о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, восстановлении в списке, установлении обязанности выдать государственный жилищный сертификат



Дело РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Лисицкой Н.В.

при секретаре Юдиной К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайбуллина Руслана Борисовича к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству регионального развития Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, восстановлении в списке сотрудников не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий и установлении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в первоочередном порядке,

установил:

Хайбуллин Руслан Борисович обратился с иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству регионального развития Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, восстановлении в списке сотрудников не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий и установлении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в первоочередном порядке.

Свои доводы мотивирует тем, что он проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности заместителя начальника Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по <адрес>» -начальника технической части (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) в звании майора внутренней службы. Решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включен в список сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи из четырех человек. В целях получения государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения был признан участником подпрограммы с оформлением учетного дела. ДД.ММ.ГГГГ был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность службы истца составляет 17 лет 3 месяца 12 дней. Однако, в нарушении требований закона ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью выдан не был, как и не было предоставлено жилое помещение, несмотря на то, что право на жилищное обеспечение должно было быть реализовано в первоочередном порядке. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, истец был исключен из списка сотрудников ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается Протоком заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что его незаконно сняли с учета нуждающихся в жилых помещениях в отсутствие установленных жилищным законодательством оснований, чем лишили его и семью права на получение сертификата, истец считает, что защита прав может быть осуществлена только путем признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» (ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по <адрес>») об исключении его из списка сотрудников ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановления в указанном списке, признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и установлении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в первоочередном порядке.

В судебном заседании истец иск поддержал.

Представитель истца по доверенности Ефремова Е.Н. также считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> по доверенности ФИО10. возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения (л.д.87). В своих возражения указывает, что служебной жилой площадью истец не обеспечивался в связи с отсутствием свободного служебного жилищного фонда. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «е» (сокращению штатов) ст.58 «Положения о службе в органах внутренних дел РФ». В виду отсутствия в настоящее время трудовых отношений с ГУ МЧС и ГУ ЦУКС МЧС утрачены основания для получения служебного жилого помещения.

Представитель ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» по доверенности ФИО11. также возражал против удовлетворения исковых требований по тем же основаниям.

Министерство Регионального развития РФ было извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. Из письменных возражения представленных в суд (л.д.132-138) усматривается, что Министерство иск не признает, поскольку является ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно «Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов» (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), а также в соответствии с «Положением о Министерстве регионального развития РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ ), в компетенцию Минрегиона не входят вопросы касающиеся признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, включения в сводный список граждан-участников подпрограммы, а также непосредственного обеспечения граждан государственными жилищными сертификатами.

ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» было извещено надлежащим образом. В письменных возражениях направленных в суд указывают, что ФКУ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не нарушала права истца, т.к. он проходил службу в ГУ МЧС России по <адрес> и распределение жилья производилось жилищной комиссией указанного управления, задолго до возложения указанных функций на ФКУ. Федеральное учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р путем изменения типа существовавшего федерального государственного учреждения «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России, переименованного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ из государственного учреждения «Государственная экспертиза проектов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», созданного директивой МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в судебное заседание не явился.

Выслушав явившихся, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Хайбуллин Р. Б. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности заместителя начальника Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по <адрес>» -начальника технической части (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) в звании майора внутренней службы. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой, выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ, учетным делом.

Решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> он был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включен в список сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи из четырех человек, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях получения государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в соответствии с п. 21 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, истец был признан участником указанной подпрограммы с оформлением учетного дела.

ДД.ММ.ГГГГ был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность службы составляет 17 лет 3 месяца 12 дней.

Однако, государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью истцу выдан не был, как и не было предоставлено жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, истец был исключен из списка сотрудников ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается Протоком заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает данное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Ответчик исключил истца из списка сотрудников ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ). Однако, истцом не утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.

