчитаны на основании письма Главного управления труда и социального развития <адрес>:

За 2002 год - 1,170; за 2003 год - 1,500; за 2004 год - 1,248.

За 2005, 2006 годы индекс рассчитан в соответствии с Федеральным Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ (статья 2), согласно статье 3 которого "размеры выплат...ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ". Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ индекс составляет с ДД.ММ.ГГГГ - 1,11; c l.01.2006 г. - 1,09, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены индексы 2005 г. - 1,11; 2006 г. - 1,09. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в 2007 году установлен индекс инфляции – 1,08, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". С ДД.ММ.ГГГГ установлен уровень инфляции 1,105, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ » и Федеральным Законно м № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2009 год...» на 2009 год установлен уровень инфляции 1,130. Федеральным Законом РФ - ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый перио<адрес> 2012 годов » на 2010 год установлен уровень инфляции 1,1. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ на 2011 год установлен коэффициент инфляции 1,065. Индекс уровня потребительских цен определён в соответствии со справкой Воронежстата.

ФИО1 приводит расчет, согласно которому всего индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ ему подлежит выплате <данные изъяты> руб.

Кроме того, ФИО1 указывает в иске, что в соответствии со ст. 39 Федерального Закона № 179-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ему должна выплачиваться ежегодная компенсация на оздоровление вследствие чернобыльской катастрофы в размере трёхкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Приводя соответствующий расчет, истец указывает, что задолженность по данной выплате составила 10830 рублей 26 копеек, а за 2011 год подлежит начислению сумма: <данные изъяты> х 1,065 = <данные изъяты> руб.

По мнению истца, данная сумма задолженности также подлежит индексации. Индексы указаны в соответствии со справкой Федеральной службы государственной статистики, и за период с 2000 по 2009 г.г. включительно размер индексации составит <данные изъяты>., а всего (сумма задолженности вместе с индексацией): <данные изъяты>. Ежегодно с ДД.ММ.ГГГГ подлежит взысканию сумма: <данные изъяты>.

Основываясь на изложенном, ФИО1 просит суд взыскать с Министерства финансов РФ в его пользу за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС сумму недоплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> <данные изъяты>.; взыскать с Министерства финансов РФ в пользу ФИО1 Фёдоровича за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС сумму недоплаты ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 2000 г. по 2010 годы в размере <данные изъяты>.;

Обязать ФИО11 назначить и выплачивать ФИО1 ФИО2 Фёдоровичу ежемесячную сумму компенсации на приобретение продовольственных товаров за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1674 (одной тысячи шестисот семидесяти четырёх) рублей 41 коп. с последующей индексацией в соответствии с ростом уровня инфляции.

Обязать ФИО11 назначить и выплачивать ФИО1 ФИО2 Фёдоровичу за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС ежегодную компенсацию на оздоровление начиная с 2011 года в размере <данные изъяты>. с последующей индексацией в соответствии с ростом уровня инфляции.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем имеется заявление (л.д.49). Явившийся представитель истца по доверенности ФИО6 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - ФИО11 по доверенности – ФИО7 и представитель третьего лица – <данные изъяты>ФИО8 заявленные требования не признали, просили суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.55-56).

Представитель ответчика <данные изъяты> и третьего лица на стороне ответчика – <данные изъяты>ФИО9 против заявленных исковых требований возразила, указывая на законность и обоснованность производимых истцу выплат и их размера.

Представитель третьего лица – Департамента труда и социального развития <адрес> в судебном заседании по доверенности ФИО10 против удовлетворения требований истца возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.27-28).

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что ФИО1 является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, является инвали<адрес> группы в связи с заболеванием, полученным при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и разовую ежегодную компенсацию на оздоровление (л.д.12-15).

Вместе с тем, доводы истца о том, что вышеуказанные выплаты подлежат индексации по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, поскольку данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда и подлежат индексации по единым правилам, суд находит несостоятельными, а заявленные исковые требования – не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом – конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на ДД.ММ.ГГГГ (т.е. исчисленных исходя из <данные изъяты>), а с ДД.ММ.ГГГГ - исходя из базовой суммы <данные изъяты>. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере <данные изъяты>.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от ДД.ММ.ГГГГ "О минимальном размере оплаты труда" и от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда <адрес>, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 847, от ДД.ММ.ГГГГ N 292, от ДД.ММ.ГГГГ N 246, от ДД.ММ.ГГГГ N 171, и от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако того, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 35, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п.15 ст.14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, была признана соответствующей Конституции.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об индексации сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной выплаты на оздоровление и о взыскании задолженности по указанным выплатам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО11 ФИО12 о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и разовой ежегодной выплаты на оздоровление отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.Г. Щербатых

-32300: transport error - HTTP status code was not 200