24 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Щербатых Е.Г. при секретаре Шиндригаловой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО11 об изменении даты постановки на учет для получения жилого помещения, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, указывая в обоснование своих требований, что в 1993 году он был уволен из рядов вооруженных сил Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При увольнении им был написан рапорт на имя командира части о признании его семьи нуждающимся в предоставлении жилого помещения. В 2004 г. ФИО10 от бывших сослуживцев стало известно, что изменился порядок предоставления жилья бывшим военнослужащим и если он хочет получить квартиру, то необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ поехать в г. Воронеж и написать соответствующий рапорт на имя военного комиссара района, где он состоит на учете. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прибыл в военный комиссариат <данные изъяты> и написал заявление о том, чтобы военный комиссар ходатайствовал перед главой администрации <данные изъяты> о постановке его семьи в очередь для получения жилого помещения. Указанное заявление у ФИО1 в военном комиссариате <данные изъяты> приняли и в тот же день зарегистрировали в установленном законом порядке. После чего ему порекомендовали через 2-3 месяца обратиться в администрацию <данные изъяты> и узнать более подробную информацию о постановке его семьи на учет для получения жилья. Весной 2005 года ФИО1 прибыл в администрацию <данные изъяты>, где ему сообщили о том, что к ним никаких документов о постановке его семьи на учет для получения жилья не поступало, и посоветовали обратиться в военный комиссариат <данные изъяты>. В военном комиссариате <данные изъяты> ФИО1 сообщили, что его перевели на учет в военный комиссариат <данные изъяты> и необходимую информацию он может получить там. После обращения в военный комиссариат <данные изъяты>, а затем и в ФИО11 ФИО1 стало известно, что его семья поставлена в очередь на получение жилья в отделе учета и распределения жилья ФИО11 (далее - Ответчик), однако дата постановки на учет указана ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N76-03 "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон «О статусе военнослужащих») устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке п. 14 названного Федерального закона. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. Согласно п. 12 указанных правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления. В отделе по учету и распределению жилой площади ФИО11 хранятся личные дела лиц, поставленных на учет и имеющих право на получения жилья. ФИО1 поставлен на учет Ответчиком для получения жилой площади лишь ДД.ММ.ГГГГ, что лишило его возможности попасть в список очередников, в котором значатся только те лица, кто поставлен на учет до ДД.ММ.ГГГГ и существенно увеличило срок на получение жилья. В связи с этим, истец просит суд обязать ФИО11 изменить дату постановки на учет для получения жилой площади ФИО1 составом семьи 2 человека (он - майор запаса, жена ФИО5) с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ В судебное заседание истец ФИО1 не явился, направив своего представителя по доверенности ФИО6, который заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, указывая, что из взаимосвязанных положений норм закона, действовавшего на момент увольнения ФИО1, следует, что датой постановки на учет для получения жилой площади следует считать дату первоначального обращения истца с соответствующим заявлением (рапортом) т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Правильность такой позиции подтверждается в частности и тем, что в настоящее время данное положение прямо закреплено законом. Представитель ответчика по доверенности ФИО7, не оспаривая права истца на получение жилья, возражала против удовлетворения заявленных им требований, указывая на то, что датой постановки на учет считается дата поступления документов в ФИО11. Представитель третьего лица – <данные изъяты> по доверенности ФИО8 полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что датой постановки на учет должна считаться дата первоначального принятия документов уполномоченным органом, коим на момент увольнения ФИО10 являлся военный комиссариат. Перенаправление документов между государственными органами не должно затрагивать права гражданина. Представитель третьего лица – <данные изъяты> по доверенности ФИО9 в разрешении спора полагалась на усмотрение суда. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам. Из объяснений лиц участвующих в деле следует, что истец ФИО1 был уволен из рядов вооруженных сил Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в 1993 году. При увольнении им был написан рапорт на имя командира части о признании его семьи нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Решением жилищной комиссии истец и его семья были признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратился с рапортом на имя ВРИО военного комиссара <адрес> о постановке его и членов его семьи на очередь для получения жилья, который был принят военным комиссариатом <адрес>, наложена резолюция об исполнении в установленном порядке (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ документы были переданы из военного комиссариата <адрес> в военный комиссариат <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ была наложена резолюция о подготовке соответствующего ходатайства Главе администрации района (л.д.10). Указанное ходатайство было подготовлено и направлено Главе администрации ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Постановлением Главы администрации ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по трудовому жилищно-бытовому устройству офицеров и прапорщиков, уволенных в запас … о постановке на учет для получения жилой площади и изменения состава семьи в т.ч. в отношении ФИО1, составом семьи 2 человека (он – майор запаса, жена – ФИО5) с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). При рассмотрении настоящего дела суд руководствуется нормами Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент обращения истца с соответствующим рапортом и постановки его на учет, а также положениями нормативных актов, действующих по настоящее время в части не противоречащей действующему жилищному законодательству. Так, согласно положениям ст.ст.31, 33 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. В силу п.15 Решения <адрес> Совета народных депутатов, Президиума облсовета профсоюзов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 425/53-21 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений" принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в соответствии с датой регистрации документов по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Суд также принимает во внимание Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее - Порядок): В силу п.12 Порядка ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям N N 2 и 3. Приложение №2 представляет собой «СПИСОК ОЧЕРЕДНИКОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЛИ УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ», в который вносятся следующие сведения: N на 1 Воинс- Фамилия, Выс- Причина Состав Включен Место При- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Согласно п.14 Порядка на основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом (П.16). Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления (П.19). На каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления (П.20). Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы (П.21). Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что принятие решения о постановке на учет военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений относится к ведению военного комиссариата, в то время как орган местного самоуправления подтверждает правильность постановки гражданина на учет и формирует очередность на основе документов, полученных из военного комиссариата, в том числе свидетельствующих о дате включения гражданина в списки согласно вышеуказанному приложению. Правильность данного вывода подтверждается также и тем, что в соответствии с п.8 действующего в настоящее время Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (ред. от 15.04.2011) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2010 N 18841) "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (вместе с "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений") дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов. Разрешая настоящий спор, суд также принимает во внимание, что в силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При таком положении, анализируя установленные по делу обстоятельства, сопоставляя их с приведенными положениями закона, а также смыслом, заложенным Конституцией РФ и действующим регулированием спорных правоотношений, суд находит требования ФИО10 об изменении даты постановки его и членов его семьи как гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений, с ДД.ММ.ГГГГ (даты поступления документов в ФИО11) на ДД.ММ.ГГГГ (дату первоначального обращения) обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Изменить дату постановки ФИО1, составом семьи 2 человека (он – майор запаса, жена – ФИО5), на учет для получения жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ Судья: Е.Г. Щербатых
января
теку-
щего
года
кое
звание
имя,
отчество
луга
лет
уволь-
нения
со
службы
семьи,
включая
военно-
служащих
в список
(дата и
N ре-
шения)
жи-
тель-
ства
ме-
ча-
ние