При этом, в Протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ссылается на ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, в редакции, которая в настоящее время утратила силу, что влечет незаконность указанного решения.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ)

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Таким образом, иные категории граждан, имеющие право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и получить жилое помещение по договору социального найма определяются федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, в том числе подлежащие увольнению или уволенные со службы, относятся к категории граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России как категории граждан, в отношении которой государство выполняет обязательства по обеспечению жилыми помещениями установлен федеральным законодательством, в частности: Указами Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 531), от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 444), N 796 от ДД.ММ.ГГГГ, N 868 от ДД.ММ.ГГГГ; ФЗ «О пожарной безопасности», Законом РФ «О милиции» (действовавшим на дату принятия ответчиком решения о снятии меня с учета нуждающихся в жилых помещениях); Постановлениями Правительством РФ N 1095 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, N 865 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, N 385 от ДД.ММ.ГГГГ, N 1050 от ДД.ММ.ГГГГ; Приказами МЧС РФ N 44 и МВД N 84 от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Верховного совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, Приказами МВД N 1038 от ДД.ММ.ГГГГ, N 345 от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Особый статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России также подтверждается Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 911-О-О.

Так, согласно п. 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 444, от ДД.ММ.ГГГГ N 359) действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" распространено на лиц, названных в п.1 настоящего Указа, т.е. в том числе и на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов.

Пунктом 1 этого Указа Президента РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ N 1095 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ для сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также граждан, уволенных со службы приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение их и членов их семей постоянным жильем является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

С 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 865 от ДД.ММ.ГГГГ реализация программы "Государственные жилищные сертификаты" осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".

В соответствии с Паспортами подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011-2015 годы)", утвержденной Постановлениями Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, основными целью и задачами подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ, посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также посредством предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 257, от ДД.ММ.ГГГГ N 902).

Согласно разделу 2 Паспорта подпрограммы право на получение социальных выплат имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В целях реализации данной подпрограммы Правительство РФ ДД.ММ.ГГГГ приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (2011-2015 годы)», которым утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011-2015 годы)".

В соответствии с п.п. а) п.5 указанных «Правил» право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

В соответствии с п.п. 1, 2 Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 531) ДД.ММ.ГГГГ в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является правопреемником ГПС МВД РФ.

До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, ФЗ «О пожарной безопасности", Законом РФ "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме этого, лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно Указу Президента от ДД.ММ.ГГГГ N1153 (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 444) в целях усиления социальной защищенности сотрудников Государственной противопожарной службы и членов их семей с ДД.ММ.ГГГГ распространено действие п.3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих" на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Таким образом, статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.

Следовательно, решение жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» (ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по <адрес>») является незаконным, поскольку сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России относятся к «иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан», которые в силу ст.ст. 49, 51, 52 ЖК РФ имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы ответчиков о том, что учет сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется только для получения служебного помещения, противоречит нормам ЖК РФ.

Так, Жилищным кодексом РФ не предусмотрена постановка лиц на учет нуждающихся для получения служебного помещения. В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).

Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, основанием для предоставления служебного жилого помещения и заключения договора найма служебного жилого помещения является решение собственников таких помещений или уполномоченных собственниками лиц. Следовательно, предоставление служебных помещений не ставится в зависимость от признания сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России нуждающимися в жилых помещениях и постановки их на учет.

В соответствии с положениями «Правил», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, «Правил», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в целях обеспечения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, увольняемых или уволенных со службы, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, а не для предоставления служебного помещения. При этом, Методические рекомендации по учету лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и распределению жилой площади, разработанные Департаментом развития инфраструктуры МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , которыми ответчики руководствовались при снятии нас с учета нуждающихся в жилых помещениях, в нарушении положений п.п. 8, 9, 10 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти» не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и официально в установленном порядке не опубликованы. Следовательно, указанный нормативный правовой акт МЧС России не имеет юридической силы, не влечет правовых последствий, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

При этом, п. 14 данных Методических рекомендаций предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди которых отсутствует указание на утрату права на получение служебного помещения как на основание для снятия с очереди. Наряду с этим, в соответствии с п. 15 Методических рекомендаций решение о снятии с учета сотрудников в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Истца сняли с очереди по истечении одного года и семи месяцев со дня увольнения. Таким образом, ответчиками было принято решение об исключении истца из списка сотрудников ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в нарушении требований закона.

