Дело №2-2323/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Щербатых Е.Г. при секретаре Шиндригаловой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО10 о взыскании штрафа и судебных расходов, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском, указывая в обоснование своих требований, что её сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил действительную военную службу по контракту в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Он исключен из списка переменного состава университета приказом начальника <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. В июле 2008 года курсант ФИО3 находился в очередном отпуске. ДД.ММ.ГГГГ он вместе со своей знакомой гражданкой ФИО6 отдыхал на берегу реки Усманка. Около 16 часов Ускова, которая не умеет плавать, зашла на мелководье реки. Однако её снесло течением на глубокую часть русла реки. Ускова стала кричать и звать на помощь ФИО9, который сразу прыгнул в воду и стал спасать Ускову. При этом он переместил её к берегу, и она, ухватившись за прибрежную растительность, выбралась на бере<адрес> на берегу, Ускова не обнаружила ФИО9 и позвала отдыхающих на помощь. Несколько мужчин извлекли ФИО9 из воды, оказали ему первую помощь, но спасти не смогли. Смерть ФИО3 наступила от утопления в воде. Согласно вышеназванному приказу начальника <данные изъяты> смерть ФИО3 связана с исполнением обязанностей военной службы. Из извещения военного комиссара Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа видно, что смерть ФИО3 связана с исполнением военной службы. По содержанию п.п. "н" и "р" п. 1 ст. 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случае защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности, при совершении действий в интересах личности. В данном случае ФИО3 совершил действие в интересах гражданки ФИО6 - защитил её жизнь. Истица указывает, что согласно ч.2 ст.18 ФЗ "О статусе военнослужащих" ей как матери погибшего при исполнении служебных обязанностей военной службы военнослужащего ФИО3 ФИО10 выплатило единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания сына, то есть <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 получила все необходимые документы на выплату единовременного пособия и обязана была 19 августа того же года эту сумму направить в адрес истицы, но она этого не сделала и только по решению суда ДД.ММ.ГГГГ выплатила <данные изъяты>. Согласно п.4 ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодополучателю) штраф в размере 1% страховой суммы за каждый день просрочки. Согласно расчету истицы сумма штрафа на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. Кроме того, истица указывает, что её интересы в суде представляет адвокат ФИО7 За составление искового заявления она выплатила <данные изъяты>., за участие в судебном заседании – <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>. Также ею уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>. Основываясь на изложенном, ФИО2 просит суд взыскать с ФИО10 в её пользу штраф в размере <данные изъяты>; госпошлину в размере <данные изъяты> и затраты на услуги представителя - адвоката ФИО7 в сумме <данные изъяты>. В судебном заседании истица ФИО2 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.59). Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела и обозрев материалы гражданских дел № и №, суд приходит к следующим выводам. Установлено, что сын истицы – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГг.р., являлся курсантом <данные изъяты> курса <данные изъяты> факультета <данные изъяты> (<адрес>), проходившим военную службу по контракту. Приказом начальника <данные изъяты> (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 исключен из списков переменного состава университета в связи со смертью. Смерть ФИО3 наступила ДД.ММ.ГГГГ от утопления в воде, осложнившегося асфиксией, при обстоятельствах, изложенных истицей в исковом заявлении и установленных материалами проверки сообщения о преступлении в порядке ст.144-145 УПК РФ № по факту смерти ФИО3, из которых усматривается, что ФИО3 погиб при спасении утопающей ФИО6, в связи с чем, действия ФИО3 признаны, как совершенные в целях защиты жизни, чести и достоинства личности, а, следовательно, при исполнении обязанностей военной службы, что в свою очередь подтверждается выпиской из приказа начальника <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ; извещением военного комиссара Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа; справкой <данные изъяты> В связи с этим, у истицы ФИО2 возникло право на получение единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания погибшего военнослужащего, установленного п.2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О статусе военнослужащих". Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № и в силу п.2 ст.61 ГПК РФ не подлежат доказыванию и оспариванию при рассмотрении настоящего дела. ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО2 и необходимые документы поступили в ФИО10 что подтверждается материалами дела (л.д.29-34) и сторонами не оспаривалось. Единовременное пособие поступило на счет истицы лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48). В силу ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1). В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов – в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. В соответствии с указанным законом и государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение с ФИО10 (дело № л.д.143-147). Согласно п.п.1.1., 1.2. Соглашения его предметом является осуществление выплат единовременных пособий военнослужащим Минобороны России, гражданам, призванным на военные сборы (далее - военнослужащие), и членам их семей по случаям, предусмотренным частями 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Выплата единовременных пособий осуществляется за счет средств, перечисленных Минобороны России на расчетный счет ОАО «Росгосстрах», в виде страховой премии, предусмотренной Государственным контрактом № 205/181/3/153 на оказание в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российском Федерации и граждан, призванных на военные сборы от 30 декабря 2008 г. (далее - Договор страхования). В силу п.3.3.1 Соглашения ОАО «Росгосстрах» обязано производить выплаты единовременных пособий в размерах, установленных частями 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на условиях и в порядке, определенных приказом Министра обороны РФ от 02.02.1999 г. №55 "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей". В свою очередь п.2 указанного Приказа Минобороны РФ от 02.02.1999 N 55 (ред. от 04.07.2009) "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.1999 N 1737) единовременные пособия военнослужащим либо членам их семей выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение на проведение данных выплат (далее именуется - организация). При рассмотрении настоящего дела суд также руководствуется правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.10.2010 N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан", из которой следует, что учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также задачи Российской Федерации как социального государства по обеспечению эффективной защиты и поддержки семьи и исходя из того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, федеральный законодатель предусмотрел также особый правовой механизм возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих (п.3). Одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим обеспечиваются гарантируемые Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7 (часть 2), 37 (части 1 и 3) и 41 (часть 1), право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья. Данный вывод, сформулированный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, в полной мере распространяется на членов семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы. К числу способов возмещения вреда, понесенного членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, относится также выплата им в равных долях единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Данная выплата, предусмотренная абзацами первым и вторым пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", представляет собой, таким образом, дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах (п.3.1.). Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, предназначением которого является восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода семьи военнослужащего - денежного довольствия, утраченного в результате его гибели (смерти), в том числе в случае, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего отсутствует возможность (в силу нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей, несовершеннолетия и т.п.) компенсировать утраченный доход собственными усилиями. Положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как элемент данного публично-правового механизма служат, таким образом, одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, и как таковые не предполагают ограничение возмещения указанного вреда выплатой только страховых сумм и единовременного пособия, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права этой категории граждан (п.3.3.). Анализируя приведенные положения закона, соглашения и правовую позицию Конституционного Суда РФ в их взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что выплата, предусмотренная абзацами первым и вторым пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", представляя собой дополнительную социальную гарантию для соответствующей категории граждан, входит в единый гарантированный государством объем возмещения вреда в рамках страхового обеспечения, полагающегося военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы". Тем самым, положения Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…», в том числе, устанавливающие санкции за несвоевременную выплату страхового возмещения данной категории лиц, в полной мере распространяются на выплату, установленную п.2 ст.18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", входящую в объем страхового обеспечения, гарантированного государством членам семей погибших военнослужащих. Отсутствие же в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" каких-либо санкций за несвоевременную выплату единовременного пособия, установленного его статьей 18, не должно означать для организации, осуществляющей такую выплату за счет средств федерального бюджета, возможность произвольной выплаты указанного единовременного пособия ненадлежащим образом (в т.ч. за пределами установленного законом срока) без наступления неблагоприятных последствий, и восполняется нормами Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…». Данный вывод суда о характере вышеуказанного единовременного пособия подтверждается также вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 30.03.2011 г. по гражданскому делу №. В этой связи, суд находит заявленные ФИО2 исковые требования подлежащими удовлетворению, критически оценивая доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях, в части, касающейся различий в правовом регулировании спорных выплат. Не могут быть признаны обоснованными и доводы ответчика об отсутствии оснований для выплаты неустойки, в связи с направлением истице письменного отказа в страховой выплате в предусмотренный п.4.6. Соглашения 15-дневный срок по следующим основаниям. Указанный пункт Соглашения регламентирует срок для выплаты единовременного пособия, но не направления отказа в его выплате. Основания освобождения ФИО10 от выплаты единовременного пособия и ответственность Минобороны России за достоверность документов установлена п.5 Соглашения, в силу которого ФИО10 освобождается от выплаты единовременных пособий в случаях, предусмотренных п.п. 7,11 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия, ФИО10 оформляет на основании материалов расследования, проводимого органами дознания (следствия), а также заключений судебно-медицинской экспертизы (п.5.1.) Решение об отказе в выплате единовременного пособии принимается ФИО10 и сообщается военнослужащему (членам его семьи) и Минобороны России в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа в течение 15 дней со дня получения ФИО10 необходимых документов (п.5.2.). Названными выше пунктами Инструкции предусмотрены следующие случаи: а) самовольное нахождение вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, перечисленных в подпунктах "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 6 настоящей Инструкции; б) добровольное приведение себя в состояние наркотического или токсического опьянения; в) совершение деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным (п.7). Кроме того, в случаях гибели (смерти) военнослужащих либо получения ими повреждений здоровья от причин, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, единовременные пособия военнослужащим либо членам их семей выплате не подлежат (п.11). Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа в выплате страхового возмещения (единовременного пособия) ФИО2 послужило нахождение ФИО3 в момент смерти в состоянии алкогольного опьянения (л.д.31, 34). Между тем, такой вывод прямо противоречил представленным в ФИО10 документам, в частности п.4 выводов заключения судебно-медицинской экспертизы о том, что обнаруженное в крови ФИО3 количество этилового спирта соответствует отсутствию влияния алкоголя на организм (л.д.20). Необоснованность данного основания для отказа в выплате единовременного пособия была впоследствии подтверждена и решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. Таким образом, факт направления в 15-ти дневный срок ФИО2 отказа в выплате единовременного пособия не соответствующего п.5 Соглашения не может влиять на выводы суда о незаконности данного действия ФИО10 и служить основанием для освобождения ответчика от предусмотренной действующим законодательством ответственности. В соответствии с п.4 ст.11 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки. Проверив правильность расчета, представленного истцом (л.д.37), суд находит его соответствующим требованиям действующего законодательства и основанным на фактических обстоятельствах дела, в связи с чем, считает, что в пользу ФИО2 с ответчика подлежит взысканию <данные изъяты> в счет штрафа за необоснованную задержку выплаты страховых сумм. Кроме того, в силу ст.ст.94, 98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию сумма уплаченной ею государственной пошлины – <данные изъяты> (л.д.3,4), а также оплата услуг представителя в размере <данные изъяты> (л.д.38, 39). Заявленный размер расходов по оплате услуг представителя является разумным, основанным на Постановлении совет адвокатской палаты Воронежской области (л.д.49). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО2 удовлетворить. Взыскать с ФИО10 в пользу ФИО2: <данные изъяты> в счет штрафа за необоснованную задержку выплаты страховых сумм; <данные изъяты> в счет уплаченной государственной пошлины; <данные изъяты> в счет оплаты услуг представителя, а всего <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Воронежский областной суд через районный суд. Судья: Е.Г. Щербатых