Кроме того, действия ответчиков по снятию сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, уволенных со службы, с учета нуждающихся в жилых помещениях противоречат целям и задачам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы «Жилище», поскольку полностью исключают возможность реализации этой категорией граждан права на получение государственных жилищных сертификатов.

Так, в соответствии с п.п. а) п.5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011-2015 годы)"», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, одними из оснований, дающих право на участие в этой подпрограмме и получение государственного жилищного сертификата, являются увольнение сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России со службы и их нуждаемость в улучшении жилищных условий. Однако, после увольнения со службы, в соответствии с доводами ответчика, сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС, якобы, утрачивают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Снятие же с учета в свою очередь влечет утрату уволенными сотрудниками права участвовать в подпрограмме.

При указанных обстоятельствах истец не может реализовать право на получение субсидий за счет средств федерального бюджета в виде государственного жилищного сертификата, что противоречит положениям Федеральной целевой программы «Жилище», ее подпрограммы, а также требованиям Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение эффективности выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан - участников подпрограммы.

Указанные выводы подтверждаются также тем, что после вступления в силу ЖК РФ ДД.ММ.ГГГГ, ответчики принимали сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признавали их участниками подпрограммы на получение государственных жилищных сертификатов, после увольнения со службы с учета не снимали, и выдавали указанным лицам государственные жилищные сертификаты.

В частности, за период с 2005 года по настоящее время сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России было выдано 55 государственных жилищных сертификатов, в том числе тем, которые встали на учет после 2005 года, в период прохождения службы, что подтверждается Справкой помощника секретаря жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по <адрес>, ФИО12

Из данной справки усматривается, что эти лица также как и истец состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, были включены в сводный список граждан–участников подпрограммы на получение сертификатов и в период прохождения службы (до увольнения) были обеспечены государственными жилищными сертификатами. Истец также в период службы имел право на получение государственного жилищного сертификата. Однако, ему до увольнения сертификат выдан не был, чем нарушены права и законные интересы истца.

Таким образом, учитывая, что обеспечение жильем сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета, и истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, действия ответчиков по исключению его из списка сотрудников ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречит требованиям закона. Оснований для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных действующим жилищным законодательством, не имеется.

Наряду с этим, в соответствии с п.п. а) п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011-2015 годы)"» для получения государственного сертификата юридическое значение имеет лишь факт нуждаемости в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Цель же и основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не являются юридическими фактами, влекущими какие-либо последствия.

В соответствии с п.п.11 п.12 «Положения о территориальном органе МЧС России – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ», утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , п. 12 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по <адрес>, ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» (ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по <адрес>») организуют учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивают их жилыми помещениями в установленном порядке.

В соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ в системе МЧС России было создано Федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, (в настоящее время - Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», сокращено наименование – ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»), на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы (п. 1 данного Приказа).

В соответствии с п. 2.1 Устава ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», указанное лицо осуществляет следующие виды деятельности (функции):

- постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке;

- ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.

Таким образом, принятие сотрудников ГПС МЧС России на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется не органом местного самоуправления, а Главным Управлением МЧС России по <адрес>, ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» (ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по <адрес>»), в настоящее время - ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Эти положения содержатся и в Решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2н-9/09, которым было признано незаконным возложение на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями категория граждан, указанных в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащих увольнению после ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Паспортами подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011 - 2015 годы)"» государственным заказчиком указанной подпрограммы является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Согласно п.п. 3, 28, 35 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011 - 2015 годы)"», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы, т.е. Министерством регионального развития Российской Федерации, которое на основании заявок МЧС России и ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» издает приказ о выдаче сертификатов и направляет бланки этих сертификатов в указанное министерство.

В соответствии с п.п. 18, 19, 21, 24, 26-29, 33-36, 42 указанных «Правил» ответчики выполняют следующие действия: ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» (ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по <адрес>») и ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» признают сотрудников ГПС МЧС России нуждающимися в улучшении жилищных условий и включают в список сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий; ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» и ГУ МЧС России по <адрес> включает в список и в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011-2015 годы)", изъявивших желание получить сертификат, с учетом даты постановки на очередь на улучшение жилищных условий; МЧС России и ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» представляют сводный список граждан-участников указанной подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат, в Министерство регионального развития РФ, включают в сводный список граждан - получателей сертификатов и представляют в Министерство регионального развития РФ заявку на выпуск государственных жилищных сертификатов; Министерство регионального развития РФ издает приказ о выдаче сертификатов и направляет бланки этих сертификатов в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», которое оформляет и выдает государственные жилищные сертификаты на приобретение жилых помещений.

Следовательно, во исполнение данных положений в соответствии со ст.ст. 49, 51, 52 ЖК РФ ответчиками и была осуществлена постановка истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также признание его участником подпрограммы и включение в сводный список участников подпрограммы.

В силу действующего федерального законодательства (Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, N 796 от ДД.ММ.ГГГГ, N 868 от ДД.ММ.ГГГГ, ФЗ «О пожарной безопасности», Законом РФ «О милиции» (действовавшим на дату принятия ответчиком решения о снятии меня с учета), Постановлений Правительством РФ N 1095 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, N 865 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, N 385 от ДД.ММ.ГГГГ, N 1050 от ДД.ММ.ГГГГ, Приказов МЧС РФ N 44 и МВД N 84 от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Верховного совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, Приказов МВД N 1038 от ДД.ММ.ГГГГ, N 345 от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ) истец имеет право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".

Так, в период службы в Государственной противопожарной службе МЧС России он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, стал участником данной подпрограммы и был включен в сводный список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата. До настоящего времени жильем не обеспечен и в силу ст. 51 ЖК РФ нуждается в улучшении жилищных условий. Общая продолжительность службы составляет 17 лет 3 месяца 12 дней, был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Таким образом, учитывая, что истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу ст.ст. 49, 51, 52 ЖК РФ, относится к категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в период службы сертификат истцу выдан не был, он имеет право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, и после увольнения со службы, а также право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в первоочередном порядке.

В соответствии с п. 29 «Правил», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудники Государственной противопожарной службе МЧС России, уволенные со службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 7 «Правил», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действовавшей на момент возникновения права на получение государственных жилищных сертификатов), из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Следовательно, защита прав истца может быть осуществлена только путем признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>» (ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по <адрес>») об исключении истца из списка сотрудников ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановления в списке, признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и установлении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в первоочередном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хайбуллина Руслана Борисовича удовлетворить.

Признать решение жилищно-бытовой комиссии Государственного учреждения «ЦУКС МЧС России по <адрес>» (Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по <адрес>»), оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении Хайбуллина Руслана Борисовича из списка сотрудников ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по <адрес>» и Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» восстановить Хайбуллина Руслана Борисовича с составом семьи из четырех человек в списке сотрудников ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>», не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на очередь на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать Хайбуллина Руслана Борисовича участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011-2015 годы)" и признать за мной право на получение государственного жилищного сертификата с составом семьи из четырех человек в первоочередном порядке.

Обязать Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> и Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по <адрес>» передать учетное дело Хайбуллина Руслана Борисовича - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в целях получения государственного жилищного сертификата с составом семьи из четырех человек в первоочередном порядке.

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» представить в Министерство регионального развития Российской Федерации заявку на выпуск государственного жилищного сертификата на имя Хайбуллина Руслана Борисовича с составом семьи из четырех человек в первоочередном порядке.

Обязать Министерство регионального развития Российской Федерации издать приказ о выдаче Хайбуллину Руслану Борисовичу с составом семьи из четырех человек сертификата в первоочередном порядке и направить бланк этого сертификата в Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Обязать Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» оформить государственный жилищный сертификат на имя Хайбуллина Руслана Борисовича и выдать ему на состав семьи из четырех человек государственный жилищный сертификат в первоочередном порядке на приобретение жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <данные изъяты> облсуд через <данные изъяты> райсуд <адрес> в течение месяца.

Судья Н.В. Лисицкая

-32300: transport error - HTTP status code was not 200